№ 12-32/2017
РЕШЕНИЕ
07 апреля 2017 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Петрова Д.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО4,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 января 2017 года (должность)(административный орган) по Оренбургской области ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Петров Д.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Лица, участвующие в деле (ФИО4, заместитель прокурора Оренбургской области Рываев Ю.В.), надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Петрова Д.В., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области Пасечник Е.И., прихожу к следующему.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Оренбургской области в целях исполнения требований п. п. 1.5, 1.7 и 1.8 приказа Генерального прокурора РФ от 27 марта 2009 года № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) проведена проверка реализации (административный орган) по Оренбургской области контрольно-надзорных полномочий, сверка данных об осуществленных проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за текущий период 2016 года.
В ходе проверки выявлены факты грубого нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившиеся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредставлении акта о проведенной проверке.
Установлено, что 12 мая 2016 года в адрес (административный орган) по Оренбургской области поступили обращения ФИО1. и ФИО2 по факту неправомерного взимания платы за электроэнергию. Проведение проверки по указанным обращениям было поручено ФИО4
ФИО4, являясь (должность)(административный орган) по Оренбургской области, в нарушение требований ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, в период с 13 по 31 мая 2016 года, находясь на своем рабочем месте, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. (адрес), без издания соответствующего распоряжения или приказа о проведении проверки, провел внеплановую документарную проверку в отношении Центрального отделения Оренбургского филиала ОАО «название», подготовив и направив в адрес юридического лица мотивированный запрос от 13 мая 2016 года № о предоставлении документированной информации по вопросам расчета размера платы за коммунальную услугу – электроснабжение, потребленную в многоквартирном доме № по ул. (адрес) г. Оренбурга.
По результатам изучения представленных Центральным отделением Оренбургского филиала ОАО «название» документов, в нарушение положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, акт проверки в отношении указанного юридического лица составлен не был, а заявителям 31 мая 2016 года был подготовлен ответ № об отсутствии в действиях Центрального отделения Оренбургского филиала ОАО «название» нарушений порядка определения размера платы за коммунальную услугу – электроснабжение.
Факт совершения ФИО4 при вышеуказанных обстоятельствах административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; письменными обращениями ФИО1. и ФИО2; запросом (должность)(административный орган) по Оренбургской области ФИО4 о предоставлении информации и документов, необходимых для проведения проверки и предупреждение об административной ответственности в случае неисполнения данного требования; ответом на запрос Центрального отделения Оренбургского филиала ОАО «название»; ответом (должность)(административный орган) по Оренбургской области ФИО4 об отсутствии в действиях Центрального отделения Оренбургского филиала ОАО «название» нарушений порядка определения размера платы за коммунальную услугу – электроснабжение и другими доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, действия ФИО4 правильно квалифицированы судьей районного суда по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
В жалобе защитник ссылается на то, что письмо от 13 мая 2016 года № не содержит требований о предоставлении документов юридического лица, которые в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ могли бы выступать предметом документарной проверки. Полагает, что письмо содержало просьбу о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращений гражданин. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ФИО4 вмененного административного правонарушения, поскольку ФИО4 руководителем административного органа было поручено рассмотрение обращение, а не провести проверку. ФИО4 в свою очередь дал поручение (должность)ФИО3 рассмотреть поступившее обращение, о чем свидетельствуют резолюции на обращении. Данное поручение соответствует алгоритму рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в государственной жилищной инспекции по Оренбургской области. О том, что именно ФИО3 осуществила фактические действия по подготовке письма (запроса), изучению и анализу полученной от ОАО «название» информации, свидетельствуют её объяснения. Однако данным доказательством судьей надлежащая оценка не дана.
Доводы защитника нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.
Как следует из положений, предусмотренных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ), установленный Федеральным законом № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Между тем правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ.
Согласно п. 12 ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ).
Организация документарной проверки осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ. Частью 1 указанной статьи установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ грубым нарушением признается нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Утверждения защитника основаны на неверном толковании вышеприведенных положений закона, в соответствии с которыми действия ФИО4 как должностного лица по надзору за соблюдением организацией жилищного законодательства могли осуществляться лишь посредством проверки поступившего обращения, указывающего на такие нарушения, и в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ, то есть на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя о проведении внеплановой документарной проверки.
Понятие проверки закреплено в ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ, согласно которому проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Проведение документарной проверки включает в себя следующие этапы: направление проверяемой организации запроса о предоставлении документов и информации; направление запросов в адрес иных организаций и органов власти о предоставлении дополнительно документов и информации, связанных с деятельностью проверяемого; анализ полученных документов и информации; составление акта; ознакомление проверяемой организации с актом.
То обстоятельство, что ФИО3 указана в запросе о предоставлении документов как исполнитель, не может служить основанием к отмене состоявшихся по делу решений. Вопреки утверждению защитника в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт проведения проверки иным лицом (запрос, справка об исследовании, анализе полученных документов). Напротив, согласно материалам дела, запрос в адрес юридического лица был направлен за подписью (должность)(административный орган) по Оренбургской области ФИО4, и им же после анализа полученных документов направлен ответ № об отсутствии в действиях Центрального отделения Оренбургского филиала ОАО «название» нарушений порядка определения размера платы за коммунальную услугу – электроснабжение.
Таким образом, вышеуказанные действия должностного лица, свидетельствуют о фактическом проведении именно ФИО4 внеплановой документарной проверки в отношении Центрального отделения Оренбургского филиала ОАО «название».
Кроме того, направленный в адрес филиала ОАО «название» запрос содержал сведения о последствиях неисполнения данного запроса в виде привлечения к административной ответственности.
Автор жалобы указывает на то, что имеются основания для применения по настоящему делу положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 277-ФЗ в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ были внесены изменения, которые вступают в силу с 03 января 2017 года. Статья 10 Федерального закона № 294-ФЗ дополнена ч. 3.2, согласно которой уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в том числе разрешено проведение предварительной проверки поступившей информации. Следовательно, направление запросов подконтрольным субъектам без издания распоряжения о проведении внеплановой проверки до 03 января 2017 года Федеральным закона № 294-ФЗ не запрещалось, с 03 января 2017 года не противоречит требованиям закона, что и было сделано (административный орган) в рамках рассмотрения обращений ФИО2 и ФИО1
Доводы заявителя не могут повлечь удовлетворение жалобы.
Положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ вопреки утверждению заявителя в данном случае применению не подлежат. Требования Федерального закона № 294-ФЗ к порядку проведения документарной проверки применяются к обстоятельствам по настоящему делу в редакции, действовавшей на момент вмененного административного правонарушении. Статья 10 Федерального закона № 294-ФЗ (в редакции ФЗ от 20 марта 2016 года) не предоставляла право должностным лицам органа государственного контроля (надзора) проведение предварительной проверки поступившей информации.
Совершенное ФИО4 правонарушение посягает на общественные отношения по организации и проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции. С учетом характера и конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного разрешить дело. Изложенные в жалобе доводы не свидетельствуют о возможности освобождения ФИО4 от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного ею административного правонарушения.
Принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
По существу доводы жалобы направлены на несогласие с выводами судьи районного суда и на переоценку доказательств, которые были исследованы в полном объеме и получили надлежащую оценку в постановлении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. При изложенных выше обстоятельствах следует признать, что настоящая жалоба не содержит доводов, которые могли повлечь отмену или изменение судебного постановления.
Постановление о привлечении ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО4 оставить без изменения, а жалобу защитника Петрова Д.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина