Дело № 7-21-260/2022
Первая инстанция № 12-328/2022
УИД 75RS0002-01-2021-004169-47
Судья Никитина Т.П.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
25 апреля 2022 года город Чита
Судья Забайкальского краевого суда Смоляков Павел Николаевич,
рассмотрев в открытом судебном заседании,
по жалобе лица, привлекаемого к ответственности,
на решение судьи Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 21 марта 2022 года,
дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
в отношении:
ФИО1, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
постановлением начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю от 15 октября 2021 года (л.д. 26-27) ФИО1 привлечён к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Решением начальника УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю от 25 ноября 2021 года (л.д. 36-38) постановление оставлено без изменения.
9 декабря 2021 года ФИО1 обратился в Ингодинский районный суд города Читы Забайкальского края с жалобой (л.д. 1) на вышеуказанные акты.
Определением судьи Ингодинского районного суда города Читы Забайкальского края от 13 декабря 2021 года (л.д. 2) жалоба ФИО1 передана в Центральный районный суд города Читы Забайкальского края.
22 декабря 2021 года ФИО1 обратился с жалобой (л.д. 9) в Забайкальский краевой суд, в которой просил указанное определение отменить.
Определением судьи Забайкальского краевого суда от 24 января 2022 года (л.д. 43-44) жалоба оставлена без рассмотрения по существу.
Решением судьи Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 21 марта 2022 года (л.д. 84-85) вышеуказанные акты оставлены без изменения.
Не согласившись, ФИО1 обратился в Забайкальский краевой суд с жалобой (л.д. 93).
В заседании суда ФИО1 эту жалобу поддержал.
Выслушав его и изучив дело, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При рассмотрении дела в районном суде таковой был нарушен.
Как лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, ФИО1 обладает правом на личное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе прочего, устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу.
Из дела следует, что ФИО1 является инвалидом. 21 марта 2022 года он явился в здание суда (<...>) для участия в судебном заседании. При этом ранее названное лицо заявило ходатайство об обеспечении такого его участия вне залов судебных заседаний, которые расположены в цокольном этаже соответствующего здания, не оборудованного лифтом, лестничными подъёмниками либо иными приспособлениями, которые делают доступ маломобильных групп населения возможным.
Однако в удовлетворении указанного ходатайства судья отказала (л.д. 82), поскольку «… материальное обеспечение Центрального районного суда г. Читы и социальная поддержка инвалидов не входит в компетенцию судьи, рассматривающего дело, а относится к полномочиям Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Управления судебного департамента в Забайкальском крае, в том числе и обеспечение доступной среды для инвалидов».
Между тем данные обстоятельства отношения к делу не имеют.
Обеспечение процессуальных прав участника судопроизводства возлагается на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении.
С учётом вышеизложенного заседание могло быть проведено в ином доступном для ФИО1 помещении суда. Центральный районный суд города Читы Забайкальского края располагает залами судебных заседаний, находящимися на первом этаже его здания по адресу: <...>.
Как сказано в СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утверждённом и введённом в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр, залы судебных заседаний должны быть доступны для всех категорий инвалидов.
Обжалуемый акт подлежит отмене как постановленный с существенным нарушением КоАП РФ, дело должно быть возвращено на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.1-30.8 КоАП РФ, судья,
р е ш и л:
отменить решение судьи Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 21 марта 2022 года и возвратить дело в тот же суд на новое рассмотрение.
Данное решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть пересмотрено в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ, путём подачи жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья П.Н. Смоляков