Дело №12-32/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Бологовского городского суда Тверской области Калько Ирина Николаевна,
с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности директора Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу ФИО1, представителя Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области жалобу директора Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу – ФИО1 на постановление главного государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №248 от 24 марта 2017 года, которым постановлено:
«Признать Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №248 от 24 марта 2017 года юридическое лицо Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение совершено при следующих обстоятельствах. С 10 часов 00 минут 01 марта 2017 года по 12 часов 00 минут 14 марта 2017 года в ходе проведении плановой выездной проверки в отношении Федерального государственного казённого учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва) но адресу 171075, <...>. 40, установлено, что нарушены требования: 1) п.4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п.6 приказа Минтранса России от 15.01.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», а именно в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий не осуществлено ежегодное планирование мероприятий, указанных в приложении №2 «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» приказа Минтранса России от 15.01.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»; 2) п.4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п.5 приказа Минтранса России от 15.01.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров, и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», а именно: а) не организовано проведение проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 приложения №2 «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» приказа Минтранса России от 15.01.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал; б) не организовано проведение проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7 приложения №2 «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» приказа Минтранса России от 15.01.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов -автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев. Таким образом, установлено осуществление Федеральным государственным казённым учреждением комбинат «Озёрный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014г. №7. Срок давности привлечения Федерального государственного казённого учреждения комбинат «Озёрный» Управления Федерального агентства по государственным резервам к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек. Оснований для применения в данном случае положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ не имеется. Установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, должностным лицом, рассматривающим административное дело, не установлено.
Не соглашаясь с данным постановлением, директор ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1 подал жалобу, в обоснование которой указал следующее. В период с 01.03.2017г. по 14.03.2017г. Главным государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 была проведена плановая выездная проверка в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва (далее - Комбинат), целью которой являлось исполнение плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год УГАДН по Тверской области. По результатам проверки составлен Акт, выдано предписание, составлен протокол об административном правонарушении и вынесено Постановление Главного государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 №248 от 24 марта 2017 года, Комбинат признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцати пяти тысяч рублей). В соответствии с Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.03.2017г. №248 (далее - Постановление) Комбинатом нарушены требования пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пунктов 5, 6 приказа Минтранса России от 15.01.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (далее - приказ Минтранса), а именно не осуществлено ежегодное планирование мероприятий в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, не организовано проведение проверки соблюдения мероприятий, указанных в Приложении №2 «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, и транспортных средств к безопасной эксплуатации» приказа Минтранса. Указанные в подпунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» приказа Минтранса мероприятия на комбинате выполнялись и выполняются в полном объёме. Проверки соблюдения мероприятий в отношении должностных лиц проводились, однако не были оформлены документально. Согласно Устава комбината, предметом деятельности является обеспечение приёмки материальных ценностей на хранение в государственный материальный резерв, количественной и качественной сохранности материальных ценностей и, по указанию Территориального управления или Росрезерва, выпуска материальных ценностей из государственного материального резерва. Исходя из этого видно, что Комбинат не осуществляет видов деятельности по перевозке пассажиров и грузов, а использование автотранспорта, принадлежащего комбинату, производится исключительно в целях поддержания работоспособности предприятия (подвоз материалов для проведения ремонтных работ и служебных разъездов). Нарушений в области безопасной эксплуатации транспортных средств за последние несколько лет допущено не было. На данный момент нарушения, указанные в Постановлении по делу об административном правонарушении от 24.03.2017г. №248, устранены. На Комбинате разработан и утверждён директором 10 марта 2017 года План мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации на ФГКУ комбинат «Озерный» на 2017 год. Комиссией по комбинату проведена квартальная проверка выполнения плана мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации на ФГКУ комбинат «Озерный» с составлением акта проверки от 29 марта 2017 года. Настоящее административное правонарушение совершено неумышленно, согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. На основании вышеизложенного, просит считать данное правонарушение малозначительным, поскольку с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, а также отсутствием вреда и тяжести последствий данное правонарушение не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, на основании вышеизложенного и руководствуясь ст.2.9,30.1 КоАП РФ, просит суд освободить ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва, от административной ответственности назначенной Постановлением Главного государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 №248 от 24 марта 2017 года о наложении на ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва административного наказания в виде административного штрафа, по основанию, предусмотренному части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
В судебном заседании представитель ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1 поддержал свою жалобу в полном объеме по указанным в ней основаниям, при этом пояснил суду, что определенные мероприятия по безопасности дорожного движения ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва проводились. Со стороны инспектора имел место быть несколько формальный подход к проведению проверки. На Комбинате имеется специально отведенный класс для проведения занятий по безопасности дорожного движения. После отъезда инспектора главный механик составил необходимый план мероприятий по безопасности дорожного движения. С их стороны имеются упущения, они недостаточно внимательно относились к требованиям транспортного законодательства, потому как они не являются предприятием, оказывающим транспортные услуги, но законодатель считает иначе. Учитывая изложенное, просил прекратить производство по делу в связи с малозначительностью нарушения.
В судебном заседании представитель Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 с доводами жалобы представителя ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва не согласился, считает жалобу не подлежащей удовлетворению. При этом пояснил суду, что п.6 приказа Минтранса РФ от 15.01.2014г. №7 предусматривает обязанность предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, составлять перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации. Ежегодное планирование мероприятий по безопасности дорожного движения и контроль за исполнением данных мероприятий на момент проведения ими проверки у ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва полностью отсутствовал. Законодатель четко обозначил субъекты транспортной деятельности, обязанности распространяются на все предприятия, владеющие транспортными средствами, независимо от их формы деятельности.
Выслушав представителя ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1, представителя Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд находит жалобу директора ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1 не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии с п.4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно п.5 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров, и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014г. №7, при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложено №2 к настоящему приказу (далее - Перечень). Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев. Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.
В силу п.6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров, и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014г. №7 в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие) за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по Тверской области) от 03 февраля 2017 года №0022 в период с 01 по 14 марта 2017 года проведена плановая проверка ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области автомобильного транспорта, установленных законодательством РФ. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки УГАДН по Тверской области №055 от 14 марта 2017 года, а также вынесено предписание об устранении выявленных нарушений №0030 от 14 марта 2017 года.
Согласно протокола об административном правонарушении №0202, составленного 14 марта 2017 года в отношении юридического лица –ФГКУ комбината «Озерный» Росрезерва, с 10 часов 00 минут 01 марта 2017 года по 12 часов 00 минут 14 марта 2017 года в ходе проведении плановой выездной проверки в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва но адресу 171075, <...>. 40, установлено, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий не осуществлено ежегодное планирование мероприятий, указанных в приложении №2 «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» приказа Минтранса России от 15.01.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», что является нарушением требований п.4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.6 приказа Минтранса России от 15.01.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»; не организовано проведение проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 приложения №2 «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» приказа Минтранса России от 15.01.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также не организовано проведение проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7 приложения №2 «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» приказа Минтранса России от 15.01.2014г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов -автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев, что является нарушением п.4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п.5 приказа Минтранса России от 15.01.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров, и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
Своими действиями юридическое лицо – ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва нарушило требования Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п.5, п.6 приказа Минтранса России от 15.0.1.2014г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров, и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
Согласно протоколу об административном правонарушении №0202 от 14.03.2017г. законный представитель ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1 замечаний по протоколу не имел, в объяснении указал, что с нарушениями не согласен.
В ходе проведения проверки выявлены вышеуказанные нарушения, которые зафиксированы в Акте проверки №055 от 14.03.2017г., перечень которых законный представитель ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1 не оспаривал.
Все имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, и виновности ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в совершении правонарушения, соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству.
Главный государственный инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Тверской области, оценив все собранные и исследованные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, установив фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о виновности ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ.
Таким образом, действия ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва главным государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Тверской области были правильно квалифицированы по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1 ст.1.5 Кодекса).
В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалах дела не представлено и судом не установлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 Кодекса.
В силу ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Оспариваемый протокол и вынесенное постановление об административном правонарушении составлены в соответствии с требованиями закона полномочными должностными лицами.
Согласно материалов административного производства протокол об административном правонарушении составлен на основании представленных в деле материалов: приказа УГАДН по Тверской области от 03 февраля 2017 года №0022 о проведении в период с 01 по 15 марта 2017 года плановой проверки ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва; акта проверки УГАДН по Тверской области №055 от 14 марта 2017 года, предписания об устранении выявленных нарушений №0030 от 14 марта 2017 года. Данные документы у суда сомнений не вызывают.
Доводы жалобы о том, что указанные в подпунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» приказа Минтранса мероприятия на комбинате выполнялись и выполняются в полном объёме, не являются состоятельными, так как из показаний представителя ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1 и представленных им документов усматривается, что нарушения были устранены после отъезда инспектора, главный механик составил необходимый план мероприятий по безопасности дорожного движения. Кроме того, ФИО1 признал, что стороны предприятия имеются упущения, они недостаточно внимательно относились к требованиям транспортного законодательства.
Доводы жалобы о том, что ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва не является транспортным предприятием и не оказывает услуги по перевозке грузов, также являются несостоятельными.
В соответствии с Уставом Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, в рамках осуществления основной деятельности комбинат оказывает платные услуги: погрузо-разгрузочные работы и транспортные услуги при поставке материальных ценностей в государственные материальный резерв и выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва.
Исходя из совокупности приведенных выше норм, обязанность по соблюдению требований безопасности дорожного движения, указанных в п.4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также требований, указанных в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечне мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014г. №7, возникает у любого юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства.
Доводы жалобы о том, что данное правонарушение является малозначительным, поскольку с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, а также отсутствием вреда и тяжести последствий данное правонарушение не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, суд также считает несостоятельными по следующим основаниям.
В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ФГКУ комбината «Озерный» Росрезерва к требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, несоблюдение которых влечет угрозу жизни и здоровью людей.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, так как в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст.4.1–4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст.3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч.ч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Несоблюдение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности по эксплуатации источников повышенной опасности представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, участвующих в дорожном движении, в связи с чем учитывая характер правонарушения и конкретные обстоятельства дела, а также вид и размер назначенного административного наказания, оснований для признания правонарушения, вмененного ФГКУ комбината «Озерный» Росрезерва, малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется.
Таким образом, все доводы, приведенные в жалобе, правового значения, дающего основания к отмене постановления по делу об административном правонарушении, не имеют.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва главным государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Тверской области не были допущены нарушения требований ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, а, следовательно, не нарушен и порядок привлечения лица к административной ответственности.
С учетом изложенного, жалоба представителя ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1 является необоснованной, а постановление главного государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Тверской области от 24 марта 2017 года законным, вынесенным без нарушений норм процессуального и материального права и не подлежащим отмене. Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ и находится в пределах санкции части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Обжалуемое постановление должностного лица соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.1, 30.6, 30.7, 4.5 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Тверской области от 24 марта 2017 года №248, которым юридическое лицо – Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу – директора предприятия ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Тверской областной суд.
Судья И.Н. Калько