ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-32/20 от 13.01.2020 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 12-32/2020

(УИД 42RS0013-01-2020-000281-06)

Решение

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего: судьи Эглит И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске

20 февраля 2020 года

дело по жалобе директора муниципального бюджетного учреждения физической культуры и спорта «Центр зимних видов спорта» ФИО1 на постановление № 22-02-002 от 22 января 2020 года главного государственного инспектора отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ,

установил:

Постановлением № 22-02-002 от 22 января 2020 года главного государственного инспектора отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 муниципальному бюджетному учреждению физической культуры и спорта «Центр зимних видов спорта» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.

В жалобе законный представитель МБУ ФКиС «ЦЗВС» - директор МБУ ФКиС «ЦЗВС» ФИО1 просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения Ростехнадзора № 380-рп от 01 августа 2019 года, в соответствии с актом проверки юридического лица от 20 сентября 2019 года № 380-рп/а МБУ ФКиС «ЦЗВС» было выдано предписание об устранении нарушений № 380-рп/п от 20 сентября 2019 года, состоящее из 78 пунктов, со сроком исполнения до 20 октября 2019 года и 20 ноября 2019 года.

Привлекая МБУ ФКиС «ЦЗВС» к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, главный государственный инспектор Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 пришел к выводу о том, 13 пунктов предписания юридическим лицом выполнены не в полном объеме.

Однако, что нарушений, указанных в предписании, юридическим лицом была устранена, часть нарушений не может быть устранена в установленные в предписании сроки из-за объективных причин – погодных, климатических условий, в отношении части нарушений юридическое лицо неоднократно обращалось с письменными ходатайствами к государственному инспектору Ростехнадзора о продлении срока исполнения предписания, так как в установленные в предписании сроки, устранить нарушения по объективным причинам не возможно, что связано с погодными, климатическими условиями в регионе, а также необходимости привлечения сторонних организаций к устранению нарушений.

Также юридическое лицо привлечено к административной ответственности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель юридического лица – директор МБУ ФКиС «ЦЗВС» ФИО3, защитник юридического лица – ФИО4, действующая на основании доверенности от 10 февраля 2020 года, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, пояснив также, что они считают обжалуемое постановление подлежащим отмене, производство по делу – подлежащим прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Судья, заслушав законного представителя МБУ ФКиС «ЦЗВС», защитника юридического лица, исследовав материалы дела, материалы административного дела, предоставленного из отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора, приходит к следующему выводу.

Часть 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе и юридических лиц, за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.

В судебном заседании установлено, что по результатам плановой выездной проверки деятельности МБУ ФКиС «ЦЗВС», проведенной на основании распоряжения № 380-рп от 01 августа 2019 года, в период с 26 августа по 20 сентября 2019 года, государственными инспекторами отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2, ФИО5 20 сентября 2019 года было выдано предписание № 380-рп/п, содержащее 78 нарушений, которые необходимо было устранить МБУ ФКиС «ЦЗВС» в сроки до 21 октября 2019 года и 20 ноября 2019 года (л.д. 49-71).

Из постановления № 22-02-002 от 22 января 2020 года главного государственного инспектора отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 следует, что при проведении проверки установлено, что МБУ ФКиС «ЦЗВС» в установленный срок – 20 ноября 2019 года не выполнены следующие пункты предписания от 20 сентября 2019 года: № 7, 11, 13, 15, 18, 24, 31, 37, 47, 60, 62, 67, 69, что послужило основанием для привлечения МБУ ФКиС «ЦЗВС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что нарушение по п. 7 предписания о том, что специалист, ответственный за содержание пассажирских подвесных канатных дорог в исправном состоянии и за безопасную их эксплуатацию, начальник канатных дорог ФИО6 не аттестован на знание общих требований промышленной безопасности (область аттестации А1) и эксплуатации опасных производственных объектов, на которых применяются пассажирские канатные дороги и фуникулеры (область аттестации Б.9.34), устранено частично, начальник канатных дорог ФИО6 был аттестован в соответствии с требованиями по эксплуатации опасных производственных объектов, на которых применяются пассажирские канатные дороги и фуникулеры (область аттестации Б.9.34) (л.д. 72, 73, 74-75).

В соответствии с п. п. 11, 47 предписания в срок до 21 октября 2019 года юридическому лицу необходимо было устранить нарушения, заключающиеся в том, что ГПКД регистрационный № 30600: не вывешены на станциях, на которых производится посадка пассажиров, в месте наилучшей видимости: приложение № 1 к акту периодического технического освидетельствования ГПКД уч. № 30600, правила перевозки пассажиров; ППКД уч. № 30550: не вывешены на станциях, на которых производится посадка пассажиров, в месте наилучшей видимости: приложение № 1 к акту периодического технического освидетельствования ППКД уч. № 30550; правила перевозки пассажиров.

В судебном заседании установлено, что данные нарушения в установленный предписанием срок юридическим лицом не были устранены, так как производителем табличек в соответствии с приложением № 1 к акту периодического технического освидетельствования ГПКД уч. № 30550, 30600 правила перевозки пассажиров были изготовлены ненадлежащего качества, в настоящее время данные нарушения устранены (л.д. 78, 79).

В соответствии с п. 13 предписания в срок до 20 ноября 2019 года юридическому лицу необходимо было устранить нарушения, выразившиеся в том, что проходы и площадки на нижней и верхней станции ГПКД уч. № 30600, находящиеся выше уровня земли, ограждены перилами, не имеющими сплошного ограждения по низу на высоту не менее 0,1 м.

Данное нарушение было устранено юридическим лицом в установленный в предписании срок (л.д. 80).

В соответствии с п. 15 предписания в срок до 20 ноября 2019 года МБУ ФКиС «ЦЗВС» необходимо было устранить нарушение, заключающееся в том, что принудительно отключено устройство контроля превышения скорости главного привода, которое должно срабатывать при увеличении скорости от номинальной на: 10% с подачей сигнала, 20 % с остановкой КД «тахогенератор).

Данное нарушение было устранено в установленный в предписании срок, однако, на момент повторной проверки устройство контроля превышения скорости главного привода было отключено принудительно для обеспечения безопасности проведения ремонтных работ.

В соответствии с п. 18 предписания в срок до 20 ноября 2019 года МБУ ФКиС «ЦЗВС» необходимо было устранить нарушение, заключающееся в том, что отсутствует отсутствовало устройство безопасности канатной дороги, контролирующее своевременную высадку пассажиров ГПКД уч. № 30600 на верхней и нижней станции.

В судебном заседании установлено, что МБУ ФКиС «ЦЗВС» не может устранить данное нарушение, так как на ГПКД рег. № 30600 подвижной состав составляют подвесные гондолы, в которых высадка и посадка пассажиров осуществляется при полной остановке, дополнительный контроль за обеспечением безопасности на дороге во время посадки и высадки пассажиров выполняют дежурные по станции, имеющие соответствующую квалификацию.

В соответствии с п. 24 предписания МБУ ФКиС «ЦЗВС» в срок до 21 октября 2019 года необходимо было устранить нарушение, выразившееся в том, что было допущено подключение к вводному устройству ГПКД уч. № 30600 посторонних электропотребляющих устройств.

В судебном заседании установлено, что данное нарушение было допущено юридическим лицом в связи с проведением ремонтных работ, для подключения к сети необходимых инструментов, в настоящее время данное нарушение устранено.

В соответствии с п. п. 31, 60 в срок до 20 ноября 2019 года МБУ ФКиС «ЦЗВС» необходимо было устранить нарушения, выразившиеся в том, что металлоконструкции ГПКД уч. № 30550, 30600 не защищены от коррозии (частично отсутствует антикоррозийное покрытие).

В судебном заседании установлено, что данные нарушения юридическим лицом в установленный в предписании срок не могут быть устранены из-за погодных условий, в связи с чем юридическое лицо обратилось 19 ноября 2019 года в Ростехнадзор с ходатайством о продлении срока исполнения данных пунктов предписания до 27 июля 2020 года (л.д. 86).

В соответствии с пунктами 37, 67 предписания МБУ ФКиС «ЦЗВС» в срок до 20 ноября 2019 года необходимо было устранить нарушения, заключающиеся в том, что на зажимных губках ГПКД уч. № 30550, 30600 не указан диаметр каната d.

В судебном заседании установлено, что зажимные губки изготовлены заводом-изготовителем, диаметр каната на зажимных губках указан в соответствии с документацией без аббревиатуры «d», таким образом, МБУ ФКиС «ЦЗВС» не имеет право самостоятельно вносить изменения в конструкцию зажимов.

В соответствии с п. п. 62, 69 предписания МБУ ФКиС «ЦЗВС» в срок до 20 ноября 2019 года необходимо было устранить нарушения, выразившиеся в том, что конструкция люка в крыше вагонов канатной дороги ГПКД уч. № 30600 не обеспечивает прохождение в него шара диаметром 0,6 м., проемы дверей подвижного состава канатной дороги ГПКД уч. № 30600 имеют высоту менее 2 м.

В судебном заседании установлено, что устранить данные нарушения МБУ ФКиС «ЦЗВС» не представляется возможным, так как юридическое лицо не изменяло конструкцию проемов дверей подвижного состава канатной дороги ГПКД уч. № 30600, их высота менее 2 метров соответствует технической документации данного объекта, соответственно, при выполнении данного пункта предписания необходимо проведение работ по внесению изменений в конструкцию ГПКД уч. № 30600, в связи с чет МБУ ФКиС «ЦЗВС» направило в Ростехнадзор письменное ходатайство о продлении срока исполнения данного пункта предписания до 27 сентября 2020 года, так как оно своими силами выполнить данные работы не имеет возможности, так как необходимо привлечение сторонних организаций, также обратившись к руководителю Центрального управления Ростехнадзора за разъяснениями по применению данных пунктов к ГПКД уч. 30600.

В соответствии с ч. 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

С соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении 15 января 2019 года N 3-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СПСР-Экспресс» и определении от 26.03.2019 № 823-О административная ответственность за невыполнение предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, нормативных актов, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, относится к административным правонарушениям против порядка управления.

Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

Следовательно, срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ составляет два месяца, а не один год.

Постановление принято 22 января 2020 года, то есть за пределами двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Истечение срока давности является безусловным и самостоятельным основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.

Таким образом, оспариваемое постановление подлежит отмене.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях (от 02.02.2015 N 310-АД14-5160 и др.) сказано, что по истечении срока давности привлечения к административной ответственности утрачивается возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении.

С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации судом не оцениваются действия юридического лица на предмет наличия в них состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление № 22-02-002 от 22 января 2020 главного государственного инспектора отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 о привлечении муниципального бюджетного учреждения физической культуры и спорта «Центр зимних видов спорта» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, - отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд.

Копию решения вручить законному представителю МБУ ФКиС «ЦЗВС».

Копию решения в срок до 23 февраля 2020 года направить главному государственному инспектору отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2

Судья подпись И.В. Эглит

Подлинный документ подшит в деле № 12-32/2020 Междуреченского городского суда Кемеровской области