ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-328/2016 от 18.01.2017 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

РЕШЕНИЕ

18 января 2017 г. г. Хабаровск

Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Кузьминов М.Ю.,

рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» на постановление , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.32 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охрану окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» привлечено к административной ответственности по ст. 8.32 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение п. 2 раздела II Положений о пожарно-Химических станциях, а именно, за то, что ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ команда лесопожарных ПХС-1 типа не укомплектована двумя рабочими, что является нарушением п.2 раздела II Положений о пожарно-Химических станциях.

Указанные нарушения были выявлены в ходе проведенной Комсомольским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором проверки. ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.

Руководитель ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» ФИО1 обжаловал постановление, считает его незаконным по следующим основаниям.

1. В постановлении указано, что согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ-п на территории Амурского и Нанайского районов пожароопасный период ДД.ММ.ГГГГ открыт с ДД.ММ.ГГГГ, а штатное расписание ПХС-1 утверждено только ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, штатное расписание ПХС-1 утверждено с ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты изменения в штатное расписание в части сведений о численности штата ПХС -1 филиала Болоньский ФГБУ «Заповедное Приамурье» не вносились.

2. В вину учреждению вменяется не укомплектованность ПХС-1 двумя рабочими, что является, по мнению Департамента, нарушением Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в постановлении о назначении административного наказания не указан пункт Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, который был бы нарушен учреждением.

Одновременно, в вину учреждению вменяется нарушение требований пункта 2 раздела II Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, вышеуказанный приказ не зарегистрирован в Минюсте России, следовательно, не является нормативно-правовым актом, его действие распространяется только на работников Рослесхоза, но не распространяется на другие министерства. По своей сути, данный документ является документом для внутреннего пользования структуры Рослесхоза. Приказ Рослесхоза с момента его издания ДД.ММ.ГГГГ не претерпевал изменений, соответственно, содержит указание и ссылки на недействующие в настоящее время нормативно-правовые акты.

Так, в части 2 Положения о ПХС указано, что ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92 - 94, 96, 97, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N

Следует отметить, что постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 886 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации" признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417.

Указание на статьи 83, 92-94, 96, 97, 100 Лесного кодекса в Положении о ПХС, утвержденному Рослесхозом 19.12.1997 также отсылает к недействующему в настоящее время Лесному кодексу Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ.

Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 №217-ФЗ) Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2009 года. В настоящее время лесное законодательство состоит, прежде всего, из Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Таким образом, постановление Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному округу содержит ссылки на недействующие и не применимые для исполнения нормативно-правовые акты. Так, например, статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ определяет обязанности лесопользователей при осуществлении ими пользования лесным фондом. Вместе с тем, статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ определяет порядок передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Согласно ч. 3 положения о ПХС, утвержденного приказом Рослесхоза ДД.ММ.ГГГГ, по целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС.

ПХС-1 (первого типа) организуется, в основном, в лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем. Команда ПХС-1 организуется, как правило, на пожароопасный сезон.

Вместе с тем, заповедник Болоньский является территорией водно-болотных угодий международного значения. Преобладающий тип растительного покрова заповедника — болота, (а не леса) занимающие 87 % территории.

Кроме того, пункт 2 раздела II положения о ПХС, который вменяется в вину ФГБУ «Заповедное Приамурье» не содержит обязательного количества рабочих ПХС типа. В данном пункте содержится обязанность для ПХС сезонного функционирования о том, что комплектование должно быть закончено за две недели до начала пожароопасного сезона.

Наряду с изложенным, положение о ПХС филиала Болоньский ФГБУ «Заповедное Приамурье» не содержит требований к количеству рабочих ПХС.

Штатное расписание ПХС филиала Болоньский ФГБУ «Заповедное Приамурье» содержит сведения о шести рабочих ПХС. Для комплектования штата ФГБУ «Заповедное Приамурье» проведена определенная работа. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ штат рабочих был укомплектован из 4-х человек. В связи с отдаленностью села Джуен, комплектование рабочих составляет определённую трудность.

В целях комплектования рабочих, учреждением заключен договор возмездного оказания услуг на информационно-рекламное обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному договору, в телевизионном эфире «Бегущая строка» воспроизводился текст объявления о наборе рабочих ПХС. Согласно эфирной справке телекомпании «<данные изъяты>» в эфире Телеканала «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выходило объявление «бегущей строкой» «на сезонную работу требуются рабочие лесопожарной бригады, проживающие в <адрес>». Также информация о вакансиях с указанием профессии «рабочий» была дана в Центр занятости, что подтверждается справкой центра занятости <адрес>.

На период ДД.ММ.ГГГГ команда рабочих была укомплектована в полном объёме.

Приказами от ДД.ММ.ГГГГ-л/с и от ДД.ММ.ГГГГ-л/с были приняты на сезонную работу 2 рабочих ПХС 1.

Согласно плану тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2016 года, утвержденному Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, при возникновении пожара количество сотрудников увеличивается за счёт дополнительных формирований заповедника (отдела охраны и общего отдела). Кроме того, вышеуказанным планом тушения, приводится информация о лицах, допущенных к руководству тушения лесных пожаров (руководители тушения лесных пожаров) в количестве 8 человек.

Также, согласно паспорту пожарной безопасности государственного природного заповедника «Болоньский», утвержденному руководителем филиала ФИО4ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, численность членов лесопожарных бригад составляет <данные изъяты> человека, численность дополнительно привлекаемых к тушению пожаров работников из числа, работающих в учреждении составляет <данные изъяты> человек, наличие аттестованных руководителей тушения пожаров составляет 9 человек.

В соответствии с показателями и критериями готовности к началу пожароопасного сезона паспорта пожарной безопасности государственного природного заповедника «Болоньский», утвержденному руководителем филиала ФИО4ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, показатель количества рабочих ПХС 1 в соответствии со штатным расписанием не является показателем отсутствия готовности филиала Болоньский ФГБУ «Заповедное Приамурье» к пожароопасному сезону.

Данные факты не были изучены при рассмотрении административного дела и им не давалась правовая оценка.

В то же время, в вину учреждению вменяется нарушение требований пункта 2 раздела II Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, не являющегося обязательным для исполнения нормативно-правовым актом для учреждений, не подведомственным Рослесхозу, и имеющим ссылки на недействующие и не применимые для исполнения нормативно-правовые акты.

4. Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу вынесено в отношении ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье».

Вместе с тем, полное наименование учреждения – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края. Также, у учреждения имеется сокращенное наименование - ФГБУ «Заповедное Приамурье».

Таким образом, постановление вынесено в отношении иного юридического лица, наименование которого противоречит содержащемуся в постановлении о возбуждении об административном производстве, вынесенному органом прокуратуры.

На основании изложенного, просит суд отменить постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу в полном объёме, как не обоснованное и не законное.

На рассмотрение жалобы представитель ФГБУ «Заповедное Приамурье» ФИО5 доводы жалобы поддержала по изложенным в нем основаниям, просила суд отменить постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу в полном объёме, как не обоснованное и не законное.

Представитель Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу ФИО2, ФИО3 против удовлетворени жалобы ФГБУ «Заповедное Приамурье» возражали, просили в удовлетворении заявления Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» об отмене постановления отказать по указанным в отзыве основаниям.

Выслушав пояснения представителей ФГБУ «Заповедное Приамурье», Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу, изучив материалы дела, суд не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.

Действия ФГБУ «Заповедное Приамурье» правильно квалифицированы по ст. 8.32 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Основанием для привлечения к ответственности ФГБУ «Заповедное Приамурье» по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, согласно подпункта «а» пункта 3, которым предусмотрено в качестве меры пожарной безопасности в лесах - предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров)

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации).

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (п. 1 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу положений части 1 статьи 53.8 Лесного кодекса, если данным Кодексом не установлено иное, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167 в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, а также целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров, утверждены Положения о пожарно-химических станциях (далее- Положения).

В силу абз. 1 п. 3 раздела 1 Положений ПХС-1 (первого типа) организуется для ликвидации двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвуют совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем. Команда ПХС-1 организуется, как правило, на пожароопасный сезон.

Пунктом 2 раздела II Положений определено, что для ПХС сезонного функционирования комплектование должно быть закончено за две недели до начала пожароопасного сезона.

Пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах-техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

Согласно Приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об открытии пожароопасного сезона 2016 года», заповедник Болоньский расположен на территории подведомственной КГКУ «Падалинское лесничество».

Поскольку заповедник Болоньский относиться к ПХС-1 типа и является ПХС сезонного функционирования, то комплектование должно быть закончено за две недели до начала пожароопасного сезона.

Как установлено проверкой, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Государственный природный заповедник «Болоньский» является собственником пожарно-химической станции.

Из записи о государственной регистрации ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье», следует, что ДД.ММ.ГГГГ к нему присоединено юридическое лицо - ФГБУ «Государственный природный заповедник «Болоньский».

В связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье», является собственником указанной станции.

Положением о пожарно-химической станции, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя филиала «Болоньский» ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье», определено, что она является 1 типа, сезонный (комплектуется лесопожарпыми рабочими бригады на пожароопасный период п.11)

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ-п на территории <адрес> и <адрес>ов пожароопасный период ДД.ММ.ГГГГ открыт с ДД.ММ.ГГГГ, а штатное расписание ПХС-1 утверждено только ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из информации филиала «Болоньский» ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ команда лесопожарных рабочих ПХС-1 типа не укомплектована двумя рабочими, что является нарушением п.2 раздела II Положений о пожарно-Химических станциях.

Таким образом, ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ и, подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.08.2016г., из которого следует, что в ходе проведения проверки установлено, что в нарушении п.2 раздела II Положения о пожарно-химических станциях (далее- Положения) команда лесопожарных рабочих ПХС-1 типа не укомплектована двумя рабочими;

- выпиской из штатного расписания ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» от ДД.ММ.ГГГГг.;

- свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым ФГБУ «Государственный природный заповедник «Болоньский» является собственником пожарно-химической станции.

- приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края КГКУ «Падалинское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ. об открытии пожарного сезона ДД.ММ.ГГГГ.;

- сведениями о записях в ЕГРЮЛ

- постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что основаниями для отмены вынесенного постановления могут являться такие существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы жалобы руководителя ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» о том, что ФГБУ «Заповедное Приамурье» необоснованно привлечен к административной ответственности, не состоятельны, поскольку опровергаются доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении и не могут служить основанием для отмены постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ.

При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, место совершения правонарушения, юридическое лицо, и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Наказание назначено в пределах санкции ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении возбуждено, рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленные сроки с соблюдением положений КоАП РФ об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Наказание назначено в пределах санкции статьи особенной части КоАП РФ с учетом установленных обстоятельств по делу, отягчающих, смягчающих административную ответственность обстоятельств.

По этим основаниям, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении подлежит оставлению без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО7 о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ, которым признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 руб., оставить без изменения, а жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края «Заповедное Приамурье» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 (десяти) суток с момента его получения.

Судья: Кузьминов М.Ю.