ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-32/16 от 18.05.2016 Новоильинского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело №12-32/16

РЕШЕНИЕ

г. Новокузнецк 18 мая 2016 года

Cудья Новоильинского районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области Орлова О.В. рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Новокузнецкая домостроительная компания» имени Косилова Анатолия Викторовича на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КРФобАП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды ..... от ..... ООО «НДСК» им. А.В. Косилова признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КРФобАП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «НДСК» им. А.В. Косилова, в лице представителя по доверенности ФИО2, обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды ..... от ..... отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что скважина ООО «НДСК» им. А.В. Косилова входит в состав комплекса сооружений противопожарного водоснабжения, она предназначена для забора подземных вод в целях обеспечения пожарной безопасности и не относится к системе централизованного питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Глубина скважины 18,65 метров. Насос установлен на глубине 11 метров. В соответствии с установленным прибором учета и эксплуатационным журналом суточный расход воды составляет менее 18 м3/сут. Для технических нужд на подпитку котельной подземная вода не применяется, так как отсутствуют очистные сооружения водоподготовки теплофикационной воды, а природное качество подземной воды не позволяет ее применять в системах теплоснабжения потому, что подземная неочищенная и не умягченная воды выведет из строя котельное оборудование и все трубопроводы системы теплоснабжения. Учитывая, что котельная работает по закрытой схеме, вода требуемого качества для подпитки системы привозная. В силу ст.19 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 "О недрах", п.п.2, 3 "Порядка осуществления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами", утвержденного Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2014 №360, ст. 40 Земельного кодекса РФ, ст.ст.2,11 Водного кодекса РФ, оформление лицензии на пользование недрами обществу в данном случае не требуется. Выводы государственным инспектором сделаны по проектной расчетной документации, а не по фактической исполнительной. По данным схемы водоснабжения на территории площадок по шоссе Ильинское, 27, 29 расположено 5 пожарных резервуаров для наружного пожаротушения. Основное назначение площадки по шоссе Ильинское, 27 - складское хозяйство. Основное назначение площадки по шоссе Ильинское 29 хранение авто и спец техники. Вода скважины используется только для обеспечения работы системы внутренней и наружной систем пожаротушения на этих площадках. Для питьевых целей используется бутылированная питьевая вода, завозимая по договору. Для заполнения и подпитки системы теплоснабжения, работающей по закрытой схеме, используется привозная теплофикационная вода, так как очистные сооружения водоподготовки для работы котельной отсутствуют. Система теплоснабжения, обеспечивает работу внутреннего пожаротушения зданий. При проведении проверки не учтены обязательные для исполнения собственником требования законодательных и нормативных актов РФ, касающиеся ГО и ЧС, трудового законодательства, безопасности жизнедеятельности, эксплуатации опасных производственных объектов в части предотвращения вреда природе и человеку, как части этой самой природы.

В судебном заседании представители ООО «НДСК» им. А.В. Косилова - Жукова Т.Ю. и Артиш Д.А., действующие на основании доверенностей ..... от ..... и от ....., выданных сроком ....., доводы жалобы поддержали, дали пояснения аналогичные изложенным в жалобе.

В судебном заседании старший государственный инспектор Кемеровской области в области охраны окружающей среды ФИО3 возражал против удовлетворения жалобы, считает, что ООО «НДСК» им. А.В. Косилова обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КРФобАП. Пояснил, что доводы жалобы, поддержанные представителями юридического лица в судебном заседании, являются несостоятельными. В силу ст.19 Закона «О недрах» ООО «НДСК» им. А.В. Косилова обязано было оформить специальное государственное разрешение в виде лицензии за пользование недрами с целью добычи подземных вод. Использование воды из скважины осуществляется обществом для теплоснабжения и противопожарной безопасности объектов производственного назначения и связано с предпринимательской деятельностью общества. Данные об этом имеются в материалах дела об административном правонарушении. Об этом свидетельствуют и данные в журнале учета водопотребления ООО «НДСК» им. А.В.Косилова, согласно которого, общество использует подземные воды из скважины в объеме около 20 м3 в сутки, что противоречит доводам представителей юридического лица о том, что вода используется только для подпитки пожарных резервуаров для наружного пожаротушения. Поскольку ежедневное потребление такого количества воды не может идти на заполнение только пожарных резервуаров.

Выслушав представителей юридического лица, государственного инспектора, исследовав письменные материалы об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Пользование недрами без лицензии влечет административную ответственность юридического лица по ч.1 ст.7.3 Кодекса РФ об АП в виде административного штрафа от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.

Пунктом 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (пункт 3 ст. 43 Водного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 1.2, 2 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью и составляют государственный фонд недр.

Отношения, связанные с использованием минеральных ресурсов, в том числе подземных вод, регламентированы Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (п. 1 ст. 23 Закона о недрах).

В силу статьи 19 названного Закона, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Согласно п.2-3 Порядка осуществления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не белее 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 сентября 2014 г. № 360, - оформление лицензии на пользование недрами собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков (далее - владельцы), осуществляющим в их границах без применения взрывных работ для собственных нужд использование общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров, а также использование подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, не требуется.

Владельцы имеют право, по своему усмотрению, в границах своих участков осуществлять без применения взрывных работ для собственных нужд: строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров, а также использование подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, до глубины менее 20 метров; использование общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, а также подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, с глубины более 20 метров в соответствии с настоящим Порядком.

Как усматривается из материалов дела, на основании решения прокурора Кемеровской области от ...... о согласовании внеплановой выездной проверки ООО «НДСК» им. А.В. Косилова и приказа Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ......, по поступившему в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области из Администрации Кемеровской области письменному обращению жителя г. Новокузнецка от ...... содержащему информацию о деятельности ООО «НДСК» им. А.В. Косилова, связанной с безлицензионным пользованием недр с целью добычи подземных вод на производственной площадке по адресу: шоссе Ильинское, 27, проведена внеплановая выездная проверка производственных объектов, расположенных по вышеуказанному адресу, в ходе которой было обнаружено, что ООО «НДСК» им. А.В. Косилова пользуется подземными водами из скважины в отсутствии лицензии на недропользование.

В ходе проверки также установлено, что земельный участок по адресу: г.Новокузнецк, шоссе ..... кв.м принадлежит на праве собственности ООО «..... и арендовался для производственной деятельности ООО «НДСК» им. А.В. Косилова, согласно договору аренды ..... от ...... На данном земельном участке находится скважина подземных вод.

Из паспорта на скважину следует, что глубина скважины составляет 18,5 м и она расположена в координатной точке 53°47"54"с.ш. и 87°07"53" в.д. на расстоянии около 180 - 200 метров от уреза воды ...... Забор воды осуществляется при помощи погружного насоса и учитывается прибором учёта. По данным журнала учёта водопотребления, объём извлечения подземных вод из скважины в период с января 2015 по настоящее время составляет в среднем 74 куб.м/ мес.

ООО «НДСК» им. А.В. Косилова на арендованных земельных участках по адресу .........., ..... осуществляет предпринимательскую деятельность, используя подземные воды, добываемые из скважины, в отсутствие лицензии на недропользование и в нарушение ст.19 Закона РФ «О недрах». В соответствии с паспортом скважины общество производит забор подземных вод с глубины 18,5 метров.

Согласно выполненному ООО «НДСК» им. А.В. Косилова «Балансу эксплуатационных расходов систем наружного и внутреннего пожаротушения базы УПТК и управления механизации по адресу шоссе .........., .....», максимальный суточный расход воды из скважины составляет - 21,7 куб.м/сут., в том числе: на хозяйственные нужды (туалеты, мойки) - 2,704 куб.м/сут. холодной воды; на технические нужды (подпитка котельной) – 1 куб.м/сут.; на восстановление запаса воды в пожарных резервуарах - 18 куб.м/сут. Водоотведение составляет - 2,704 м3/сут. и осуществляется в полном объёме в выгреб.

Использование подземных вод на вышеуказанные цели обеспечивает основную производственную деятельность ООО «НДСК» им. А.В. Косилова, связанную с производством общестроительных работ по возведению зданий и направленную на получение прибыли.

Для осуществления производственной деятельности, которая является предпринимательской и связана с производством общестроительных работ по возведению зданий ООО «НДСК» им. А.В. Косилова на площадках по адресу: ....., ....., ..... осуществляет: хранение строительных материалов в складских помещениях, изготовление пластиковых окон в цехе по производству ПВХ изделий, изготовление изделий из дерева на участке деревообработки. Также для осуществления предпринимательской деятельности обществом используется автотранспорт и спецтехника, которые находятся в гаражных боксах на площадке шоссе Ильинское 29.

Использование воды из скважины для теплоснабжения, противопожарной безопасности объектов производственного назначения и хозяйственных нужд общества связано с предпринимательской деятельностью общества.

Кроме того, установлено, что река Томь является источником централизованного водоснабжения ..... и ...... Доказательств того, что водоносный горизонт эксплуатируемой обществом скважины, расположенной на границе водоохранной зоны ....., не является общим с ....., юридическим лицом предоставлено не было.

Обществом скважина не регистрировалась на эксплуатацию без лицензии на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2014г. № 360.

Таким образом, основанием для привлечения ООО «НДСК» им. А.В. Косилова к административной ответственности послужило то обстоятельство, что в нарушение требований статей 11, 19 Закона Российской Федерации «О недрах» юридическое лицо при осуществлении своей деятельности на арендованных участках по адресу шоссе ....., ..... и ..... использует воды из скважины для теплоснабжения и противопожарной безопасности, при этом лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения у ООО «НДСК» им. А.В. Косилова отсутствует.

Установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения и вина ООО «НДСК» им. А.В. Косилова в совершении административного правонарушения подтверждаются материалами дела, а именно: приказом о проведении внеплановой выездной проверки от .........., актом проверки органом государственного надзора юридического лица ..... от ....., протоколом ..... об административном правонарушении в отношении юридического лица от ....., постановлением ..... о назначении административного наказания в отношении юридического лица от ....., свидетельствами о государственной регистрации права на земельные участки по шоссе .......... и ....., договором аренды ..... от ....., уставом ООО «НДСК» им. А.В. Косилова, паспортом скважины.

Таким образом, обоснованность привлечения ООО «НДСК» им. А.В. Косилова к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает. Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.

Доводы представителей ООО «НДСК» им. А.В. Косилова о том, что юридическому лицу как арендатору земельного участка на использование общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, а также подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, с глубины менее 20 метров, оформление лицензии не требуется, не состоятельны.

Так, действительно, в соответствии с абз.3 п.3 Порядка осуществления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не белее 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 сентября 2014 г. № 360, владельцы имеют право, по своему усмотрению, в границах своих участков осуществлять без применения взрывных работ для собственных нужд: использование общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, а также подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, с глубины более 20 метров в соответствии с настоящим Порядком.

В силу п.4 названного Порядка, участки, указанные в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, должны соответствовать следующим условиям: участок недр, находящийся под земельным участком, не содержит общераспространенные полезные ископаемые, числящиеся на государственном балансе; земельный участок не объявлен в установленном порядке геологическим заповедником, заказником либо памятником природы и культуры, не отнесен к особо охраняемым природным территориям, не отнесен к сельскохозяйственным угодьям, расположен вне границ водоохранных зон; участок недр не предоставлен другому недропользователю в соответствии с лицензией на пользование недрами.

В соответствии с п.5-6 данного Порядка, с целью определения соответствия земельного участка условиям пункта 4 настоящего Порядка владельцы направляют в департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области запрос с приложением установленных пунктами 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 документов.

Департамент в течение 30 дней с даты получения запроса рассматривает его и письменно информирует владельцев о соответствии земельного участка условиям пункта 4 настоящего Порядка или несоответствии указанным условиям (п.6 Порядка).

Владельцы в течение 15 дней с даты начала добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также использования подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, с глубины более 20 метров обязаны письменно уведомить департамент об использовании соответствующих участков недр для указанных целей (п.8 Порядка).

Департамент регистрирует участки недр, используемые владельцами для своих нужд, ведет реестр участков недр. Департамент ведет учет количества добытых общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на основании представляемых владельцем отчетов. Департамент в случае соответствия земельного участка условиям пункта 4 настоящего Порядка регистрирует участок недр, используемый заявителем для своих нужд в течение срока, указанного в пункте 6 настоящего Порядка. При информировании владельца о соответствии земельного участка условиям пункта 4 настоящего Порядка указываются регистрационные данные участка недр (п.9 Порядка).

ООО «НДСК» им. А.В. Косилова, в свою очередь, не представил доказательств обращения в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области с целью регистрации скважины на эксплуатацию без лицензии на основании Постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2014 года № 360. И доказательства того, что ООО «НДСК» им. А.В. Косилова относится к категории лиц, указанных в ст. 19 Закона № 2395-1, которым право пользования недрами может быть предоставлено в ином, кроме оформления лицензии порядке, отсутствуют.

Доводы ООО «НДСК» им. А.В. Косилова о том, что для технических нужд на подпитку котельной подземная вода не применяется, суд находит несостоятельными. Поскольку из предоставленной обществом в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области документации - баланса эксплуатационных расходов систем наружного и внутреннего пожаротушения базы УПТК и управления механизации следует, что холодная вода от скважины идет, в том числе и на подпитку котельной.

Выводы о том, что использование юридическим лицом воды из скважины связано именно с предпринимательской деятельностью общества подробно изложены старшим государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды в обжалуемом постановлении. По мнению суда, данные выводы являются обоснованными, подтверждаются исследованными должностным лицом обстоятельствами и материалами дела об административном правонарушении.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, доводы жалобы представителя юридического лица фактически являлись предметом оценки и рассмотрения при вынесении должностным лицом постановления о привлечении общества к административной ответственности, которые были изложены представителем в особом мнении к акту проверки органом государственного надзора юридического лица ......, и не нашли своего подтверждения и при рассмотрении настоящей жалобы в судебном заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «НДСК» им. А.В. Косилова в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 7.3 КРФобАП и оснований применения положения ч.3.2 ст. 4.1 КРФ об АП суд не усматривает.

С учетом изложенного ООО «НДСК» им. А.В. Косилова обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КРФобАП, в связи с чем, постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды ..... от ..... о привлечении ООО «НДСК» им. А.В. Косилова к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КРФобАП отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об АП, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды ..... от ..... о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Новокузнецкая домостроительная компания» имени ФИО1 к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КРФобАП в виде административного штрафа в размере 800000 рублей - оставить без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья О.В.Орлова