ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-32/18 от 24.01.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Краснов В.Б. дело № 12-32/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,

при секретаре Сивергиной В.Н.,

рассмотрев 24 января 2018 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре жалобу Косьяновой С.И. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, в отношении Косьяновой С.И.,

установил:

постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2017 года начальник управления корпоративного обслуживания департамента крупных корпоративных клиентов АО Юникредит Банк Косьянова С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 рублей.

Оспаривая законность постановления судьи городского суда, Косьянова С.И. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просила судебный акт отменить, указывая на отсутствие состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми Смирнова Р.М., прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи.

Часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 86 НК РФ форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ утвержден Порядок представления банками (филиалами банков) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи выписок по операциям на счетах по мотивированным запросам налоговых органов (далее Порядок).

Пунктом 6 Порядка установлено, что представление электронных сообщений, содержащих Документы налоговых органов, в банки (филиалы банков) и представление в налоговые органы электронных сообщений, содержащих Документы банков (филиалов банков), в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации осуществляется в сроки, предусмотренные Кодексом, и в соответствии с порядком, установленным Положением Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

Электронные сообщения, содержащие Документы налоговых органов (Документы банков), получают (представляют) по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации банки (филиалы банков), которые заключили с Центральным банком Российской Федерации (в лице территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации) договоры (дополнительные соглашения к договорам), содержащие условия о получении электронных сообщений, содержащих Документы налоговых органов (представлении электронных сообщений, содержащих Документы банков). В случае расторжения договоров с банками (филиалами банков) Центральный банк Российской Федерации сообщает об этом факте уполномоченной организации Федеральной налоговой службы в соответствии с порядком, установленным Положением Центрального банка Российской Федерации № 440-П. В случае начала, возобновления обмена электронными сообщениями или изменения условий договора банк (филиал банка) сообщает об этом факте Центральному банку Российской Федерации (в лице территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации) в соответствии с порядком, установленным Положением Центрального банка Российской Федерации N 440-П (пункт 7 Порядка).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а именно камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года АО «...», МИФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в адрес АО Юникредит Банк был направлен запрос <Номер обезличен> от 31.07.2017 о предоставлении выписок по операциям на счетах АО «...» за период с 01.04.2017 по 30.06.2017, в отношении всех счетов, открытых Обществом в Банке. Запрос был направлен в форме, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@ на бумажном носителе.

Поскольку требования о направлении запрашиваемых документов в электронной форме были внесены в статью 86 НК РФ и вступили в законную силу 03.08.2016, в адрес АО ЮниКредит Банк было направлено дополнительное к ранее направленному запросу письмо <Номер обезличен> от 08.08.2017 с указанием данной информации.

Запрос <Номер обезличен> от 31.07.2017 был получен АО ЮниКредит Банк 14.08.2017, следовательно, запрашиваемые налоговым органом документы должны были быть представлены в банк в электронной форме не позднее 24 часов 17.08.2017.

17.08.2017 с сопроводительным письмом <Номер обезличен> от 16.08.2017 испрашиваемые запросом <Номер обезличен> от 31.07.2017 документы направлены АО «Юникредит Банк в адрес налогового органа на бумажном носителе почтой, что не соответствует требованиям о предоставления запрашиваемых документов в электронной форме, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 86 НК РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 28.08.2017 должностным лицом МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в отношении должностного лица АО Юникредит Банк дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ и проведения административного расследования.

В ходе проведения административного расследования налоговым органом установлено, что в соответствии с пунктом 9.1.2 Положения о департаменте крупных корпоративных клиентов АО Юникредит Банк в функции управления корпоративного обслуживания названного департамента входит предоставление ответов на запросы налоговых инспекций и других уполномоченных государственных органов касательно наличия счетов и движения денежных средств по этим счетам.

На основании приказа № <Номер обезличен> от 14.05.2013 на должность начальника Управления корпоративного обслуживания Департамент крупных корпоративных клиентов переведена Косьянова С.И.

В соответствии с должностной инструкцией начальник управления корпоративного обслуживания департамента крупных корпоративных клиентов АО Юникредит Банк Косьянова С.И. наделена организационно-распорядительными функциями, в числе которых – организация и координация работы управления для выполнения функций управления, распределение обязанностей по отдельным поручениям, между сотрудниками, контроль за их исполнением.

Факт нахождения Косьяновой С.И. в период с 01.08.2017 по 31.08.2017 на работе и исполнение обязанностей начальника подтверждается табелями рабочего времени за август 2017 года.

Учитывая то обстоятельство, что должностное лицо - начальник управления корпоративного обслуживания департамента крупных корпоративных клиентов АО Юникредит Банк Косьянова С.И., являясь лицом, ответственным за предоставление истребованных налоговым органом документов, не представила испрашиваемые документы по установленной требованиями части 2 статьи 86 НК РФ форме и срок, судья городского суда пришёл к правильному выводу, что ее действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ

Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт совершения должностным лицом Косьяновой Л.И. вменяемого административного правонарушения.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судьей городского суда определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Доводы жалобы о том, что испрашиваемые по запросу налогового органа документы были предоставлены на бумажном носителе в установленный требованиями пункта 2 статьи 86 НК РФ срок, в связи с чем, не предоставление таких документов в электронной форме не образует объективную сторону вменяемого Косьяновой Л.И, административного правонарушения, а, следовательно, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, отклоняются в силу следующего.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 комментируемой статьи, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их предоставления прямо предусмотрены в НК РФ и выражается в неисполнении обязанностей по предоставлению в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Системное толкование требований пунктов 2 и 3 статьи 86 НК РФ позволяет прийти к выводу о том, что данная норма предусматривает обязанность Банка предоставлять в налоговый орган выписок по операциям на счетах организаций только по установленным формам в электронной форме. Предоставление выписок по операциям на счетах в иной форме, данной нормой для Банков не предусмотрено.

Следовательно, своевременное предоставление АО Юникредит банк выписок по операциям на счетах АО «...» за период с 01.04.2017 по 30.06.2017, в отношении всех счетов, открытых Обществом в Банке по запросу налогового органа не в электронной форме, а на бумажном носителе, не считается представленным, и такие действия, вопреки доводам жалобы, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что предоставление испрашиваемых налоговым органом документов в электронной форме было не возможно, поскольку в период получения такого запроса и направления на него ответа Банк завершал работы по переходу в рамках положения Центрального Банка РФ от 06.11.2014 № 440-П на электронный документооборот с налоговыми органами по новым форматам версии 3.00, а право Банка на предоставление выписок на бумажном носителе подтверждается письмом ФНС России от 10.03.2017 № ЕД-4-2/4340@, не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления судьи.

В соответствии с пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 25.07.2012 № ММВ-7- 2/520@, пунктом 1.5 Положения Центрального Банка РФ от 06.11.2014 № 440-П, разделов 2 и 5 Регламента взаимодействия участников информационного обмена, утвержденного Банком России (версия от 25.08.2016), обмен документами в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, возможен при условии заключения Банком России и соответствующим Банком (филиалом Банка) договора (дополнительных соглашений к нему), регламентирующего передачу-прием документов в электронном виде с учетом необходимых параметров и средств защиты.

При незаключенин или расторжении банком с Банком России необходимого договора обмен документами в электронном виде будет недоступен.

Согласно приказу ФНС России от 29.11.2011 N ММВ-7-6/901@ (ред. от 25.12.2014) перечень документов, направляемых в электронном виде, определяется условиями заключения соглашения, которые отражаются в таблице участников обмена.

Согласно письму Банка России от 25.05.2011 № 76-Т соглашение об электронном документообороте определяет особенности (условия) взаимодействия банка (филиала банка) и ТУ Банка России при получении поручений налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика, решений о приостановлении операций по счетам в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в электронном виде через Банк России, а также при приеме в электронном виде от банка (филиала банка) сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банке, операции по которым приостановлены и др.

В соответствии с пунктом 5.2. типового соглашения при осуществлении обмена сообщениями банк (филиал банка) обязан, в том числе соблюдать требования, предусмотренные Положением Банка России № 365-П, а также руководствоваться устанавливаемыми Банком России при осуществлении обмена сообщениями перечнями, форматами и порядком.

Соглашение между банком (в том числе в лице его филиала) и Банком России (в лице ТУ Банка России) рекомендуется заключать в качестве отдельного (самостоятель-ного) документа, либо в качестве дополнительных соглашений к договорам, заключаемым между банком (в том числе в лице его филиала) и Банком России (в лице ТУ Банка России) для передачи сообщения по каналам связи, используемым в Банке России для приема-передачи отчетности.

Таким образом, для обеспечения возможности обмена документами в электронном виде банком должен быть заключен договор с Банком России, регламентирующий передачу - прием в электронном виде всех необходимых видов документов.

Материалами дела установлено, что между ТУ Банка России и АО «ЮниКредит Банк» 12.12.2011 заключено и действует соглашение об электронном документообороте. При этом на момент направления налоговым органом запроса в АО Юникредит банк и получения на него ответа возможность направления документов в электронной форме отсутствовала, поскольку дополнительное соглашение к договору заключено не было.

Поскольку отсутствие у Банка технической возможности представления выписки по счетам в электронном виде, на которое ссылается в жалобе должностное лицо Банка, обусловлено бездействием самого юридического лица, то это не является основанием для освобождения от административной ответственности, и не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Вопреки доводам жалобы разработка и опубликование Банком России новых форматов представления электронных сообщений не исключало возможности использования АО Юникредит Банк старых форматов представления документов в электронном виде.

Банк России письмом от 27.12.2012 № 185-Т «Об электронном документообороте банков (филиалов банков) с налоговыми органами» обратил внимание на необходимость точного исполнения норм законодательства и рекомендовал банкам (филиалам банков), не заключившим соглашение с Банком России либо не соблюдающим условия соглашения, обеспечить осуществление документооборота с налоговыми органами в электронном виде.

В Письме № Т1-51-18-15/9265 от 05.06.2017 Банк России сообщил, что на сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) 24.05.2017 размещены доработанная редакция документа «Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), подразделениями Банка России и налоговыми органами (описание форматов «Налог») (версия от 23.05.2017)» и xsd-схемы, разработанные в целях реализации Положения Банка России от 06.11.2014 № 440-П. Дата начала применения доработанной версии документа «Описание форматов «Налог»» (версия от 23.05.2017) - 23.08.2017.

При этом в указанном письме Банк России сообщил, что в настоящее время действует утвержденное Банком России и ФНС России Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами байков), учреждениями Банка России и налоговыми органами (описание форматов «Налог») (Версия 1.2.1 от 25.02.2015), опубликованные на сайте Банка России 06.03.2015 и вступившие в силу с 06.05.2015.

Представление запрашиваемой налоговыми органами информации в бумажной форме допустимо только при невозможности ее представления в соответствии с описанием форматов «Налог» версии 1.2.1.

Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу, что у АО Юникредит Банк имелась возможность до вступления в силу новых форматов заключить дополнительное соглашение с ТУ Банка России и использовать ранее утвержденные форматы версии 1.2.1. при направлении выписки по счетам в электронном виде.

Указание в жалобе на то, что в соответствии с Письмом Минфина РФ и ФНС России от 10.03.2017 № ЕД-4-2/4340 Банк вправе был представить документы на бумажном носителе и CD диске, в связи с тем, что Описания форматов «Налог» версии 3.0 не вступили в силу, во внимание не принимаются, поскольку в данном письме Минфин РФ указывает, что представление запрашиваемой налоговыми органами информации в бумажной форме возможно только при невозможности ее представления в соответствии с Описанием форматов «Налог» версии 1.2.1. Вместе с тем, таких доказательств не представлено.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления не установлено.

Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.6 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, личности виновного, в установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление является законным, оснований для его отмены нет.

Руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ, судья,

решил:

постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2017 года, которым начальник управления корпоративного обслуживания департамента крупных корпоративных клиентов АО Юникредит Банк Косьянова С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 рублей, оставить без изменения, жалобу Косьяновой С.И. - без удовлетворения.

Судья .

.