ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-32/2016 от 22.04.2016 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Черногорск 22 апреля 2016 года

Судья Черногорского городского суда Республики Хакасия Машканцев А.Н.,

с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности, Трейзе Т.А., действующей на основании доверенности от 20.04.2016 г.

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Маровой О.О., действующей на основании доверенности от 08.02.2016 г,

при секретаре Поляковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, Белоногова В.В. на постановление Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедевой К.А. по делу об административном правонарушении от 12 февраля 2016 года, которым глава Администрации муниципального образования город Черногорск Белоногов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедевой К.А. от 12 февраля 2016 года глава Администрации муниципального образования город Черногорск Белоногов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Постановлением Администрации города Черногорска от 01.06.2009 г. № 1410-п «Об изменении типа Муниципального учреждения «Черногорск-Информ» и утверждении Устава автономного учреждения «Черногорск-Информ» организационно-правовая форма Муниципального учреждения «Черногорск-Информ» (далее МУ «Черногорск-Информ») изменена на Автономное учреждение «Черногорск-Информ» (далее АУ «Черногорск-Информ»).

Вышеуказанным постановлением также утвержден Устав АУ «Черногорск-Информ».

Согласно пункту 4 Устава «Черногорск-Информ» учредителем автономного учреждения является муниципальное образование город Черногорск.

В соответствии с пунктом 11 Устава целью создания учреждения является осуществление радио- и телевещания, издание газеты «Черногорск», полиграфическая деятельность.

Пунктом 12 Устава установлено, что для достижения целей, указанных в пункте 11 Устава, учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности:

Радиовещание эфирное: производство программ, рекламные сообщения, материалы, информационные программы;

Телевещание: эфирное телевещание, кабельное телевещание, производство телерадиопрограмм и их трансляция;

Оказание рекламных услуг;

Оказание услуг связи;

Передача телематической информации;

Редакция средства массовой информации;

Полиграфическая деятельность;

Издательская деятельность;

Учреждение средств массовой информации;

Иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством.

Согласно пункту 14 Устава учреждение выполняет задания, установленные Учредителем в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью. Кроме заданий Учредителя и обязательств, учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях и в порядке, установленном федеральными законами.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его Уставе.

Согласно пункту 26 Устава учредитель устанавливает задания для Автономного учреждения в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельности. Условия и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется Администрацией города Черногорска.

Согласно пункту 27 Устава учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, а также финансовое обеспечение развития Автономного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Постановлением Администрации города Черногорска от 13.01.2014 г. № 14-П «Об изменении типа Муниципального учреждения «Черногорск-Информ» и утверждении Устава автономного учреждения «Черногорск-Информ» утверждены стандарты качества услуг, оказываемых АУ «Черногорск-Информ»:

По размещению материалов о деятельности и принятых нормативных актах Администрации города Черногорска, Совета депутатов города Черногорска и иной официальной и социально значимой информации в газете «Черногорск»;

По размещению материалов о деятельности и принятых нормативных актах Администрации города Черногорска, Совета депутатов города Черногорска и иной официальной и социально значимой информации в программе телевидения «Черногорск»;

По размещению материалов о деятельности и принятых нормативных актах Администрации города Черногорска, Совета депутатов города Черногорска и иной официальной и социально значимой информации на радио «Черногорск».

Пунктом 3.1 Стандарта качества муниципальной услуги по размещению АУ «Черногорск-Информ» материалов на ТВ «Черногорск» установлена периодичность предоставления услуги – подготовка и выпуск программы «5 вечеров» в будние дни на телеканале «Пятый канал – Петербург», 247 оригинальных выпусков в год. Согласно пункту 3.2 Стандарта объем услуги составляет не менее 15 минут информации в выпуске.

Пунктом 3.1 Стандарта качества муниципальной услуги по размещению АУ «Черногорск-Информ» материалов на Радио «Черногорск» установлена периодичность предоставления услуги – выпуск программ радио в рабочие дни, на русском языке. Согласно пункту 3.2 Стандарта объем услуги составляет 6669 минут эфирного времени в год.

Постановлением Администрации города Черногорска от 13.01.2014 г. № 15-п «Об утверждении муниципальных заданий на оказание услуг, оказываемых учреждением «Черногорск-Информ» утверждены муниципальные задания на оказание услуг, оказываемых учреждением «Черногорск-Информ», размещение материалов на ТВ «Черногорск» в телепрограмме «5 вечеров», размещение материалов на радио «Черногорск»

Согласно пункту 3 Муниципального задания АУ «Черногорск-Информ» на 2014 год, утвержденным вышеуказанным Постановлением, размер субсидии на выполнение задания по размещению материалов на радио «Черногорск» составляет 801 000 рублей.

В Письме от 30.01.2015 г. исх. № 148ИЮ, адресованном Хакасскому УФАС России в качестве ответа на запрос Администрация города Черногорска сообщила, что в 2014 году на выполнение муниципальных заданий АУ «Черногорск-Информ» из бюджета города Черногорска было перечислено субсидий на сумму 9 244 928 рублей 26 копеек, в том числе:

На размещение материалов на телевидении – 4 803 927 рублей 20 копеек;

На размещение материалов на радио – 767 475 рублей 77 копеек.

Согласно свидетельству о регистрации СМИ № ТУ24-00738 от 22.10.2013 г. АУ «Черногорск-Информ» является учредителем СМИ – «Радио «Черногорск».

Согласно свидетельству о регистрации СМИ № ТУ19-00094 от 30.11.2011 г. АУ «Черногорск-Информ» является учредителем СМИ – «ТВ «Черногорск».

Согласно письму Роскомнадзора от 18.05.2015 г. № 4428-09124, на территории города Черногорска зарегистрированы следующие средства массовой информации (помимо СМИ, учрежденных АУ «Черногорск-Информ»):

Телеканал «Мега ТВ» - учредитель ООО «Виктория»;

Газета «Наш город – Черногорск» - учредитель ООО «РИЦ»;

Журнал «Товары и услуги г. Черногорска» - учредитель ООО «Пирамида»;

Газета «Черногорский курьер» - учредитель ООО «Плакат»;

Газета «Черногорский рабочий» - учредитель ООО «СУЭК - Хакасия»;

Радиоканал «Приват» - учредитель ИП Копнин В.А.;

Телеканал «Развлекательное телевидение» - учредитель ИП Копнин В.А.;

Телеканал «Телерадиокомпания «Виктория» - учредитель ООО «Виктория»;

Телеканал «Телерадиокомпания «Саяны» - учредитель ООО «Промедия».

Письмом от 26.01.2015 г. исх. № 01 на запрос Хакасского УФАС России ООО «Видеоканал-Абакан» сообщило, что действия Администрации по созданию и бюджетному финансированию АУ «Черногорск-Информ» ограничивают права частных компаний, в том числе и ООО «Видеоканал-Абакан» как конкурента. Ущемление интересов компании выражается или может выразиться в создании дискриминационных условий деятельности для участников рынка, что свидетельствует о наличии неравных условий конкуренции и экономических барьеров для функционирования на рынке путем создания преимуществ.

Письмом от 27.01.2015 г. исх. № 02 ООО «Телерадиокомпания «Сибирь» сообщило, что рассматриваемые действия Администрации ограничивают права данной компании. За счет дополнительного бюджетного финансирования, которого данное юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты, действующие на одном товарном рынке, не имеют, коммерческой организации, финансируемой органами местного самоуправления, предоставляется возможность снижать собственные цены до предельно низких и тем самым монополизировать рынок телевизионных и радио услуг. ООО «Телерадиокомпания «Сибирь» оплачивает арендную плату, электроэнергию, заработную плату, налоги и взносы, услуги передающего центра и несет иные объективные расходы, в связи с чем не может себе в убыток снизить стоимость размещения рекламных и информационных материалов, чтобы наравне конкурировать на рынке телевизионных и радио услуг.

Согласно Прайс-листу АУ «Черногорск-Информ», действовавшему в период 2014 г., стоимость услуг по размещению материалов в новостной программе «5 вечеров» составляет от 3000 до 10 000 рублей Услуга по спонсорству прогноза погоды – от 3500 до 5800 рублей.

Согласно Прайс-листу ООО «Виктория», действовавшему в период 2014 г., стоимость услуг по размещению материалов на телевидении составляет от 40 000 до 45 000 рублей. Услуга по размещению материалов в программе «Диалог со вкусом» на «ТНТ-Черногорск» от 15 500 до 30 000 рублей. В программе «Наша дача» на «ТНТ-Черногорск» от 4500 до 30 000 рублей. Услуга по спонсорству прогноза погоды – от 4000 до 8000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49, пунктом 3 статьи 50, пунктом 1 статьи 120, пунктом 2 статьи 298 ГК РФ, действовавшего в период учреждения АУ «Черногорск-Информ», учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Соответственно, некоммерческие организации обладают специальной (целевой) правоспособностью.

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, ответственность автономных учреждений и т.д. регулируется Федеральным законом от 03.22.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее Закон об автономных учреждениях).

Согласно части 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об автономных учреждениях основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Согласно части 2 статьи 4 данного закона муниципальное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Согласно части 7 статьи 4 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Из совокупности пунктов 3 и 7 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

В соответствии со статьей 18 Закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (За исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Системное толкование вышеуказанных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обладают полномочиями лишь на учреждение печатного средства массовой информации. Из содержания изложенных норм следует, что создавать и финансировать учреждения органы местного самоуправления вправе только в целях решения вопросов местного значения.

При этом создание и финансирование учреждений в целях эфирного радиовещания, производства программ, рекламных сообщений, материалов, информационных программ, эфирного телевещания, кабельного телевидения, производства телерадиопрограмм и их трансляции, оказания рекламных услуг, услуг связи, передачи тематической информации в соответствии со статьями 16, 17 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления не отнесено.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

В соответствии с пунктом 11 Устава АУ «Черногорск-Информ» целью создания учреждения является осуществление радио- и телевещания, издание газеты «Черногорск», полиграфическая деятельность.

Пунктом 12 Устава установлено, что для достижения целей, указанных в пункте 11 Устава, учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности:

Радиовещание эфирное: производство программ, рекламные сообщения, материалы, информационные программы;

Телевещание: эфирное телевещание, кабельное телевещание, производство телерадиопрограмм и их трансляция;

Оказание рекламных услуг;

Оказание услуг связи;

Передача телематической информации;

Редакция средства массовой информации;

Полиграфическая деятельность;

Издательская деятельность;

Учреждение средств массовой информации;

Иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством.

Согласно пункту 14 Устава учреждение выполняет задания, установленные Учредителем в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью. Кроме заданий Учредителя и обязательств, учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях и в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно пункту 27 Устава учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем не приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, а также финансовое обеспечение развития Автономного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Постановлением Администрации города Черногорска от 13.01.2014 г. № 15-п «Об утверждении муниципальных заданий на оказание услуг, оказываемых учреждением «Черногорск-Информ» утверждены муниципальные задания на оказание услуг, оказываемых АУ «Черногорск-Информ», а именно размещение материалов в газете «Черногорск», размещение материалов на ТВ «Черногорск» в телепрограмме «5 вечеров», размещение материалов на радио «Черногорск».

Согласно пункту 3 Муниципального задания АУ «Черногорск-Информ» на 2014 год, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер субсидии на выполнение задания по размещению материалов на ТВ «Черногорск» составляет 5 118 000 рублей, размер субсидии на выполнение задания по размещению материалов на радио «Черногорск» составляет 801 000 рублей.

Согласно пояснениям Администрация города Черногорска (письмо от 30.01.2015 г. исх. № 148ИЮ), в 2014 году на выполнение муниципальных заданий АУ «Черногорск-Информ» из бюджета города Черногорска было перечислено субсидий на сумму 9 244 928 рублей 26 копеек, в том числе:

На размещение материалов на телевидении – 4 803 927 рублей 20 копеек;

На размещение материалов на радио – 767 475 рублей 77 копеек.

Следовательно, материалами дела подтверждается финансирование АУ «Черногорск-Информ» Администрацией города Черногорска.

Как указано выше, учреждение осуществляет деятельность на рынке телевещания и радиовещания наряду с иными хозяйствующими субъектами – конкурентами. При этом из общедоступных информационных источников следует, что на рассматриваемом рынке на территории Республики Хакасия осуществляет деятельность широкий круг субъектов.

ООО «Видеоканал-Абакан» на запрос Хакасского УФАС России (Письмом от 26.01.2015 г. исх. № 01) сообщило, что рассматриваемые действия Администрации по созданию и бюджетному финансированию АУ «Черногорск-Информ» ограничивают права частных компаний, в том числе и ООО «Видеоканал-Абакан» как конкурента. Ущемление интересов компании выражается или может выразиться в создании дискриминационных условий деятельности для участников рынка, что свидетельствует о наличии неравных условий конкуренции и экономических барьеров для функционирования на рынке путем создания преимуществ.

Письмом от 27.01.2015 г. исх. № 02 ООО «Телерадиокомпания «Сибирь» сообщило, что рассматриваемые действия Администрации ограничивают права данной компании. За счет дополнительного бюджетного финансирования, которого данное юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты, действующие на одном товарном рынке, не имеют, коммерческой организации, финансируемой органами местного самоуправления, предоставляется возможность снижать собственные цены до предельно низких и тем самым монополизировать рынок телевизионных и радио услуг. ООО «Телерадиокомпания «Сибирь» оплачивает арендную плату, электроэнергию, заработную плату, налоги и взносы, услуги передающего центра и несет иные объективные расходы, в связи с чем не может себе в убыток снизить стоимость размещения рекламных и информационных материалов, чтобы наравне конкурировать на рынке телевизионных и радио услуг.

Таким образом, материалами настоящего дела подтверждается, что рассматриваемый рынок конкурентный, и еще, как минимум, три хозяйствующих субъекта имеют возможность оказывать аналогичные АУ «Черногорск-Информ» услуги для нужд Администрации.

Участие Администрации в финансировании учреждения – хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в условиях конкурентного рынка, ущемляет интересы иных хозяйствующих субъектов – конкурентов, поскольку указанными действиями администрации созданы дискриминационные условия деятельности для участников рынка (потенциальных участников), что свидетельствует о наличии неравных условий конкуренции и барьеров для функционирования на рынке путем создания преимуществ для учреждения в виде муниципальных заданий и их финансирование из бюджета города, что свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке телевещания и радиовещания.

Кроме того, материалами дела установлено, что сравнительный анализ цен на предоставление услуг, связанных с телевизионным и радио вещанием, изготовлением рекламы и иных услуг АУ «Черногорск-Информ» и ООО «Виктория», Медиагруппа «Юг Сибири» позволяет сделать вывод о том, что за счет финансирования Администрацией учреждение способно предлагать свой товар по ценам ниже, чем у других хозяйствующих субъектов – конкурентов.

В ситуации, когда существует несколько альтернативных контрагентов (имеется функционирующий рынок), необходимо создать условия для их состязательности (конкуренции) друг с другом.

В связи с этим, услуги на оказание радио и телевизионных информационных услуг для всех участников соответствующего товарного рынка должны размещаться администрацией в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» (в период его действия).

Администрацией соответствующие торги не проводились и не проводятся, в связи с чем АУ «Черногорск-Информ» получает бюджетные средства напрямую из бюджета на бесконкурсной основе.

Поскольку создание и финансированиеАдминистрацией учреждения в целях производства, выпуска и распространения теле-, радио-, видеопрограмм, рекламно-информационной деятельности к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления не отнесено, рассматриваемые действия Администрации в части издания Постановления от 01.06.2009 г. № 1410-п «Об изменении типа Муниципального учреждения «Черногорск-Информ» и утверждении Устава автономного учреждения «Черногорск-Информ», которым утвержден устав АУ «Черногорск-Информ», в котором определены виды деятельности учреждения, не соответствующие Федеральному закону от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно виды деятельности по оказанию услуг в сфере радио и телевизионного вещания, создают преимущества АУ «Черногорск-Информ» и влекут за собой ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке, а также ограничивают право иных хозяйствующих субъектов на оказание данных услуг и получение средств муниципального бюджета.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В статье 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции указаны при знаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке.

Материалы дела № 18-А-15 свидетельствуют об ограничении конкуренции на рынке телевизионного и радио вещания, в свою очередь Администрацией города Черногорска не указана конкретная норма федерального закона, разрешающая данному органу принять рассматриваемый акт.

Решением по делу № 18-А-15 от 25.08.2015 г. Администрация города Черногорска признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Время совершения Главой Администрации муниципального образования город Черногорск Белоноговым В.В. административного правонарушения: 01.06.2009 г.

Место совершения Главой Администрации муниципального образования город Черногорск Белоноговым В.В. административного правонарушения: город Черногорск, Республика Хакасия.

Оспаривая законность привлечения его к административной ответственности, Белоногов В.В. обратился в суд жалобой на указанное постановление, считая его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

Конструкция состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, отсылает к Федеральному закону от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части 1 статьи 15 которого установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. Однако указанный запрет не является абсолютным. Непосредственно в части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ указано, что исключение из этого запрета составляют случаи принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), предусмотренные федеральными законами. Следовательно, если в федеральных законах содержатся нормы, позволяющие органу местного самоуправления совершить какие-либо действия, такие действия не могут квалифицироваться как нарушение антимонопольного законодательства, а также не могут являться основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Действия Администрации г. Черногорска, подпадающие, по мнению Хакасского УФАС под запрет, установленный частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, предусмотрены следующими федеральными законами:

создание муниципального автономного учреждения в сфере средств массовой информации – пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

финансовое обеспечение (путем предоставления субсидий из местного бюджета) выполнения муниципальным автономным учреждением муниципального задания – пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, статьей 2 Закона № 174-ФЗ, статьями 69,78.1 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Устава города Черногорска (утвержденного решением Совета депутатов г. Черногорска от 28.06.2005 № 38 «О принятии Устава города Черногорска») город Черногорск имеет статус городского округа, установленный Законом Республики Хакасия от 07.10.2004 г. № 69 «Об утверждении границ муниципального образования город Черногорск и наделении его статусом городского округа». Следовательно, при определении круга вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления города Черногорска, следует руководствоваться статьей 16 Закона № 131-ФЗ.

АУ «Черногорск-Информ» было создано в целях реализации следующих вопросов местного значения в соответствии с нормами специальных федеральных законов, регламентирующих решение таких вопросов и предусматривающих возможность создания органом местного самоуправления средства массовой информации в сфере телерадиовещания: пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35ФЗ «О противодействии терроризму», статья 7 Закона РФ от 25.10.1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», пункт «в» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 19, 25, 25 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», часть 2 статьи 74 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 4 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1, пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». На все эти федеральные законы при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 18-А-15 неоднократно ссылалась Администрация г. Черногорска, однако должностное лицо Хакасского УФАС эти доводы во внимание не приняло. Указание на нормы специальных законов не является расширительным толкованием перечня вопросов местного значения, так как эти специальные законы регламентируют и детализируют решение отдельных вопросов местного значения. Кроме того, в части 1.1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ прямо предусмотрено, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Следовательно, вывод Хакасского УФАС о том, что «создание и финансирование Администрацией учреждения в целях производства, выпуска и распространения теле-, радио-, видеопрограмм, рекламно-информационной деятельности к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления не отнесено» (стр. 13 Постановления), является не основанным на нормах действующего законодательства.

По мнению антимонопольного органа, Администрации г. Черногорска необходимо осуществлять закупку по тем видам услуг, которые были указаны в Уставе АУ «Черногорск-Информ» (радиовещание эфирное: производство программ, рекламные сообщения, материалы, информационные программы; телевещание: эфирное телевещание, кабельное телевещание, производство телерадиопрограмм и их трансляция). Между тем, осуществление закупок – не единственный способ расходования бюджетных средств: в статье 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены несколько видов бюджетных ассигнований, в том числе бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Примененная в конструкции процитированной нормы формулировка «включая» позволяет утверждать, что ассигнования на закупки являются лишь частью ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Статья 69.1 Бюджетного кодекса РФ более подробно раскрывает содержание бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), относя к ним ассигнования на:

обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическими (или) юридическим лицам;

предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного(муниципального) задания;

предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных(муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:

- оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

- разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники,
продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

-закупки товаров в государственный материальный резерв.

Таким образом, предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания и закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд – это не взаимоисключающие виды расходования бюджетных средств, а смежные, однородные, параллельно существующие виды такого расходования, включенные в одну группу бюджетных ассигнований.

Статья 72 Бюджетного кодекса РФ регламентирует осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Статья 78.1. Бюджетного кодекса РФ предусматривает предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями (и как частный случай предоставления таких субсидий - предоставление субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания).

Одним из полномочий органов местного самоуправления, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, является создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации провозглашено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. С учетом приведенной конституционной нормы в ее взаимосвязи с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления по собственному усмотрению вправе: создать муниципальное учреждение и финансировать его, создать муниципальное предприятие, осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, при этом:

- выбор любого из указанных вариантов реализации вопроса местного значения является исключительной прерогативой органа местного самоуправления, выбор каждого из приведенных вариантов либо их сочетания будет являться законным;

- выбор того или иного варианта при выборе полномочий не поставлен законодателем в зависимость от степени развитости рынка конкретных товаров, работ, услуг.

Следовательно, муниципальному автономному учреждению на абсолютно законных основаниях предоставляется субсидия на внеконкурсной основе; осуществление закупок в подобных случаях не осуществляется.

Антимонопольный орган делает вывод о том, что существует законодательный запрет на создание муниципальных учреждений в сфере теле- и радиовещания. Причем из приведенной позиции следует, что муниципальные учреждения в сфере теле- и радиовещания не могут быть созданы ни при каких обстоятельствах (поскольку перечисленные виды экономической деятельности не отнесены к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления), в том числе и при отсутствии или слабой развитости товарного рынка указанных видов работ, услуг. Однако существование муниципальных телерадиовещательных организаций, создаваемых как в форме муниципального унитарного предприятия, так и в форме муниципального учреждения, и предоставление таким учреждениям субсидий не только не запрещено, но и прямо предусмотрено целым рядом норм действующего законодательства: частями 1, 3 статьи 59 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», частями 1, 3 статьи 61 Федерального закона от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», частями 1, 3 статьи 48 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», статьями 47, 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 1700-р, указано, что под муниципальной телерадиовещательной организацией понимается телерадиовещательная организация, созданная в форме муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения. Следовательно, органы местного самоуправления вправе создавать и субсидировать муниципальные телерадиовещательные организации.

Не учтены антимонопольным органом и следующие нормы бюджетного законодательства: часть 1 статьи 18, часть 1 статьи 21, пункт 12 части 3 статьи 21, часть 6 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ. Таким образом, исходя из закрепленной в статье 21 БК РФ универсальности кодов бюджетной классификации, к расходам местных бюджетов относятся расходы на телевидение и радиовещание, которые могут осуществляться как через закупки для муниципальных нужд, так и через предоставление субсидий автономным учреждениям, что полностью соотносится с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ.

Из совокупности изложенных доводов следует, что событие административного правонарушения в действиях заявителя отсутствует, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет прекращение начатого.

В судебное заседание заявитель не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие и допуске защитника, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Белоногова В.В.

Защитник лица, привлеченного к административной ответственности, Трейзе Т.А. в судебном заседании полностью поддержала доводы жалобы.

В отзыве на жалобу руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедева К.А. считает доводы, изложенные в жалобе не обоснованными, а постановление о наложении административного взыскания соответствующим действующему законодательству со ссылкой на решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-8533/2015 от 12.01.2016 г. и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда г. Красноярска от 05.04.2016 г.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РХ Марова О.О. в судебном заседании поддержала доводы, отраженные в письменном пояснении на жалобу Белоногова В.В., выразила согласие с обжалуемым постановлением, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав стороны, определив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Виновность должностного лица подтверждается:

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия № 18-А-15 от 25.08.2015 г. установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации при обстоятельствах, которые изложены в обжалуемом постановлении. Администрация города Черногорска признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части издания Постановление от 01.05.2009 г. № 1410-п «Об изменении типа Муниципального учреждения «Черногорск-Информ» и утверждении Устава автономного учреждения «Черногорск-Информ», в котором определены виды деятельности учреждения, не соответствующие Федеральному закону от 03.11.2006 г. № 174-Ф «Об автономных учреждениях» и Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно виды деятельности по оказанию услуг в сфере радио и телевизионного вещания, что создает преимущества АУ «Черногорск-Информ» и влечет ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке, а также ограничивает право иных хозяйствующих субъектов на оказание данных услуг и получение средств муниципального бюджета. Администрации города Черногорска выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в виде принятия в срок до 30.09.2015 г. мер по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства Постановления Администрации от 01.05.2009 г. № 1410-п «Об изменении типа Муниципального учреждения «Черногорск-Информ» в части исключения пунктов, противоречащих действующему законодательству.

Протоколом № 163-А-15-АП от 21.01.2016 г. с изложенными в нем нарушениями антимонопольного законодательства, приведенными в обжалуемом постановлении.

Постановлением Третьего Арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 г. по делу № А74-8533/2015 решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.01.2016 г. по делу № А74-8533/2015 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов г. Черногорска, Администрации г. Черногорска – без удовлетворения.

Названными судебными актами установлено следующее:

Согласно положениям пункта 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331, статей 22, 23, 39, 40, 41, 44, 45, 49 Закона о защите конкуренции, приказа Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 г. № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», оспариваемые решение и предписание вынесены уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции.

Процедура рассмотрения антимонопольным органом дела, вынесения решения и предписания признана соблюденной.

Оспариваемым решением антимонопольного органа администрация признана нарушившей требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. На основании указанного решения заявителю выдано предписание.

Оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует положениям Закона о защите конкуренции, не нарушает права и законные интересы администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на заявителя незаконно какие-либо обязанности, не создает необоснованных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспариваемое предписание по своей форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства и является исполнимым, поскольку содержит указания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить администрации, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установленный статьей 15 Закона о конкуренции запрет адресован, в том числе организациям, участвующим в предоставлении муниципальных услуг, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Оспариваемым решением администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части издания постановления от 01.06.2009 г. № 1410-п «Об изменении типа муниципального учреждения «Черногорск-Информ» на автономное учреждение «Черногорск-Информ» и утверждении Устава Автономного учреждения «Черногорск-Информ», которым утвержден устав АУ «Черногорск-Информ», в котором определены виды деятельности учреждения, не соответствующие Закону об автономных учреждениях и Федеральному закону № 131-ФЗ, а именно виды деятельности по оказанию услуг в сфере радио и телевизионного вещания, что создает преимущества АУ «Черногорск-Информ» и влечет ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке, а также ограничивает право иных хозяйствующих субъектов на оказание данных услуг и получение средств муниципального бюджета.

Нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в совершении действий по созданию и финансированию учреждения, рассматриваются на рынке производства и транслирования радио- и телевизионных программ. Общероссийским классификатором продукций по видам экономической деятельности, данные виды деятельности обозначены как «Услуги по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ» (код - 59.11.1), «Услуги по составлению телевизионных программ и телевещанию» (код - 60.20.1), «Услуги по производству радиопрограмм» (код -59.20.21.000), «Услуги по радиовещанию» (код - 92.20.11).

Географические границы вышеуказанного рынка, в силу особенностей предоставления услуг – когда телевизионное и радиовещание и производство программ может оказывать любой субъект рынка, находящийся на любой территории, не ограничиваются конкретным муниципальным образованием либо субъектом. Российской Федерации.

Рынок предоставления услуг телевизионного и радиовещания на территории Республики Хакасия представлен широким кругом хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, что свидетельствует о его достаточной развитости и наличии на данном рынке конкурентных отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49, пунктом 3 статьи 50, пунктом 1 статьи 120, пунктом 2 статьи 298 ГК РФ, действовавшего в период учреждения АУ «Черногорск-Информ», учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Соответственно, некоммерческие организации обладают специальной (целевой) правоспособностью.

Правовое положение автономных учреждений, в том числе порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, ответственность учреждений регулируются Законом об автономных учреждениях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Согласно частям 1, 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях, основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Муниципальное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-Ф3).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона органы местного самоуправления обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Как установлено статьей 18 Федерального закона № 131-ФЗ, перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Следовательно, органы местного самоуправления обладают полномочиями на учреждение печатного средства массовой информации; создавать и финансировать учреждения органы местного самоуправления вправе только в целях решения вопросов местного значения.

Вместе с тем создание и финансирование учреждений в целях эфирного радиовещания, производства программ, рекламных сообщений, материалов, информационных программ, эфирного телевещания, кабельного телевещания, производства телерадиопрограмм и их трансляции, оказания рекламных услуг, услуг связи, передачи телематической информации в соответствии со статьями 16, 17 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления не отнесено.

Доводы апелляционной жалобы администрации об отсутствии запрета на создание и финансирование муниципальных автономных учреждений в целях эфирного радиовещания, производства программ, рекламных сообщений, материалов, информационных программ, эфирного телевещания, кабельного телевещания, производства телерадиопрограмм и их трансляции, оказания рекламных услуг, услуг связи, передачи телематической информации; относительно отсутствия ограничений по видам деятельности создаваемых учреждений судами отклонены.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его Уставе.

Утверждение устава АУ «Черногорск-Информ» не соответствует закону, поскольку в нем определены виды деятельности, не соответствующие Федеральному закону об автономных учреждениях и Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: виды деятельности по оказанию услуг в сфере радио и телевизионного вещания, что создает преимущества для АУ «Черногорск-Информ» и влечет ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке, а также ограничивает право иных хозяйствующих субъектов на оказание данных услуг и получения средств муниципального бюджета.

Довод администрации о том, что перечень вопросов местного значения, содержащийся в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, носит открытый характер, судами отклонены. Приведенные выше положения Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ устанавливают четкие границы полномочий органов местного самоуправления, расширительного толкования данные нормы не предусматривают.

Обозначенные заявителем в апелляционной жалобе нормы действующие законодательства не могут рассматриваться, как разрешившие администрации утвердить Устав АУ «Черногорск-Информ» применительно к рассматриваемым видам деятельности учреждения (радиовещание эфирное: производство программ, рекламные сообщения, материалы, информационные программы; телевещание: эфирное телевещание, кабельное телевещание, производство телерадиопрограмм и их трансляция).

Материалами дела подтверждается финансирование деятельности учреждения администрацией, на основании следующего.

Постановлениями администрации от 13.01.2014 г. № 15-п и № 14-п утверждены муниципальные задания на оказание услуг, оказываемых АУ «Черногорск-Информ»: размещение материалов в газете «Черногорск», на ТВ «Черногорск», в телепрограмме «5 вечеров», размещение материалов на радио «Черногорск»; стандарты качества услуг, оказываемых АУ «Черногорск-Информ»: по размещению материалов о деятельности и принятых нормативных актах администрации, Совета депутатов и иной официальной и социально значимой информации в газете «Черногорск», в программе телевидения «Черногорск», на радио «Черногорск».

Согласно пункту 3 названного муниципального задания АУ «Черногорск-Информ» на 2014 год размер субсидии на выполнение задания по размещению материалов на ТВ «Черногорск» составляет 5 118 000 рублей, на радио «Черногорск» - 801 000 рублей.

В соответствии с письмом администрации в 2014 году на выполнение муниципальных заданий учреждению из бюджета города Черногорска перечислено субсидий на сумму 9 244 928 рублей 26 копеек, в том числе: на размещение материалов на телевидении - 4 803 927 рублей 20 копеек, на радио - 767 475 рублей 77 копеек.

Доводы о том, что АУ «Черногорск-Информ» правомерно получает бюджетные средства напрямую из бюджета, в отсутствие конкурентной основы и в случае оказания муниципальных услуг (выполнения работ) муниципальным автономным учреждением, учреждению на законных основаниях предоставляется субсидия на внеконкурсной основе; осуществление закупок в подобных случаях не осуществляется, судами отклонены.

При условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд, в ситуации, когда органом местного самоуправления реализуются полномочия, прямо не предусмотренные законодательством, применение норм законодательства о контрактной системе является обязательным.

Работы, услуги учреждения должны формироваться и оказываться категориям физических и (или) юридических лиц в установленном муниципальным задании порядке, на основании перечня муниципальных услуг, а не всему населению в целом, либо относиться к исключительной компетенции органов местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления не обладают полномочиями по наделению подведомственных учреждений полномочиями на исключительное выполнение работ или оказание услуг в определенных сферах.

Для создания автономных и бюджетных учреждений для выполнения работ в определенных сферах в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органа местного самоуправления, орган местного самоуправления должен обладать полномочиями (обязанностью) в данных сферах на предоставление услуг (выполнение работ).

Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, обусловленным законом, и должно предусматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должно компенсироваться посредством наделения бюджетного учреждения полномочиями органа местного самоуправления, установления данному учреждению муниципального задания, предоставления субсидий.

Спорные работы (услуги) – производство, выпуск и распространение теле-, радиопрограмм, рекламно-информационная деятельности являются муниципальной нуждой, а не муниципальной услугой, так как потребность в данных работах возникает у муниципального образования, а не у отдельных заявителей. Выполнение таких работ не входит в исключительную компетенцию органов власти и управления в соответствии с их полномочиями, а также подведомственных учреждений. Действующее законодательство не содержит каких-либо специальных требований к рассматриваемой деятельности, равно как и требований к субъектам, которые должны (могут) их осуществлять. Данную деятельность могут осуществлять любые хозяйствующие субъекты в соответствии с требованиями законодательства. Иное понимание правовых норм приводит к тому, что орган местного самоуправления по своему усмотрению может принимать решения о создании нового хозяйствующего субъекта, обеспеченного гарантированным рынком сбыта своих услуг, обладающего правом на осуществление деятельности, приносящей доход на товарном рынке, на котором орган местного самоуправления выступает заказчиком товаров, работ, услуг для нужд муниципального образования в целях решения вопросов местного значения.

Антимонопольным органом обоснованно установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что учреждение осуществляет деятельность на рынке телевещания и радиовещания наряду с иными хозяйствующими субъектами – конкурентами, и иные субъекты (как минимум три хозяйствующих субъекта) имеют возможность оказывать аналогичные АУ «Черногорск-Информ» услуги для нужд администрации. Администрацией соответствующие торги не проводились и не проводятся, учреждение получает бюджетные средства напрямую из бюджета, в отсутствие конкурентной основы.

Приобретение радио- и телевизионных информационных услуг должно осуществляться Администрацией применительно ко всем участникам соответствующего товарного рынка в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» (в период его действия).

Указанными выше действиями администрации (финансирование осуществления деятельности учреждения) созданы дискриминационные условия деятельности для участников рынка (потенциальных участников), что свидетельствует о наличии неравных условий конкуренции и барьеров для функционирования на рынке путем создания преимуществ для АУ «Черногорск-Информ» в виде муниципальных заданий и их финансирования из бюджета города, и об ограничении конкуренции на рынке телевещания и радиовещания. Поскольку создание и финансирование администрацией учреждения в целях производства, выпуска и распространения теле- и радиопрограмм, рекламно-информационной деятельности к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления не отнесено, рассматриваемые действия администрации в части издания постановления от 01.06.2006 г. № 1410-п, которым утвержден Устав учреждения, определивший виды деятельности учреждения, не соответствующие Закону об автономных учреждениях, Федеральному закону № 131-ФЗ, а именно: виды деятельности по оказанию услуг в сфере радио- и телевизионного вещания, создают преимущества учреждению и влекут за собой ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке, а также ограничивают право иных хозяйствующих субъектов на оказание данных услуг за счет средств муниципального бюджета.

Администрацией не указана конкретная норма федерального закона, разрешающая указанному лицу принять рассматриваемый акт, приведенные нормы специальных законов, которые регламентируют решение отдельных вопросов местного значения, не могут подтверждать и, следовательно, разрешать администрации утверждать Устав АУ «Черногорск-Информ» применительно к рассматриваемым видам деятельности учреждения (радиовещание эфирное; производство программ, рекламные сообщения, материалы, информационные программы; телевещание: эфирное телевещание, кабельное телевещание, производство телерадиопрограмм и их трансляция), - поскольку создавать и финансировать учреждения органы местного самоуправления вправе только в целях решения вопросов местного значения. Причем в силу закона органы местного самоуправления обладают полномочиями только лишь на учреждение печатного средства массовой информации. Действующее законодательство предусматривает исполнение возложенных на органы местного самоуправления полномочий способами, не запрещенными законом, а именно: с помощью печатного средства массовой информации либо посредством радиовещания эфирного; производство программ, рекламные сообщения, материалы, информационные программы; телевещания: эфирного телевещания, кабельного телевещания, производства телерадиопрограмм и их трансляция, но с учетом требований антимонопольного законодательства (предоставление такой возможности на основании конкурентных процедур хозяйствующему субъекту). Поскольку положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации не регулируются рассматриваемые правоотношения в части создания учреждения и полномочия органа местного самоуправления в отношении такого учреждения, ссылки администрации на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и доводы о том, что действия администрации направлены на экономию бюджетных средств и достижение наилучшего результата использования выделяемых субсидий, подлежат отклонению.

Возможность добиться наибольшей экономии бюджетных средств, и, соответственно, достижения наилучшего результата предусмотрена путем проведения процедуры торгов.

Доказано, что за счет финансирования администрацией учреждение способно предлагать свой товар по ценам ниже, чем у других хозяйствующих субъектов – конкурентов. Антимонопольным органом данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела № 18-А-15 исследовались.

Применение норм законодательства о контрактной системе является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд, в ситуации, когда органом местного самоуправления реализуются полномочия, прямо не предусмотренные законодательством.

Действующее законодательство предусматривает исполнение возложенных на органы местного самоуправления полномочий способами, не запрещенными законом, а именно: с помощью печатного средства массовой информации либо посредством радиовещания эфирного: производство программ, рекламные сообщения, материалы, информационные программы; телевещания: эфирного телевещания, кабельного телевещания, производства телерадиопрограмм и их трансляция, но с учетом требований антимонопольного законодательства (предоставление такой возможности на основании конкурентных процедур хозяйствующему субъекту).

Действия администрации, выразившиеся в издании постановления от 01.06.2009 г. № 1410-п «Об изменении типа муниципального учреждения «Черногорск-Информ» на автономное учреждение «Черногорск-Информ» и утверждении Устава Автономного учреждения «Черногорск-Информ», нарушают требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем решение антимонопольного органа от 25.08.2015 г. по делу № 18-А-15 является законным и обоснованным.

На основании решения от 25.08.2015 г. по делу № 18-А-15 антимонопольный орган выдал предписание от 25.08.2015, которым обязал администрацию немедленно прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего в срок до 30.09.2015, с учетом и в соответствии с решением по делу № 18-А-15 принять меры на приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства Постановления от 01.06.2009 г. № 1410-п «Об изменении типа муниципального учреждения «Черногорск-Информ» на автономное учреждение «Черногорск-Информ» и утверждении Устава Автономного учреждения «Черногорск-Информ» в части исключения пунктов, противоречащих действующему законодательству.

В подпункте «а» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции прямо указано на то, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

Решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 25.08.2015 г. по делу № 18-А-15 соответствуют действующему законодательству, предписание является исполнимым, поскольку содержит указания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить администрации, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Как следует из материалов административного дела, главой Администрации муниципального образования г. Черногорска Белоноговым В.В. в нарушение действующего законодательства было издано постановление № 1410-п от 01.06.2009 г. «Об изменении типа Муниципального учреждения «Черногорск-Информ» и утверждения Устава автономного учреждения «Черногорск-Информ», организационно-правовая форма Муниципального учреждения «Черногорск-Информ» изменена на автономное учреждение «Черногорск-Информ». Вышеуказанным Постановлением также утвержден Устав Автономного учреждения «Черногорск-Информ».

При таких обстоятельствах действия Белоногова В.В. были правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, а доводы жалобы не основаны на законе.

Из положений ст. 2.9 КоАП РФ, разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ целями настоящего Федерального закона являются недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Нарушение антимонопольного законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции существенно нарушает охраняемые законом общественные правоотношения и поэтому не может рассматриваться как малозначительное правонарушение.

Постановление о привлечении Белоногова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Белоногову В.В. в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в пределах минимальных границ.

Нарушений, влекущих незаконность привлечения Белоногова В.В. к административной ответственности, допущено не было.

Руководствуясь п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 30.7, ст.ст. 30.8 и 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедевой К.А. по делу об административном правонарушении от 12 февраля 2016 года, которым глава Администрации муниципального образования город Черногорск Белоногов Василий Васильевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, оставить без изменения, жалобу Белоногова Василия Васильевича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Судья