ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-329/2021 от 27.10.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0<.......>-92

Дело <.......>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень 27 октября 2021 года

Судья Тюменского областного суда Галяутдинова Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление судьи Калининского районного суда г. Тюмени от <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2,

у с т а н о в и л:

<.......> старшим инспектором отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по <.......> в отношении ФИО2 составлен протокол 72Е <.......> об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что <.......> около 09 часов 50 минут по адресу: г. Тюмень, <.......>, сотрудниками отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по <.......> установлен гражданин Республики Узбекистан ФИО2, который будучи <.......> привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушение ч. 2, ч. 3 ст. 20, пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 109-ФЗ от <.......> «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», с <.......> проживает (пребывает) по адресу: г. Тюмень, <.......>, с нарушением миграционного законодательства, а именно без постановки на миграционный (регистрационный) учет по месту пребывания (проживания) и документы (паспорт и миграционную карту) принимающей стороне для постановки на миграционный учет по месту фактического пребывания не передал, таким образом, повторно совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

<.......> протокол об административном правонарушении и другие материалы направлены для рассмотрения в Калининский районный суд г. Тюмени.

Постановлением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от <.......> ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до исполнения процедуры административного выдворения. Исполнение постановления отсрочено до принятия решения по уголовному делу в отношении ФИО2

С данным постановлением не согласен ФИО2, который в жалобе в вышестоящий суд, просит его отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 1, подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от <.......><.......> «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ФИО2 не подлежит привлечению к административной ответственности, поскольку по состоянию на <.......> ФИО2 был поставлен на миграционный учет по месту пребывания и находился на территории Российской Федерации законно, <.......> ФИО2 обратился в органы миграционного учета для урегулирования своего правового статуса, представил принимающей стороне все необходимые документы, но по независящим от него причинам принимающей стороной данная обязанность не исполнена. Кроме того, обращает внимание, что ФИО2 является подсудимым лицом по уголовному делу, которое рассматривается в Калининском районном суде г. Тюмени, в связи с чем назначение наказание в виде выдворения будет препятствием для осуществления правосудия. В нарушение ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом принято решение об отсрочке исполнения наказания в виде административного штрафа.

О времени и месте рассмотрения жалобы ФИО2, должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, их участие обязательным не признано, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от <.......> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от <.......> № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона от <.......> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе избирать место своего проживания вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (ст. 7 Федерального закона от <.......> № 109-ФЗ).

В силу п. 20 Постановления Правительства РФ от <.......><.......> «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

Согласно части 6 ст. 20 Федерального закона от <.......> № 109-ФЗ не подлежат учету по месту регистрации главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей; иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей), иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов; иностранные граждане - члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств; иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что <.......> около 09 часов 50 минут по адресу: г. Тюмень, <.......> установлен гражданин Республики Узбекистан ФИО2, который допустил нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, а именно, не встал на миграционный учет по месту пребывания, (проживания) и документы (паспорт и миграционную карту) принимающей стороне для постановки на миграционный учет по месту фактического пребывания не передал, с <.......> проживая по адресу: г. Тюмень, <.......>, с нарушением миграционного законодательства. К лицам, которые не подлежат учету по месту регистрации в соответствии с ч. 6 ст. 20 Федерального закона от <.......> № 109-ФЗ, ФИО2 не относится.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, сведениями автоматизированной системы Центральной базы данных учета иностранных граждан МВД России, объяснениями ФИО2, не оспаривавшего обстоятельства совершения правонарушения, изложенными в протоколе об административном правонарушении и объяснениях от <.......>, справкой заместителя начальника ОИК Управления по вопросам миграции ФИО3, требованием о судимости на имя ФИО2, справкой ОИК УВМ УМВД России по <.......> от <.......>, иными материалами дела, которым судом дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не согласиться с которой не нахожу.

Учитывая, что постановлением заместителя начальника отдела иммиграционного контроля Управление по вопросам миграции УМВД России по <.......>ФИО3 от <.......><.......> ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, вступившим в законную силу <.......> (л.д. 11), ФИО2 в течение года (<.......>) вновь совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы о необоснованном привлечении ФИО2 к административной ответственности нахожу несостоятельными, исходя из следующего.

В силу подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от <.......><.......> «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с <.......> до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлено, в том числе течение сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.

По смыслу положений данного Указа, на указанный период времени приостановлено течение сроков, на которые иностранные граждане или лица без гражданства были поставлены на учет по месту пребывания, но лишь в отношении иностранных граждан государств, с которыми не возобновлено транспортное сообщение.

Согласно материалам дела, <.......> ФИО2 поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: г. Тюмень, <.......> сроком до <.......> (л.д. 9, 19-20). С <.......> проживал по адресу: г. Тюмень, <.......>, без регистрации.

Из приложения <.......> к распоряжению Правительства Российской Федерации от <.......><.......>-р (в редакции от <.......><.......>) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» следует, что граждане Республики Узбекистан, имеющие вид на жительство, либо иной документ, подтверждающий проживание на территории Республики Таджикистан, могут въезжать в Российскую Федерацию из этих государств через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации с <.......>.

Учитывая, что транспортное сообщение с республикой Узбекистан возобновлено с <.......>, в связи с чем, с момента изменения места проживания (<.......>), в течение 7 суток он обязан был встать на миграционный учет, чего не сделал.

Ссылка в жалобе на подпункт «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от <.......><.......> «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», предусматривающий право иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию до <.......> и не имеющих по состоянию на <.......> законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, до <.......> обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с заявлением об урегулировании правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации, сводится к неверному толкованию заявителем данных положений и не может повлечь отмену состоявшегося судебного решения.

Как следует из материалов дела, ФИО4 пребывает в Российской Федерации с <.......>, по состоянию на <.......> данных о том, что он находился на территории Российской Федерации без законных оснований не имеется. В связи с чем, названные положения Указа Президента РФ от <.......> не исключают обязанности ФИО1 по соблюдению законодательства в части своевременной постановки на миграционный учет.

Каких-либо данных, свидетельствующих о невозможности соблюдения миграционного законодательства ФИО4, которые бы исключали административную ответственность последнего, не установлено.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, действиям ФИО1 дана верная правовая оценка.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушен.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является соразмерным и справедливым.

При назначении ФИО1 административного наказания требования части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, из объяснений которого следует, что все его близкие родственники являются гражданами <.......> и проживают там же, родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, не имеет, и другие обстоятельства дела.

При этом, учтены положения Примечания к ст. 18.8 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

В силу подпункта «а» пункта 2 названного Указа Президента Российской Федерации от <.......><.......> до <.......> включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.

По смыслу положений данного Указа в отношении указанных в нем иностранных граждан или лиц без гражданства по <.......> включительно не принимаются решения, в том числе об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что в отношении ФИО2 осуществляется уголовное преследование за совершение двух преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, чем создает угрозу национальной безопасности, посягает на общественный порядок и общественную безопасность.

Учитывая изложенное, а также то, что судьей районного суда принято решение о назначении административного наказания в виде административного выдворения в отношении ФИО2 <.......>, то есть по истечению срока, установленного в подпункте «а» пункта 2 названного Указа Президента Российской Федерации от <.......><.......>, назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения является правомерным.

Однако необходимо отметить следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым административный штраф назначен одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, а также в отношении лиц, которым назначен административный штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.21.3, 12.21.4 настоящего Кодекса, в случае совершения данных административных правонарушений с использованием транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам (часть 3 ст. 31.5 КоАП РФ). При применении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания суд, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, указывают в постановлении срок, с которого начинается исполнение административного наказания (ч.4 ст. 31.5 КоАП РФ).

Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы в производстве Калининского районного суда г. Тюмени находится уголовное дело в отношении ФИО2, решение вопроса об исполнении постановления судьи Калининского районного суда г. Тюмени от <.......> в части административного выдворения ФИО2 за пределы Российской Федерации будет возможным лишь после его рассмотрения, в связи с чем, отсрочка исполнения постановления в части назначенного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения в данном случае является обоснованной.

Принимая во внимание, что ФИО2 административный штраф назначен одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, в соответствии ч.3 ст. 31.5 КоАП РФ в отношении наказания в виде административного штрафа отсрочка исполнения постановления не может быть применена.

С учетом изложенного, постановление судьи Калининского районного суда г. Тюмени от <.......> необходимо изменить, указав на отсрочку исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации ФИО2 до одного месяца с момента вынесения оспариваемого постановления, то есть до <.......>.

В силу положения п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть изменено, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В данном случае положение ФИО2 не ухудшается, его права не ущемляются.

В связи с этим постановление судьи Калининского районного суда г. Тюмени от <.......> подлежит изменению в указанной части.

Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 24.5, 2.9 КоАП РФ не имеется.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену судебного постановления, при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для удовлетворения жалобы ФИО2 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление судьи Калининского районного суда г. Тюмени от <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 по существу оставить без изменения, изложив абзац 3 резолютивной части постановления в следующей редакции: отсрочить исполнение постановления в части назначенного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации сроком на один месяц, по <.......> (включительно).

В остальной части постановление суда оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда Е.Р. Галяутдинова