ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-32/2016 от 04.04.2016 Вельского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-32/2016

РЕШЕНИЕ

г.Вельск 04 апреля 2016 года

Судья Вельского районного суда Архангельской области Пескишев С.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Лидер» Рулевой М.И. на постановление начальника Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Тюлькина И.Н. от 19 ноября 2015 года,

установил:

постановлением начальника Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Тюлькина И.Н. от 19 ноября 2015 года юридическое лицо ООО «Лидер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В жалобе и в дополнении к ней генеральный директор ООО «Лидер» Рулева М.И. просит постановление отменить, а производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств. В обосновании жалобы указывает, что постановление является незаконным и необоснованным. В материалах дела отсутствуют доказательства реализации табачной продукции и табачных изделий потребителю именно 04 сентября 2015 года в 14 часов 33 минуты по адресу: Архангельская область, г.Вельск, ул.Пушкина, д.101. Товарно-транспортные накладные от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалы сами по себе не являются доказательствами, а являются приложениями к акту осмотра территории, здания, строения, помещения, который в материалах дела отсутствует. Расстояние менее 100 м применяется не к школе №92, а к спортивному стадиону, из имеющейся выкопировки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №92», в масштабе М1:1000 невозможно определить ни улиц, ни объектов, ни границ, ни расстояний, поскольку она не содержит числовых данных, официальных измерений и т.п., она не заверена, отсутствует гербовая печать учреждения, её выдавшей. Расстояния проставлены административным органом без соответствующих измерений и использования приборов, формально, что противоречит методике определения 100 метрового расстояния от границы образовательного учреждения до объекта продажи табачной продукции по радиусу, экспертиза для определения расстояния не проводилась. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия в границах деятельности ООО «Лидер» спортивного стадиона, его принадлежность конкретному юридическому лицу, в том числе образовательному учреждению. Диспозиция вмененной Обществу статьи не соответствует закону, поскольку указывается на совершение виновных и противоправных действий одновременно в форме несоблюдения ограничений и запретов, в то время как КоАП РФ диспозиция статьи определена как совершение виновных и противоправных действий только в форме несоблюдения ограничений.

В судебное заседание генеральный директор ООО «Лидер» Рулева М.И. не явилась, о дате и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просит рассмотреть жалобу без ее участия.

Должностное лицо - начальник Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Тюлькин И.Н. в судебном заседании просит постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Лидер» Рулевой М.И. без удовлетворения, пояснил, что в ходе проведения административного расследования по обращению потребителя Б. был установлен факт реализации 04 сентября 2015 года в 14 часов 33 минуты табачной продукции в торговой точке ООО «Лидер» по адресу: г. Вельск, ул. Пушкина, д. 101, что подтверждается копией товарного чека с указанием табачной продукции. Требования к реквизитам, печатаемым контрольно-кассовой техникой на кассовом чеке, определены пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. № 745, реквизиты, указывающие адрес магазина на копии кассового чека, не являются обязательными. Вина ООО «Лидер» в совершении административного правонарушения подтверждается также протоколом об административном правонарушении, предоставленными ООО «Лидер» товарно-транспортными накладными с указанием табачных изделий ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), протоколом осмотра торгового помещения ООО «Лидер» с фототаблицей к нему. Осмотр проводился в присутствии представителя ООО «Лидер» М., каких-либо возражений в отношении фиксации продажи табачных изделий в данном магазине не поступило. Стадион относится к территории общеобразовательного учреждения. Расстояние от границы территории спортивного стадиона МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92» до организации торговли ООО «Лидер» по адресу: г. Вельск, ул. Пушкина, д. 101, согласно выкопировочным материалам из кадастрового плана, предоставленным администрацией МО «Вельское» составляет 70 метров.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены постановления.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание лицом, правомочным рассматривать дело условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административных правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно положениям ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта. Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьёй 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела, в территориальный орган Управления Роспотребнадзора по Архангельской области поступило заявление потребителя о несоблюдении ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями в магазине ООО «Лидер», расположенном по адресу: г.Вельск, ул. Пушкина, д. 101.

В силу пункта 3 часта 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Рассмотрев обращение потребителя, административным органом ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ, в отношении ООО «Лидер» и проведении по делу административного расследования.

В результате административного расследования установлено, что в магазине ООО «Лидер», расположенном по адресу: г.Вельск, ул. Пушкина, д. 101, осуществляется розничная продажа табачных изделий (на момент проверки выявлено 7 видов табачных изделий).

При этом магазин ООО «Лидер» расположен на расстоянии менее чем 100 м по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией спортивного стадиона муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 92 г. Вельска».

Юридическое лицо ООО «Лидер» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.53 КоАП РФ - несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

Согласно ч.1 ст.14.53 КоАП РФ за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа … на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В порядке реализации Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, стороной которой с 01 сентября 2008 года является Россия, принят Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В соответствии частью 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального Закона в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака.

Пунктом 2 части 7 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг, запрещается.

На основании пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 92 г. Вельска» расположено по адресу: г. Вельск, пер. Школьный, д. 3 и осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования и науки Архангельской области.

Из кадастрового паспорта на земельный участок следует, что спортивный стадион расположен напротив муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 92 г. Вельска», разрешенное использование земельного участка: школьный стадион.

Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, устанавливая запрет на розничную продажу табачных изделий, в том числе на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг не закрепляет порядка определения данного расстояния.

В таком случае необходимо исходить из буквального толкования используемого в законе термина «расстояние», то есть как пространства между территорией границы образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии) без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки.

Определение 100-метрового расстояния от границы территории образовательного учреждения предполагает измерение данного расстояния как радиуса размером 100 метров от любой точки на границе территории образовательного учреждения.

Такая зона представляет собой окружность вокруг границы территории образовательного Учреждения с радиусом 100 метров от любой точки на границе территории образовательного учреждения.

Следовательно, нахождение торговой точки по розничной продаже табачных изделий в пределах этой зоны является нарушением вышеназванных положений Закона.

Таким образом, в целях ограничения доступности табачных изделий для несовершеннолетних, законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии менее чем сто метров без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

В силу вышеназванных законодательных актов, выполнение требований законодательства являются обязательными для юридических лиц, однако данные требования юридическим лицом ООО «Лидер» соблюдены не были, тогда как, такая возможность для соблюдения санитарных требований имелась, но не были приняты все меры для их соблюдения.

Доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом ООО «Лидер» названных требований законодательства РФ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые лицо не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Ссылки генерального директора ООО «Лидер» Рулевой М.И. на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства реализации табачной продукции и табачных изделий потребителю именно 04 сентября 2015 года в 14 часов 33 минуты по адресу: Архангельская область, г.Вельск, ул.Пушкина, д.101, что фотоматериалы сами по себе не являются доказательствами, а так же тот факт, что расстояние менее 100 м применяется не к школе №92, а к спортивному стадиону, из имеющейся выкопировки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №92», в масштабе М1:1000 невозможно определить ни улиц, ни объектов, ни границ, ни расстояний, поскольку она не содержит числовых данных, официальных измерений, не заверена, отсутствует гербовая печать учреждения, её выдавшей, экспертиза для определения расстояния не проводилась, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия в границах деятельности ООО «Лидер» спортивного стадиона, его принадлежность конкретному юридическому лицу, в том числе образовательному учреждению, вмененная диспозиция статьи не соответствует закону, являются несостоятельными.

Согласно выкопировочным материалам из кадастрового плана, предоставленные Администрацией МО «Вельское» расстояние от границы территории (спортивного стадиона) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №92», находящаяся по адресу: г. Вельск, пер. Школьный, д.3 до магазина ООО «Лидер» находящегося по адресу: г. Вельск, ул. Пушкина, д. 101 составляет 70 метров, т.е. ООО «Лидер» осуществляет розничную продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 м. от границы территории образовательного учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №92».

Из письма администрации МО «Вельское» и выкопировке из кадастрового плана, следует, что расстояние от границы территории спортивного стадиона МБОУ «Средняя школа № 92 г. Вельска» до магазина ООО «Лидер» составляет - 70 м.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ «О надзоре за реализацией табачных изделий», разъяснено, что при определении стометровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом.

Факт реализации табачными изделиями также подтверждается предоставленными ООО «Лидер» товарно-транспортными накладными с указанием табачных изделий, фотоматериалами. В доказательство реализации в магазине ООО «Лидер» табачной продукции административным органом составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов произведен уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых, которым разъяснены права и обязанности, предусмотренные 25.7 КоАП РФ, и представителя юридического лица - М. с применением фотосъемки. Присутствующий при осмотре представитель юридического лица не заявлял каких-либо возражений или замечаний относительно процедуры составления протокола и выявленной в процессе осмотра табачной продукции.

Понятые, присутствующие при осмотре, не делали каких-либо замечаний по поводу совершаемых процессуальных действий, напротив, удостоверили правильность совершенных в их присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

Согласно данному протоколу в магазине ООО «Лидер», расположенном по адресу: г. Вельск, ул. Пушкина, д. 101, обнаружено наличие в момент осмотра семи видов табачной продукции.

Согласно статье 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разъяснено, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи.

В подтверждение наличия в магазине табачной продукции представлены фотоматериалы. Надписи, что выявленные табачные изделия не предназначены для продажи, отсутствуют. О применении фотофиксации указано в протоколе осмотра помещения магазина, участникам осмотра было объявлено о фотосъемке.

Выявленные нарушения требований юридическим лицом ООО «Лидер» в несоблюдении ограничений и нарушении запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями подтверждаются собранными по делу доказательствами: заявлением потребителя, копией чека, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО «Лидер», копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ООО «Лидер», копией Устава ООО «Лидер», сведениями из ЕГРЮЛ, копией приказа о вступлении в должность Рулевой М.И. от ДД.ММ.ГГГГ, копией решения общего собрания участников ООО «Лидер», копией договора аренды , сообщением из администрации МО «Вельское», копией выкопировки, копией лицензии на осуществление образовательной деятельности МБОУ «СШ №92 г.Вельска», копией кадастрового паспорта земельного участка, копией протокола осмотра, принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, копиями товарных накладных ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ),, фотографиями к протоколу осмотра, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ.

Действия юридического лица ООО «Лидер» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка генерального директора ООО «Лидер» Рулевой М.И. на отсутствие в материалах дела экспертизы определения границ начальником Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Тюлькиным И.Н., так же не состоятельна.

Согласно части 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случае, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Экспертиза в порядке ст. 26.4 КоАП РФ должностным лицом не назначалась ввиду отсутствия объективных оснований к её назначению.

Генеральный директор ООО «Лидер» Рулева М.И. ни письменно, ни устно не заявляла ходатайство о назначении по делу какой-либо экспертизы, а у должностного лица не возникло необходимости в использовании специальных познаний и назначении по делу экспертизы.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершённого административного правонарушения.

По существу в жалобе генерального директора ООО «Лидер» Рулевой М.И. не содержится каких-либо новых объективных данных и доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение правильность выводов начальника Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Тюлькина И.Н. о виновности юридического лица ООО «Лидер» в совершении административного правонарушения. Они были предметом рассмотрения при разрешении дела об административном правонарушении по существу должностным лицом.

Представленные по делу доказательства должностным лицом оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Не согласиться с произведенной оценкой доказательств оснований не имеется.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен ведущим специалистом – экспертом Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области С. в соответствии с требованиями ст.ст. 28.2, 28.5 КоАП РФ, в отсутствии генерального директора ООО «Лидер» Рулевой М.И. по ее письменному ходатайству, с направлением ей копии данного протокола.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Административное наказание назначено юридическому лицу ООО «Лидер» в пределах санкции ч.1 ст. 14.53 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1-4.3 КоАП РФ и не является максимальным, назначено с учетом всех обстоятельств, влияющих на административную ответственность.

Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушения процессуальных требований не допущено и оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление начальника Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Тюлькина И.Н. от 19 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Лидер» - оставить без изменения, а жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Лидер» Рулевой М.И. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.

Судья С.В.Пескишев