№ Дело № 12-32/2019
№
">РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
12 декабря 2019 года г. Солигалич
Судья Чухломского районного суда Костромской области Лебедев В.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя СПОК «Горка» Ивановой Я.В. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 02 октября 2019 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.7 ч.1 КоАП РФ,
№"> УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 02 октября 2019 года № председатель сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива (далее - СПОК) «Горка» Иванова Я.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.7 ч. 1 КоАП РФ, совершенного при следующих обстоятельствах:
27 сентября 2019 г. в 11 ч. 30 мин. по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении СПОК «Горка» в период с 11.09.2019 г. по 20.09.2019 г. на основании приказа Управления от 23.08.2019 г. № на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном в <данные изъяты>, выявлен карьер на площади, составляющей <данные изъяты> кв.м, глубиной приблизительно <данные изъяты> м, измерения производились рулеткой РК2-30 (свидетельство о поверке № от 03.12.2018 г.). На дне карьера работала тяжелая техника (экскаваторы и самосвалы). Визуально установлено, что плодородный слой почвы срезан тяжелой техникой, перемешан с минеральным грунтом, имеются бурты плодородного слоя. На участке имеются следы от проезда тяжелой техники.
Согласно данных, полученных из администрации Солигаличского муниципального района Костромской области, земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель сельскохозяйственного назначения; согласно генерального плана территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Костромской области, данный земельный участок отнесен к сельскохозяйственным угодьям - пашня.
Признаков проведения обязательных мероприятий, направленных на проведение работ по рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на площади <данные изъяты> кв.м, в части зафиксированного карьера не установлено.
Документы, подтверждающие проведение обязательных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель, в том числе проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером № председателем СПОК «Горка» ФИО1 не представлены.
Согласно выписке из ЕГРН от 21.08.2019 г. № вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности СПОК «Горка».
Обязанность по содержанию земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № и выполнению на нем обязанностей по охране земель и проведению мероприятий, предусмотренных законодательством РФ, в том числе проведения рекультивации нарушенных земель возникли у председателя СПОК «Горка» ФИО1 с 13.07.2018 г.
В соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
У председателя СПОК «Горка» ФИО1 так же имелась возможность своевременно выявить имеющиеся на земельном участке нарушения, провести обязательные мероприятия на земельном участке, принять необходимые меры по обеспечению проведения обязательных мероприятий, направленных на воспроизводство плодородия почв, проведения рекультивации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами - собственниками земельных участков.
Нарушению вышеуказанных требований земельного законодательства способствовало бездействие председателя СПОК «Горка» ФИО1 по выполнению обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №.
Таким образом ФИО1 - председатель СПОК «Горка», который является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного <адрес>, имея обязанность по проведению мероприятий по рекультивации земель, нарушила ч. 2 ст. 13; ст. 42 Земельного Кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.7 КоАП Российской Федерации.
За данное правонарушение председатель СПОК «Горка» ФИО1 вышеуказанным постановлением привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, председатель СПОК «Горка» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить вышеуказанное постановление и освободить ее от административной ответственности, мотивируя тем, что СПОК «Горка» указанный в постановлении карьер не копал, вышеуказанная техника не принадлежит на праве собственности либо ином праве СПОК «Горка».
Должностными лицами управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям при проведении проверки не были предприняты попытки при наличии признаков правонарушения в действиях неустановленных лиц, установить собственников работающей техники, выяснить ФИО физических лиц, которые находились в карьере, эта обязанность должностных лиц предусмотрена в административном регламенте исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля, утвержденному приказом Минсельхоза России от 7 сентября 2009 года № 411.
В своем письме в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 19.09.2019 года № СПОК «Горка» указывал на то, что участок с кадастровым номером № полностью восстановлен в целях использования его в сельскохозяйственном производстве. В настоящее время этот участок используется для выращивания многолетних растений для использования в качестве силосных культур: правая сторона участка засажена козлятником восточным, левая - топинамбуром сорта Сиреники. Для приведения участка в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства, в прошлом году были проведены работы по выкорчевке пней, вспашке, боронованию, уборке камней для посева топинамбура, о чем СПОК «Горка» указал в своем письме-объяснении, № от 19.09.2019 г., направленном в Россельхознадзор.
По факту использования неустановленным лицом части нашего земельного участка для добычи общераспространенных полезных ископаемых (валунно-гравийно-песчаного материала) 26.09.2019 года СПОК «Горка» направил заявление в прокуратуру Солигаличского района Костромской области о проведении прокурорской проверки о привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.
С 13.07.2018 СПОК «Горка» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
31.05.2019 между ОГБУ «<данные изъяты>» (ИНН №) и СПОК «Горка» заключен договор № аренды земельного участка.
Согласно п. 1.1 Договора, СПОК «ГОРКА» («Арендодатель») сдает, а ОГБУ «<данные изъяты>» («Арендатор») принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер №, находящийся в собственности Арендодателя.
На участке с кадастровым номером № ОГБУ «<данные изъяты>» добывает валунно-гравийно-песчаную смесь, а участок с кадастровым номером № примыкает к нему вплотную. Разграничения или ограждения между участками отсутствуют, поэтому ОГБУ «<данные изъяты>» своей техникой начало разработку карьера на части соседнего участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Этот факт был выявлен СПОК «Горка» при проверке Россельхознадзора 11.09.2019 года. ОГБУ «<данные изъяты>» должно разрабатывать карьер в рамках выданной лицензии, контуры выработки месторождения контролируются макшейдерскими отчетами.
По выявленному факту СПОК «Горка» обратился в прокуратуру Солигаличского района Костромской области с заявлением от 26.09.2019 г., а также направил письмо № от 07.10.2019 года в ОГБУ «<данные изъяты>» с запросом, чья техника находится на участке и с письмом № от 08.10.2019 г.
Прокуратура Солигаличского района Костромской области передала заявление СПОК «Горка» на рассмотрение в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям. Ответы от ОГБУ «<данные изъяты>» до настоящего времени получены не были.
Считаю, что вина ФИО1 как председателя СПОК «Горка» в ходе проверки, проведенной Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям, не доказана, так как, отсутствует причинно-следственная связь между установленными обстоятельствами административного правонарушения и действиями председателя СПОК «Горка».
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель"), утвержденными вышеуказанным постановлением, предусмотрено, что "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель…».
В Письме от 27 июля 2018 года N РН-09-01-36/15783 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования содержатся Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель.В вышеуказанном письме разъясняется, что «рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п.5 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, п.2 Правил).
В соответствии с п.5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Росприроднадзор, (а не Россельхознадзор) осуществляет государственный земельный надзор, в том числе за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при: разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые…
Председатель СПОК «Горка» ФИО1 сделала все зависящие от нее действия, направленные на установление виновного в образовании карьера на части участка с кадастровым номером № путем обращения с заявлением в Прокуратуру Солигаличского района, а также в ОГБУ «<данные изъяты>».
На основании п.5 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
На основании изложенного председатель СПОК «Горка» ФИО1 считала, что ее вина в совершении указанного правонарушения отсутствует. Выводы, сделанные заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО2 не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Представленные СПОК «Горка» доказательства невиновности не были приняты административным органом во внимание, не дана оценка действиям арендатора на вышеуказанном земельном участке.
В судебном заседании председатель СПОК «Горка» ФИО1 и ее представитель ФИО3 доводы жалобы поддержали по указанным в ней основаниям и дополнительно подали жалобу на представление от 02 октября 2019 года № 03/32, вынесенное вадрес председателя СПОК «Горка» заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановским областям, согласно которому, председателю СПОК «Горка» ФИО1 предписывалось в месячный срок провести работы по рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 44:20:104503:153, 44:20:104503:154.
В дополнение к доводам жалобы заявитель ФИО1 и ее представитель ФИО3 указали, что на момент проверки указанная в обжалуемом постановлении тяжелая техника (экскаваторы и самосвалы) работала не на земельном участке с кадастровым номером №, а на граничащим с ним земельном участке с кадастровым номером №, который находится в аренде у ОГБУ «<данные изъяты>», и на котором ОГБУ «<данные изъяты>», в соответствии с имеющейся у него лицензией, осуществляет разработку месторождения «<данные изъяты>». На данное обстоятельство ФИО1 на момент проверки обращала внимание проверяющих лиц, на что был дан ответ, что к СПОК «Горка» претензий по этому поводу нет. На обращение председателя СПОК «Горка» ФИО1 к руководству ОГБУ «<данные изъяты>» было получено разъяснение, из которого следует, что ОГБУ «<данные изъяты>» 20.09.2019 года, в связи со значительным количеством осадков и переувлажнением почвы, с помощью тяжелой техники осуществляло зачистку дна и улаживание откосов на участке опытно-промышленной разработки месторождения «<данные изъяты>». По мнению заявителя, вышеуказанное свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.7 ч. 1 КоАП РФ.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении N 33-АД16-11 от 08.08.2016 года, следует, что предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
Учитывая, что обжалуемое представление вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, суд определил рассмотреть жалобу на представление совместно с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемые постановление и представление - заместитель начальника отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО2, надлежаще извещенная времени и месте рассмотрения жалоб, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах своей неявки не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.
В отзыве на жалобу ФИО2 указала, что считает доводы жалобы необоснованными, так как, в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приобретая участок категории земель сельскохозяйственного назначения в собственность, СПОК «Горка» принял на себя ответственность по использованию участка в соответствии с видом разрешенного использования, так как земли сельскохозяйственного назначения имеют особый охранный режим.
Обязанности по охране и использованию земель сельскохозяйственного назначения возникают у правообладателей немедленно после принятия участка в собственность. Земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности у СПОК «Горка» с 13.07.2018 года, т.е. СПОК «Горка» имел возможность принять необходимые меры по обеспечению проведения обязательных мероприятий, направленных на воспроизводство плодородия почв, проведения рекультивации.
Довод Заявителя о том, что «Росприроднадзор, (а не Россельхознадзор) осуществляет государственный земельный надзор, в том числе за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые...» не состоятелен по следующим причинам.
В соответствии с пп. г(1) п.4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года № 1 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей,
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пп. а) п.5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года № 1 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Обстоятельства объективной невозможности соблюдения председателем СПОК «Горка» ФИО1 требований земельного законодательства Российской Федерации или какие-либо другие обстоятельства, исключающие его вину, материалами дела не подтверждаются.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами - собственниками земельных участков.
У председателя СПОК «Горка» ФИО1 имелась возможность своевременно выявить имеющиеся нарушения на земельном участке, провести обязательные мероприятия на данном участке, принять необходимые меры по обеспечению проведения обязательных мероприятий, направленных на воспроизводство плодородия почв, проведения рекультивации.
Документов, свидетельствующих о проведении мероприятий по использованию участка председателем СПОК «Горка» ФИО1 не представлено.
Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения с целью геологического изучения, разведки и добычи валуйно-гравийно-песчаного материала не допускается. Разработка и добыча валуйно-гравийно-песчаного материала возможно только после перевода участка в иную категорию.
Нарушению вышеуказанных требований земельного законодательства способствовало бездействие председателя СПОК «Горка» ФИО1 по использованию земельного участка и проведению обязательных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель, на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
Председатель СПОК «Горка» ФИО1, предвидя возможность наступления вредных последствий в результате своего бездействия, без достаточных на то оснований, рассчитывая на предотвращение таких последствий, не приступила к выполнению обязанностей по рекультивации нарушенных земель, что приводит к истощению почв, ухудшению природных свойств почвенно-растительного слоя почвы, деградации земель и, как следствие, потере способности земли быть средством производства.
И.о. руководителя управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО4 ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Управления
Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив доводы жалоб и возражений, исследовав материалы дела, прихожу к следующему:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к указанной статье следует, что под должностным лицом следует понимать, в частности, лицо, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Из пункта 4 вышеуказанного постановления следует, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:
а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;
б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);
в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Как установлено в судебном заседании, постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 02 октября 2019 года № СПОК «Горка» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 8.7 ч. 1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей за неисполнение возложенной на собственника земельного обязанности по проведению мероприятийпо рекультивации земель на земельном участке с кадастровым номером №, категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном в <адрес>.
Основанием для привлечения председателя СПОК «Горка» ФИО1 к административной ответственности за вышеуказанное правонарушение послужил акт проверки от 20.09.2019 года №, из которого следует, что на вышеуказанном земельном участке выявлен карьер на площади, составляющей <данные изъяты> кв.м, глубиной приблизительно <данные изъяты> м, измерения производились рулеткой РК2-30 (свидетельство о поверке № от 03.12.2018 г.). На дне карьера работала тяжелая техника (экскаваторы и самосвалы). Визуально установлено, что плодородный слой почвы срезан тяжелой техникой, перемешан с минеральным грунтом, имеются бурты плодородного слоя. На участке имеются следы от проезда тяжелой техники. К акту приложены три фотографии указанного земельного участка.
Однако указанные документы не опровергают доводов заявителя о том, что на момент проверки указанная в обжалуемом постановлении тяжелая техника (экскаваторы и самосвалы) работала на земельном участке с кадастровым номером №, который находится в аренде у ОГБУ «<данные изъяты>». Эти доводы подтверждаются письмом ОГБУ «<данные изъяты>» от 22.10.2019 года, из которого следует, что 20.09.2019 года ОГБУ «<данные изъяты>», в связи со значительным количеством осадков и переувлажнением почвы, с помощью тяжелой техники осуществляло зачистку дна и улаживание откосов на участке опытно-промышленной разработки месторождения «<данные изъяты>».
Из приложенных к акту проверки от 20.09.2019 года № 03/39 вн фотографий невозможно сделать однозначный вывод о том, на каком земельном участке выявлен карьер, так как границы земельных участков с кадастровыми номерами 44:20:104503:153, 44:20:104503:154 на местности не обозначены.
С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером №, граничащий с земельным участком с кадастровым номером №, передан СПОК «Горка» по договору аренды от 31.05.2019 года ОГБУ «<данные изъяты>», которое, в соответствии с имеющейся у него лицензией, осуществляет разработку расположенного на данном земельном участке месторождения «<данные изъяты>», доводы председателя СПОК «Горка» ФИО1 об ее непричастности к рассматриваемому правонарушению заслуживают внимания.
При этом необходимо учитывать, что при определенных обстоятельствах, в соответствии с пунктами 3-4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, разработка проекта рекультивации земель обеспечивается лицами, которые не являются правообладателями земельных участков.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из приведенных норм, бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.
По смыслу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с нормами статей 26.1, 29.1, 29.9 Кодекса, совокупность достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям при подготовке и рассмотрении дела об административном правонарушении вышеуказанные процессуальные требования соблюдены не были, вследствие чего, вина председателя СПОК «Горка» ФИО1 в совершении инкриминируемого ей правонарушения не была доказана.
При данных обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению, по основаниям, предусмотренным п. 3. ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
В связи с отменой вышеуказанного постановления также подлежит отмене основанное на обстоятельствах, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, представление от 02 октября 2019 года № в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером №, вынесенное в адрес председателя СПОК «Горка» ФИО1 заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановским областям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 02 октября 2019 года № о назначении председателю СПОК «Горка» ФИО1 административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.7 ч.1 КоАП РФ, и вынесенное на основании указанного постановления представление от 02 октября 2019 года №, в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером №, - отменить, производство по делу - прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано или опротестовано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в г. Солигаличе в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Лебедев В.К.