Дело № 12-329/16
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Новочебоксарск 20 декабря 2016 года
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Кольцова Е.В.,
с участием ФИО1 и его защитника Бондарчук Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике- Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ, которым
ФИО2 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин РФ, проживающий по адресу: Чувашская Республика, <адрес> гражданин РФ,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
О совершении ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ начальником отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2, являясь главой администрации города Новочебкосарск, совершил действия (бездействие), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг) свободы экономической деятельности, и образуют состав административного правонарушения.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике- Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с принятым решением, ФИО2 обратился с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по административному делу по тем основаниям, что администрация г. Новочебоксарск аукцион на право размещения нестационарного объекта на территории Соборной площади не проводила. Он занимал должность главы администрации с 2011 года по 11.09.2014 года и на момент направления писем в адрес ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и ООО «<данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ не являлся главой администрации г.Новочебоксарск.
ФИО2 в присутствии своего защитника Бондарчук Т.Е. поддержал доводы, изложенные в жалобе, вновь приведя их суду.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике- Чувашии, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее представил суду письменный отзыв, в котором доводы изложенные в жалобе не признал и просил оставить постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 без изменения, а жалобу без удовлетворения по изложенным в отзыве основаниям.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судья считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судья, выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, дело об административном правонарушении, приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» обратилось в администрацию г. Новочебоксарск с заявлением о предоставлении места под размещение нестационарного торгового объекта «<данные изъяты>» по оказанию услуг досуга, отдыха и спорта в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м на <данные изъяты>).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация г.Новочебоксарск отказала в удовлетворении заявления в связи с предоставлением земельного участка АУ «ПКиО «Ельниковская роща», куда предложила обратиться для заключения договора на размещение аттракционов.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» обратилось в администрацию г. Новочебоксарск с заявлением о проведении проверки в отношении директора АУ «<данные изъяты>» в связи с нарушениями, допущенными при проведении публичного предложения и связанными с необеспечением равных конкурентных условий для участия претендентов, а ДД.ММ.ГГГГ направило в администрацию предложение о разделении земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта «<данные изъяты>» по оказанию услуг досуга, отдыха и спорта площадью <данные изъяты> кв. м на <данные изъяты>) на 4 - 5 лотов и проведении аукциона.
Заявления ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Новочебоксарск не рассмотрены по существу и ответ данному лицу не направлен.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» направило в АУ «ПКиО «Ельниковская роща» заявление об организации точки проката детских автомобилей на весеннелетний период в парке культуры и отдыха «Ельниковская роща» и на Соборной площади и просило в случае проведения конкурса или аукциона сообщить по телефону.
АУ «ПКиО «Ельниковская роща» в тот же день в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. разместило на официальном сайте администрации извещение о проведении публичного предложения о приеме заявок для заключения договоров на право размещения нестационарных объектов по оказанию услуг досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания по адресу: <адрес> (за перроном автостанции) площадью <данные изъяты> кв. м.
На указанное извещение было подано три заявки: ИП ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов), ООО «<данные изъяты>» (ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов) и ООО «<данные изъяты>» (ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов).
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам рассмотрения заявок принято решение о заключении договора с ИП ФИО7 как с первым подавшим заявку участником.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» направило в администрацию <адрес> заявление о предоставлении места под размещение нестационарного объекта для осуществления деятельности по прокату детских автомобилей с ДД.ММ.ГГГГ и организации конкурса или аукциона.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрацией <адрес> на указанное обращение ООО «<данные изъяты>» сообщено, что земельный участок предоставлен АУ «ПКиО «Ельниковская роща» и предложено обратиться к последнему для заключения договора на размещение аттракционов.
Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта и объекта по оказанию услуг общественного питания, досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания и заключение договора на размещение нестационарного объекта утвержден Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № 367 «О размещении нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, помещениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена», в соответствии с п. 5.4 которого муниципальным бюджетным и автономным учреждениям г. Новочебоксарска при размещении нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, являющихся объектами муниципальной собственности и находящихся в оперативном управлении, необходимо руководствоваться порядками и типовыми формами, установленными настоящим постановлением.
Положения Порядка и типовых форм, установленные данным постановлением, применяются Муниципальными бюджетными и автономными учреждениями г. Новочебоксарск исключительно в пределах полномочий данных учреждений, правоотношения между хозяйствующими субъектами устанавливаются самостоятельно, без необходимости дополнительных согласований и учета выданных разрешений на соответствующее размещение нестационарных объектов в администрации г. Новочебоксарск и ведомственных учреждениях, организациях.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 8 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, принятого решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2005 года № С 5-1, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры (п. 17); создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 20).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 6 ст. 2 Федерального закона № 381-ФЗ).
На основании ч.ч. 1, 3 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (приказ Министерства экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов»).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ автономным -учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Из устава АУ «ПКиО «Ельниковская роща», утвержденного постановлением администрации г. Новочебоксарск от 17 ноября 2011 года № 1020 и согласованного распоряжением Управления имущественных и земельных отношений администрации от 15 ноября 2011 года № 287-р, следует, что учредителем Учреждения является Администрация (пункт 1.4), целью создания Учреждения - осуществление деятельности в сфере культуры (пункт 2.1), основными целями деятельности Учреждения - создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 2.3).
Начальником отдела культуры администрации г. Новочебоксарск 31 декабря 2014 года утверждено муниципальное задание АУ «ПКиО «Ельниковская роща» на ДД.ММ.ГГГГ годы, в котором предусмотрено лишь оказание услуг по организации массового отдыха различных групп населения на территории парка.
Антимонопольный орган установил, что в результате проведенного АУ «ПКиО «Ельниковская роща» публичного предложения заключен договор на размещение нестационарного объекта по оказанию услуг досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания № от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО7, предметом которого является предоставление хозяйствующему субъекту права на размещение нестационарного объекта, комплекса аттракционов на территории площадью <данные изъяты> кв.м, на <данные изъяты>, утвержденного схемой размещения нестационарных объектов.
С учетом изложенных выше обстоятельств административный орган обоснованно пришел к выводу, что администрация г. Новочебоксарск незаконно возложила на АУ «ПКиО «Ельниковская роща» полномочия, относящиеся к полномочиям органа местного самоуправления, и, тем самым, нарушила ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку ни Федеральным законом № 174-ФЗ, ни Уставом АУ «ПКиО «Ельниковская роща», ни муниципальным заданием не установлено право автономного учреждения на проведение торгов, проведение публичного предложения о заключении договоров на размещение нестационарного объекта, определение порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Новочебоксарска (в том числе на территории <данные изъяты>). Функции по обеспечению порядка по размещению нестационарных торговых объектов и объектов досуга и отдыха относятся к полномочиям органа самоуправления (пункты 17, 20 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ); передача хозяйствующим субъектам указанных функций Федеральным законом № 131-ФЗ не предусмотрена.
Из Порядка организации и проведения аукциона, следует, что муниципальным автономным учреждениям предоставлено право самостоятельно организовывать размещение нестационарных объектов досуга и отдыха на территории этих учреждений без согласования с администрацией и без учета выданных разрешений на размещение нестационарных объектов, при этом в адресованных в адрес ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» письмах администрация г. Новочебоксарск предложила последним обратиться в АУ «ПКиО «Ельниковская роща» для заключения договора на размещение аттракционов, указав, что размещение нестационарных объектов по оказанию услуг досуга, отдыха и спорта на территории Соборной площади находится в компетенции руководителя АУ «ПКиО «Ельниковская роща».
В соответствии с ч. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами власти и местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного, или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственной или муниципальной преференцией.
В данном случае администрация г. Новочебоксарск предоставила земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров на <данные изъяты> (за перроном автостанции) для размещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комплекса аттракционов (батуты, лабиринты, карусели, прокат детских транспортных игрушек), включенного в Схему размещения нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики в приоритетном порядке АУ «ПКиО «Ельниковская роща», осуществляющему деятельность на рынке услуг досуга и отдыха, то есть данному лицу созданы преимущественные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном рынке, доступ на рынок которым в связи с действиями администрации г. Новочебоксарск обеспечен не был.
Таким образом, предоставив земельный участок для организации территории культуры и отдыха и одновременно наделив АУ «ПКиО «Ельниковская роща» правом определять условия осуществления иными хозяйствующими субъектами деятельности по оказанию услуг досуга и отдыха, администрация г. Новочебоксарск предоставила учреждению преимущественные условия деятельности на данном рынке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Постановление администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики № 367 «О размещении нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, помещениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» принято 22 августа 2012 года.
Распоряжение администрации г. Новочебоксарск № 1089 «О предоставлении земельного участка АУ «ПКиО «Ельниковская роща» в постоянное (бессрочное) пользование для организации территории культуры и отдыха по <адрес>, принято ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказу администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики о рассмотрении кандидатуры на замещение должности главы администрации г. Новочебоксарск от 1 июля 2011 года № С 13-1 на должность главы администрации г. Новочебоксарск на постоянной основе назначен ФИО2
Решением Новочебоскарского городского Собрания депутатов ЧР № С 65-1 от 11 сентября 2014 года досрочно прекращены полномочия главы администрации г. Новочебоксарск ФИО2
В связи с выявлением в действиях администрации г. Новочебоксарск признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении главы администрации г. Новочебоксарск ФИО2 составлен протокол от 17 мая 2014 года № 15/05-А-2016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого административного правонарушения по части 1 статьи 14.9 КоАП образуют действия (бездействие), нарушающие запреты, предусмотренные в статье 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции), ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров (п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции) создание дискриминационных условий (п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, и муниципальных организациях.
Как следует из материалов дела, противоречащее закону постановление администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики № 367 «О размещении нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, помещениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» принято 22 августа 2012 года, при этом земельный участок на Соборной площади (за перроном автостанции) был предоставлен АУ «ПКиО «Ельниковская роща» в постоянное (бессрочное) пользование для организации территории культуры и отдыха на основании распоряжения администрации г. Новочебоксарск № 1089 от 10 июня 2014 года.
Таким образом должностное лицо административного органа обоснованно пришел к выводу о том, что главой администрации г. Новочебоксарск ФИО2 не были предприняты необходимые достаточные меры по соблюдению всех зависящих мер для надлежащего исполнения требований законодательства при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Незаконное возложение п. 5.4 постановления администрации г.Новочебоксарск № 367 от 22 августа 2012 года на АУ «ПКиО «Ельниковская роща» полномочий, относящихся к полномочиям органа местного самоуправления, повлекло в последующем нарушение АУ «ПКиО «Ельниковская роща» антимонопольного законодательства.
Таким образом, действия (бездействие) главы администрации г. Новочебоксарск ФИО2 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП, в связи с чем судья приходит к выводу о правомерности его привлечения к административной ответственности по данной статье должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии.
Доводы жалобы о том, что в период вынесения постановления администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики № 367 «О размещении нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, помещениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился в отпуске и не подписывал указанное постановление не является основанием для удовлетворения жалобы и отмене оспариваемого постановления, поскольку объективную сторону правонарушения ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ составляют не только действия, но и бездействие должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, при этом земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м на территории Соборной площади (за перроном автостанции) был предоставлен АУ «ПКиО Ельниковская роща» на основании распоряжения администрации <адрес> ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ, в последующем администрацией г. Новочебоксарск аукцион на право размещения нестационарных объектов на территории <данные изъяты> не проводила.
Таким образом, администрация г. Новочебоксарск, предоставив земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м на территории Соборной площади (за перроном автостанции) в приоритетном порядке АУ ПКиО «Ельниковская роща» для организации территории культуры и отдыха и одновременно наделив учреждение правом определять условия осуществления иными хозяйствующими субъектами деятельности по оказанию услуг досуга и отдыха, предоставила АУ ПКиО «Ельниковская роща» преимущественные условия деятельности на данном рынке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу, что выводы, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств, имеющихся в материалах административного дела.
Действия главы администрации г. Новочебоксарск ФИО2 квалифицированы правильно, наказание ему назначено в соответствии с требованиями закона и является справедливым.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело должностным лицом не допущено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы судья не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике- Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Е.В.Кольцова