ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-32/2016 от 12.09.2016 Яровской районного суда (Алтайский край)

Дело № 12-32/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на определение об отказе в возбуждении

дела об административном правонарушении

г. Яровое 12 сентября 2016 года

Судья Яровского районного суда Алтайского края В.П.Евдокимов рассмотрев жалобу главы администрации г.Яровое Самобочий В.Н. на определение заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г.Славгорода, г.Яровое, Бурлинского, Немецкого национального, Табунского районов, ведущего специалиста-эксперта межмуниципального Славгородского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Арюткиной А.Н., от 20 июля 2016 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении Тамбовцева П.Е.,

У С Т А Н О В И Л :

13 июля 2016 года органом муниципального контроля администрации г.Яровое Алтайского края, в соответствии с утвержденным Планом, была проведена документарная выездная проверка по адресу: <адрес>, в отношении Тамбовцева П.Е., в результате которой установлено, что земельный участок по данному адресу используется собственником не по целевому назначению. А именно, с западной стороны земельный участок с построенными на нем летними домиками площадью 30,05 кв.м., используется под гостиничную деятельность, о чем был составлен акт проверки №6. Материалы проверки направлены для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в Славгородский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.

Определением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г.Славгорода, г.Яровое, Бурлинского, Немецкого национального, Табунского районов, ведущего специалиста-эксперта межмуниципального Славгородского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Арюткиной А.Н. от 20 июля 2016 года было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Тамбовцева П.Е., по пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, поскольку материалами проверки событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8.КоАП РФ, не установлено.

Полагая, что в ходе проверки были получены доказательства использования Тамбовцевым П.Е. земельного участка не по целевому назначению, а именно фото материалы и акт проверки, администрация г.Яровое обратилась в суд с жалобой на указанное определение. Просит определение Славгородского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 20.07.2016г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.8 КоАП РФ в отношении Тамбовцева П.Е. отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю.

В судебное заседание представитель администрации г.Яровое не прибыл, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Тамбовцев П.Е., должностное лицо Славгородского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю, Арюткина А.Н., определение которого обжалуется, в судебном заседании возражали против доводов жалобы, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришел к следующему выводу:

Согласно ч.4 ст.30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить, жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, в том числе категории населенных пунктов, используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункты 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ N 540 от 1 сентября 2014 года. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков содержит описание каждого вида разрешенного использования земельного участка.

Исходя из положений пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 г. N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр прав вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании градостроительного регламента.

В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В случае использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель, указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).

Под использованием земель не по целевому назначению без соблюдения установленных для каждой категории режимов использования законодатель понимает изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта и др.

В связи с этим объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, будет заключаться в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.

Субъектами административного правонарушения могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Для реализации указанных задач, КоАП РФ устанавливает определенный порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, который является императивным, т.е. обязательным для применения и не предусматривающим иного, чем указано в норме названного федерального закона.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из ч.3 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч1. ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с ч.1,,5,6,7 ст. 72 Земельного кодекса РФ, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Алтайского края, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Алтайского края предусмотрена административная и иная ответственность, регламентируется «Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории Алтайского края», утвержденным Постановление Администрации Алтайского края от 02.09.2015 N 349.

Согласно п. 3.4 «Порядка» о проведении проверки граждане уведомляются уполномоченным органом не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения уполномоченного органа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Порядок проведения проверок, оформления первичных документов, порядок рассмотрения материалов проверки соблюдения земельного законодательства определен «Методическими рекомендациями по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации», содержащимися в Письме Роснедвижимости от 20.07.2005 N ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля".

Акт должен содержать следующие необходимые данные: дату, номер и место составления акта; фамилию, имя, отчество и должность лица, составившего акт; номер распоряжения о проведении проверки; данные о понятых, присутствовавших при осмотре земельного участка и составлении акта; данные о других лицах, участвовавших в проведении проверки; сведения о земельном участке, на котором проводится проверка; сведения о лице, использующем проверяемый земельный участок; объяснения лица, использующего проверяемый земельный участок; подписи всех лиц, участвовавших при проведении проверки соблюдения земельного законодательства.

В целях укрепления доказательной базы и подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события нарушения земельного законодательства, к Акту прилагаются: фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка (Приложение N 3), обмер площади земельного участка (Приложение N 4) и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения земельного законодательства.

При поступлении материалов проверки из органа муниципального земельного контроля государственный инспектор в присутствии лица, в отношении которого была проведена проверка соблюдения земельного законодательства, рассматривает материалы проверки и в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении.

В случае наличия достаточных данных о надлежащем уведомлении лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения поступивших материалов, протокол может быть составлен и в его отсутствии (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В случае отсутствия необходимых данных для рассмотрения материалов проверки государственным инспектором выносится определение о возвращении материалов проверки соблюдения земельного законодательства при осуществлении муниципального земельного контроля на доработку.

В случае отсутствия состава административного правонарушения в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ государственным инспектором выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении административного дела.

Если в результате рассмотрения материалов проверки, полученных от органа муниципального земельного контроля, государственным инспектором обнаруживается нарушение земельного законодательства, ответственность за которое не предусмотрена КоАП РФ, государственный инспектор выдает нарушителю предписание об устранении нарушений земельного законодательства (далее - Предписание).

По результатам рассмотрения направленных материалов определение о возвращении материалов проверки соблюдения земельного законодательства при осуществлении муниципального земельного контроля, определение об отказе в возбуждении административного дела, копии постановления о назначении административного наказания и предписания, полученные в результате рассмотрения дела об административном правонарушении, направляются в орган муниципального земельного контроля.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В судебном заседании установлено, что Тамбовцев П.Е. на основании договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность от 16.04.2010г., постановления администрации г.Яровое Алтайского края №89 от 26.02.2010г., является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: "для эксплуатации жилого дома" с 20 апреля 2010 года (л.д.62).

В соответствии с планом проведения плановых проверок физических лиц на 2016 год распоряжением главы администрации муниципального образования <адрес> от 06.06.2016г. №69-р назначено провести в период с 13 июля 2016 года по 15 июля 2016 года проверку по адресу: <адрес> в отношении Тамбовцева П.Е., с целью соблюдения земельного законодательства (л.д 9.).

Проверка проведена в присутствии Тамбовцева П.Е., извещенного надлежащим образом о времени и месте ее проведения (л.д.10-11).

По результатам проведенной проверки составлен акт №6 от 13 июля 2016 года, с которым Тамбовцев П.Е. ознакомлен и получил копию (л.д.13-14).

Между тем, в нарушение изложенных норм, акт проверки не содержит объяснение ТамбовцеваП.Е., т.е. лица, использующего проверяемый земельный участок.

Указанные обстоятельства, являющиеся существенными для правильного разрешения дела, не были учтены должностным лицом Славгородского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю, Арюткиной А.Н., при вынесении обжалуемого определения об отказе возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение об отмене решения и о возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При этом, дело может быть направлено на новое рассмотрение в том случае, если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, определение должностного лица об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.8.КоАП РФ в отношении Тамбовцева П.Е. нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, определение подлежит отмене.

Поскольку годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 и 2 ст.4.5. КоАП РФ, на момент вынесения настоящего решения не истек, материал проверки муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу.

Руководствуясь ст. 30.9, п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Жалобу главы администрации г.Яровое В.Н. Самобочий, удовлетворить.

Определение заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г.Славгорода, г.Яровое, Бурлинского, Немецкого национального, Табунского районов, ведущего специалиста-эксперта межмуниципального Славгородского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Арюткиной А.Н. от 20 июля 2016 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ в отношении Тамбовцева П.Е., отменить.

Акт проверки органа муниципального земельного контроля №6 от 13.07.2016г. и другие материалы, в отношении Тамбовцева П.Е., направить на новое рассмотрение должностному лицу государственного земельного надзора Славгородского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Яровской районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.П.Евдокимов