ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-32/18 от 14.03.2018 Юрьянского районного суда (Кировская область)

дело № 12-32/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

п. Юрья Кировской области 14 марта 2018 года

Судья Юрьянского районного суда Кировской области Гуров А.Н.,

при секретаре судебного заседания Чупраковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Новосёлова А.С. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской республике К. от 13.02.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ, в отношении Новоселова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением по делу об административном правонарушении от 13.02.2018 г., вынесенным начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике К. (далее – постановление), Новосёлов А.С., как физическое лицо был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.7 ч.2 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Новосёлов А.С., не согласившись с данным постановлением, обжаловал его в суд, просил отменить оспариваемое постановление ввиду отсутствия события административного правонарушения, недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, а также грубых нарушений действующего законодательства в ходе организации и проведения плановой проверки должностными лицами Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике. В обоснование доводов жалобы указал, что в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие перечень требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, поэтому их неисполнение, позволяющее привлечь его к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, определено должностным лицом субъективно. Считает, что плановая проверка на его земельном участке не должна проводиться, поскольку согласно п. 4(3) Положения о государственном земельном надзоре на земельных участках, отнесенных к категории среднего и умеренного риска, проверки проводятся соответственно раз в 3 года и раз в 5 лет, на земельных участках, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Согласно п. 4(2) данного Положения отнесение земельного участка к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту нахождения земельного участка. Такого решения в отношении его земельного участка не имеется. Кроме того, при проведении проверки осуществлялась постановка географических координат GPS-навигатором, не прошедшего в установленном порядке поверку, данные об этом отсутствуют. Границы земельного участка, на котором проводилась проверка, в натуру не вынесены, его географические координаты не установлены. Это не позволяет достоверно утверждать, что нарушения выявлены именно на его земельном участке.

Также указывает, что в акт проверки не внесены сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки, что является нарушением пп.8 п.61 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В протоколе об административном правонарушении отсутствует его подпись или запись об отказе от подписания протокола, а также запись о разъяснении прав и обязанностей, в постановлении по делу об административном правонарушении ошибочно указана дата вынесения постановления 13.02.2017 г. вместо 13.02.2018 г.

Считает, что обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, должностным лицом не доказаны. Проверка проводилась 23.11.2017 г. при наличии снежного покрова до 20 см., в связи с чем способы определения факта зарастания и степени зарастания земельного участка, определения вида растительности на земельном участке и отсутствие следов обработки почвы вызывают сомнения. В действующем законодательстве нет определения «сорная растительность» и перечня видов растений, которые к ней относятся.

Указывает на то, что должностное лицо при определении факта нарушения руководствовался ГОСТами 16265-89, 26640-85, 17.4.4.02-84, которые не содержат перечня требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Тогда как в соответствии со ст.ст. 4, 26 ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе.

Также не согласен с указанием в постановлении на не предоставление результатов обследования почвы на остаточное количество пестицидов и тяжелых металлов, поскольку в действующем законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие собственника земельного участка проводить такие обследования. Согласно ст. 8 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», собственник обязан только содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения, являющихся мероприятиями по контролю состояния почвы. Поэтому должностное лицо не вправе осуществлять выдачу гражданам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Должностное лицо Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике в судебное заседание не явилось, направило в адрес суда письменный отзыв на жалобу Новоселова А.С., в котором просил рассмотреть дело без их участия. Из содержания отзыва должностного лица следует, что действующее законодательство, а именно ст.ст. 12, 13 ч.2, 77-79, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», неоднократно закрепляет обязанность собственника земельного участка проводить обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой и водной эрозии. Приказ Россельхознадзора от 17.10.2016г. № 744 «Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору) и Порядка его ведения» конкретизирует обязательные требования и мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии. Допущение Новоселовым зарастания земельного участка древесно-кустарниковой растительностью и сорными растениями, а также отсутствие контроля загрязнения почвы тяжелыми металлами образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Указывают на правомерность осуществления должностным лицом плановой проверки, поскольку План проведения плановых проверок на 2017 г. в отношении физических лиц утвержден в декабре 2016 г., т.е. до внесения изменений в Положение о государственном земельном надзоре. Согласно данным изменениям плановые проверки физических лиц, являющихся правообладателями земельных участков, проводятся с периодичностью в зависимости от отнесения земельного участка к определенной категории риска – среднего или умеренного риска, плановые проверки на земельных участках категории низкого риска не проводятся. Управление Россельхознадзора не может внести изменения в План проведения плановых проверок, поскольку основания внесения изменений в него указаны в пункте 7 Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и касаются только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отсутствие подписей в акте проверки № 141 и протоколе об административном правонарушении представитель Управления Россельхознадзора объясняет тем, что Новоселову дважды направлялось уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении, однако уведомления были возвращены в адрес Управления в связи с истечением срока хранения. Протокол был составлен в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ.

В связи с допущенной ошибкой в дате вынесения постановления должностным лицом 13.02.2018 г. было вынесено определение об исправлении опечаток, допущенных в постановлении по делу об административном правонарушении.

Из содержания отзыва также следует, что наличие снежного покрова до 20 см. не препятствовало при проведении проверки определению наличия древесно-кустарниковой растительности, высота которой составляла более 1 метра. Понятие «сорная растительность» определено в действующем ГОСТе 16265-89, поэтому жалоба Новоселова в данной части несостоятельна.

При проведении проверки на земельном участке использовался GPS-навигатор Garmin с серийным номером 2Н3012009. Согласно ч.1 ст. 13 ФЗ от 26.06.2088 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Государственный реестр средств измерений включает список измерительных устройств, для которых установлены официальные технические нормативы и правила метрологической проверки. Ведение данного реестра относится к компетенции Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, подведомственного Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Используемый должностным лицом измерительный прибор не включен в данный реестр, поэтому на него не распространяются правила метрологических проверок.

Считает, что обязанность собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения проводить обследование почв на остаточное количество пестицидов и тяжелых металлов предусмотрена СанПиН 1.2.2584-10, который устанавливает гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и среды его обитания. Данные требования обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами. Для предупреждения накопления в почве стойких и активно мигрирующих пестицидов землепользователям необходимо осуществлять контроль за содержание в почвах остаточных количеств пестицидов и возможных опасных метаболитов или компонентов использованных препаратов.

Просил обжалуемое постановление от 13.02.2018 г. оставить без изменения, а жалобу Новоселова А.С. – без удовлетворения.

В судебном заседании Новоселов А.С. и его представитель по доверенности Шерстнева М.Н. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, и его представителя, изучив доводы жалобы Новоселова А.С. и отзыва Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике, а также материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 2 статьи 8.7. КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами, порядок организации и проведения проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Административным регламентом исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. № 1.

Частью 3 статьи 9 указанного Федерального закона, а также пунктом 33 Административного регламента установлено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Россельхознадзором и его территориальными органами ежегодно разрабатывается и утверждается в установленном порядке наряду с другими план проведения плановых проверок граждан.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в декабре 2016 г. был утвержден План проведения плановых проверок на 2017 г. в отношении физических лиц, который размещен на официальном сайте Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике.

На основании приказа и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 27.10.2017 г. № 994 с целью контроля за соблюдением требований законодательства в области государственного земельного надзора 23.11.2017 г. в период с 08.30 час. до 11.00 час. была проведена плановая выездная проверка в отношении физического лица Новоселова А.С., имеющего в собственности земельный участок с кадастровым <№> сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты> га.

В результате проведенной проверки выявлены нарушения земельного законодательства РФ: зарастание земельного участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью, отсутствие контроля загрязнения почвы тяжелыми металлами с момента приобретения в собственность по 2017 г., которые зафиксированы в акте проверки № 141 от 23.11.2017 г., вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. По результатам проверки 30.01.2018 г. в отношении Новоселова А.С. составлен протокол об административном правонарушении № 04-10.3/18/5 и 13.02.2018 г. вынесено постановление о привлечении Новоселова А.С. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7. КоАП РФ.

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1084 в Положение о государственном земельном надзоре внесены изменения, которые касаются отнесения земельных участков сельскохозяйственного назначения к одной из категорий риска в целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора. Начало действия данной редакции постановления «О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре» - 20.09.2017 года.

Согласно пункту 4(2) Положения отнесение земельных участков к определенной категории риска и изменение присвоенной земельному участку категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту нахождения земельного участка в соответствии с критериями отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к определенной категории риска согласно приложению № 1.

В соответствии с пунктом 4(3) Положения плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, осуществляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью: для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года; для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет. Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

27.11.2017 г. решением руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике № 431 земельный участок с кадастровым <№>, собственником которого является Новоселов А.С., отнесен к категории низкого риска.

Таким образом, на момент проведения плановой выездной проверки 23.11.2017 г. изменения в Положение о государственном земельном надзоре, которые предписывают проведение плановых проверок в зависимости от категории риска земельного участка, были уже внесены.

Учитывая, что на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении земельный участок Новоселова А.С. был отнесен к категории низкого риска, проверка на котором не должна проводиться, суд приходит к выводу, что в его действиях (бездействии) не усматривается противоправного поведения, в связи с чем состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, отсутствует.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 этого Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике постановление от 13.02.2018 г. в отношении Новоселова А.С. по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Новоселова А.С. удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике от 13.02.2018 г. по земельному участку с кадастровым <№> в отношении Новоселова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Данное постановление может быть обжаловано в Кировской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Юрьянский районный суд.

Судья: Гуров А.Н.