ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-32/2021 от 07.12.2021 Красноармейского районного суда (Приморский край)

25RS0019-01-2021-000345-34

№ 12-32/2021

РЕШЕНИЕ

с. Новопокровка 07 декабря 2021 года

Судья Красноармейского районного суда Приморского края Савенкова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения Национальный парк «Удэгейская легенда» ФИО на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный парк «Удэгейская легенда» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Удэгейская легенда» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей.

С указанным постановлением не согласился законный представитель ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» в лице директора ФИО, который обратился с жалобой в суд на указанное постановление с требованием о его отмене. Согласно доводов жалобы ФИО: в период с 05.04.2021 по 30.04.2021 Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках осуществления государственного надзора на особо охраняемых природных территориях проведена внеплановая выездная проверка национального парка по соблюдению требований пожарной безопасности, при осмотре территории кордона «Корейский» 06.04.2021 г. инспектором зафиксировано несанкционированное размещение отходов - железного ржавого ведра, сломанного умывальника, пластиковых изделий, металлического бака и сломанных деревянных изделий, сложенных на земельном покрове навалом. Также национальным парком нарушены пункт 2 статьи 15, статья 12 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ № «Об особо охраняемых природных территориях», часть 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ, пункт 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, статьи 42 Земельного кодекса РФ, статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ. Однако с выводом должностного лица согласиться нельзя, в связи с тем, что материалы дела не содержат доказательств, с достоверностью подтверждающих виновность национального парка, что именно его действиями осуществлен сброс отходов производства и потребления. Достаточных доказательств, подтверждающих, что бытовые отходы, образовались от деятельности национального парка, также не имеется. Обнаруженный при проведении проверки мусор привезен и свален в лесу неизвестными лицами. Деятельностью по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, национальный парк не занимается. Вменяя нарушение пункта 2 статьи 15, статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ № «Об особо охраняемых природных территориях», части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ, СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021, государственный инспектор объективную сторону правонарушения применительно к указанным нормам не описал, пункт нарушения СанПиН - не указал. Также основанием для привлечения национального парка к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, послужили изложенные должностным лицом в постановлении выводы об отсутствии у национального парка лесоустройства, разработанного лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, однако отсутствие лесоустройства, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, поскольку не исключает соблюдение Правил пожарной безопасности в лесах и не препятствует определять объем противопожарного обустройства лесов, осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, предупреждать лесные пожары (проводить противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), проводить мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разрабатывать и направлять на утверждение план тушения лесных пожаров, устройства минерализованных полос. Кроме того, национальным парком ведутся работы по лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, которые требуют значительных временных и материальных затрат, а также соблюдаются меры пожарной безопасности в лесах, установленные правилами. Также считают неверными суждения должностного лица, что вмененное национальному парку административное правонарушение является повторным и длящимся. Основанием для привлечения национального парка к административной ответственности по ч. 1 статьи 8.42 КоАП РФ послужил тот факт, что в ходе осмотра 06.04.2021 г. территории кордона «Корейский», расположенного в районе реки Большая Уссурка, Красноармейский район, должностным лицом выявлено размещение на открытом воздухе деревянного строения размером 3 на 2 метра, обтянутого сеткой-рабицей, пол деревянный с железным (металлическим) настилом, крыша деревянная, покрыта шифером, являющегося местом для хранения горюче-смазочных материалов для нужд производства, которое, по мнению государственного инспектора, расположено на расстоянии менее 200 м от прибрежной полосы, т.е. на территории водоохранной зоны, прибрежной защитной полосе водного объекта. Между тем, указанное строение располагается в 200 метрах от водного объекта, указанное деревянное строение для хранения ГСМ на случай противопожарной необходимости было возведено в 2015 году и на тот момент соответствовало водоохранным нормам, т.е. на расстоянии более 200 м от прибрежной полосы, но по причине смыва береговой линии, данной расстояние постепенно уменьшается, за период с 2015 г. по 2020 г. при проведении проверок Росприроднадзором подобных нарушений не было выявлено, национальным парком при размещении строения соблюдены специально предусмотренные законом запреты и ограничения при использовании прибрежной защитной полосы водного объекта и водоохранной зоны водного объекта. Считает, что назначенное национальному парку наказание является чрезмерно суровым. С учетом правовых норм Кодекса РФ об административных правонарушениях о назначении административного наказания, назначенное ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» административное наказание не соответствует обстоятельствам дела, не учитывает материальное положение, порядок финансирования и избыточно ограничивает права ФГБУ. Считает, что факт совершения ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.2, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, не подтвержден, в связи с чем, отсутствует состав административных правонарушений. Поскольку объективная сторона вменяемых национальному парку административных правонарушений выражается как в действиях, так и в бездействии, то местом совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует считать место нахождения юридического лица. ФГБУ «НП «Удэгейская легенда» является бюджетной организацией, финансирование происходит за счет субсидии, выделяемой из федерального бюджета на выполнение госзадания, в соответствии с этим финансовой статьи на оплату штрафов в учреждении не предусмотрено. В жалобе ФИО просит постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 10.06.2021 г. № 12-023/2021 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.32, ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» - отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание явился представитель ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» ФИО Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» других представителей в суд не направил. В судебном заседании представитель ФИО настаивал на доводах жалобы по приведенным в ней доводам и основаниям, просил отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, так как считает, что вменяемые административные правонарушения национальный парк не совершал и нести ответственность за них не должен. Часть территории кордона Корейский арендуется парком у фонда «Амурский тигр» ФИО, обнаруженный на территории кордона мусор национальному парку не принадлежит, строение стояло и раньше, при проведении проверок ранее вопросов по нему не имелось. Считает, что в случае выявления нарушений Росприроднадзор мог ограничится предписанием, которое национальный парк сразу бы исполнил; не согласен с вынесенным штрафом. Также указал, что при проведении проверки Роспортебнадзором присутствовал представитель национального парка Лужный, по какой причине он не возражал относительно выявленных и предъявленных национальному парку нарушений и не оспаривал их при подписании соответствующих документов ему не известно, однако национальный парк в настоящее время все выявленные и предъявленные ему Росприроднадзором правонарушения оспаривает, так как считает, что они не имеет к национальному парку никакого отношения, так как парк является арендатором земли и не является её собственником.

Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился, был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, до начала судебного заседания в суд представил, документы об аренде земельного участка кордона «Корейский» национальным парком. В предыдущем в судебном заседании участвовали представители Росприроднадзора ФИО, ФИО, возражали относительно доводов жалобы, указывая, что в настоящее время национальный парк фактическим устранением выявленных нарушений, подтверждает обоснованность их вменения, о чем представили акт документарной проверки и письмо ФИО, также пояснили, что национальный парк находится на арендуемой территории, о чем представили договор аренды земельного участка национального парка и фонда «Амурский тигр».

Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы и материалы дела сформированные по ней, представленные до судебного заседания в материалы дела документы, выслушав пояснения и доводы в обоснование жалобы от ФИО, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на а юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Судом установлено, что в период с 05.04.2021 г. по 30.04.2021 г. Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора во исполнение пункта 3.4.3 протокола оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации от 12.02.2021 г. №ПР-267 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах» и в соответствии с распоряжением Росприроднадзора от 23.03.2021 г. №51-р в рамках осуществления государственного надзора на особо охраняемых природных территориях проведена внеплановая выездная проверка ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» готовности к пожароопасному сезону 2021, выполнение требований по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе наличие, укомплектованности и готовности к применению пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также готовности к пожароопасному сезону (периоду) в лесах на 2021 г. 06.04.2021 г. в ходе осмотра кордона «Корейский» зафиксировано несанкционированное размещение отходов – железного ржавого ведра, сломанного умывальника, пластиковых изделий, металлического бака, сломанных деревянных изделий, сложенных на земельном покрове навалом; установлено отсутствие лесоустройства, разработанного лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов; на территории кордона «Корейский», расположенного в районе реки Большая Уссурка Красноармейского района, в водоохранной зоне размещено деревянное строение, для хранения горюче-смазочных материалов две 200 литровые бочки с дизтопливом и одна двухсотлитровая с бензином АИ-92, а также три канистры, при этом строение расположено на расстоянии менее 200 м. от прибрежной полосы. В связи с выявлением указанных нарушений государственным инспектором в области охраны окружающей среды составлены протоколы об административных правонарушениях: № 12-025/2021 по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ – нарушение правил пожарной безопасности в лесах (за отсутствие государственной экспертизы лесоустройства, разработанного лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов); № 12-027/2021 по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ – нарушение специального режима осуществления хозяйственной или иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоне водного объекта (размещение на территории водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта Большая Уссурка, на открытом воздухе деревянное строение, обтянутое сеткой- рабицей, пол деревянный, с железным (металлическим) настилом, крыша деревянная, покрыта шифером, которое является местом для хранения горюче-смазочных материалов для нужд производства); № 12-023/2021 по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (за не санкционированное размещение отходов). В присутствии представителя национального парка ФИО 30.04.2021 г. и проверяющими в количестве 6 человек составлен акт проверки, в котором отражены и зафиксированы в фототаблице выявленные нарушения, акт проверки не обжаловался, в последующем все выявленные нарушения по состоянию на дату 03.08.2021 г. были устранены.

Так, согласно сообщения заместителя директора ФГБУ «НП «Удэгейская легенда» ФИО в Управление Росприроднадзора №121.08/21 от 03.08.2021 г.: на территории кордона «Корейский» проведена зачистка от размещенных отходов, а именно, железного ржавого ведра, сломанного умывальника, пластиковых изделий, металлического бака и сломанных деревянных изделий, сложенных на земельном покрове навалом, также план тушения лесных пожаров на территории лесничества ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» на период пожароопасного сезона 2021 г., приведен в соответствие с действующим законодательством путем внесения изменений в документы, в настоящий момент направлен на согласование и утверждение в Министерство Природных ресурсов Российской Федерации, также с прибрежной защитной полосы водного объекта реки Большая Уссурка ликвидировано деревянное строение, которое являлось местом для хранения горюче-смазочных материалов для нужд производства.

Факт устранения в августе 2021 г. выявленных нарушений подтвержден и актом документарной проверки Росприроднадзора от 04.08.2021 г., согласно которому нарушения национального парка, выявленные и указанные в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 30.04.2021 г. национальным парком устранены и предписание исполнено - проведена зачистка от размещенных отходов, а именно, железного ржавого ведра, сломанного умывальника, пластиковых изделий, металлического бака и сломанных деревянных изделий, сложенных на земельном покрове навалом, план тушения лесных пожаров на территории лесничества ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» на период пожароопасного сезона 2021 г. приведен в соответствие с действующим законодательством и направлен на согласование и утверждение в Министерство Природных ресурсов Российской Федерации, с прибрежной полосы водного объекта реки Большая Уссурка ликвидировано деревянное строение, которое являлось местом для хранения горюче-смазочных материалов для нужд производства.

Обстоятельства и событие выявленных административных правонарушений отражены в указанных протоколах об административных правонарушениях и акте проверки, получивших обоснованную оценку должностного лица в обжалуемом постановлении.

Выводы о наличии в действиях юридического лица состава указанных административных правонарушений основаны на представленных в деле и исследованных должностным лицом доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Приведенные нарушения образуют объективную сторону состава вменяемых национальному парку административных правонарушений и правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе доводы подлежат отклонению. Так, довод жалобы об отсутствии доказательств того, что обнаруженные отходы принадлежат национальному парку противоречат материалам дела, в частности акту проверки с фототаблицей, согласно которых отходы обнаружены на территории национального парка и его построек, в присутствии представителя парка ФИО, не выразившего возражений при проведении проверки относительно принадлежности указанных отходов.

Ссылка в жалобе на то, что отсутствие лесоустройства, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов не образуют состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, противоречат ст. 67, ч. 1 ст. 68, ст. 87 и 88 ЛК РФ. Отсутствие лесоустройства, разработанного лесохозяйственного регламента и проект освоения лесов, не позволяет национальному парку осуществлять лесные и противопожарные мероприятия, при том, что парк должен осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества национального парка «Удэгейская легенда».

Вопреки доводам жалобы, смыв береговой линии, не является допустимым объяснением размещения в нарушение водоохранных норм на территории национального парка в 200 метрах от реки строения для хранения дизельного топлива и бензина. Национальный парк должен соблюдать водоохранные нормы, убедившись в смыве береговой линии перенести место хранения ГСМ на более отдаленное от реки место. Согласно имеющегося в деле письма ФИО в Росприроднадзор, указанное нарушение устранено, каких-либо причин к невозможности устранения указанного нарушения парком, в соответствии с целями и задачами его создания, до проведения проверки Росприроднадзора, национальным парком не представлено.

Доводы ФИО в судебном заседании о том, что все вмененные парку нарушения, допущены на территории, ему не принадлежащей, отмену постановления не влекут, так как установлено, из договора аренды от 02.07.2012 г., договора безвозмездного пользования земельным участком от 11.01.2021 г., акта приема-передачи земельного участка, истребованными по запросу суда, что территория, на котором расположено ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» им арендуется, а следовательно используется по прямому назначению парка. Кроме того, согласно акта проверки и фототаблицы к нему, доступ посторонних лиц на территорию парка без разрешения запрещен, выявлены нарушения на территории национального парка, и до рассмотрения жалобы судом, национальный парк об указанных обстоятельствах не заявлял, равно как не сообщал о непринадлежности занимаемой территории национальному парку присутствующий при проведении проверки ФИО То обстоятельство, что национальный парк является арендатором земельного участка, на котором он расположен, не является основанием к не соблюдению требований природоохранного законодательства, организацией основными целями и задачами которой это и является.

Административное наказание назначено с учетом санкции вмененных статей, а также с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Постановление о привлечении ФГБУ Национальный парк «Удэгейская легенда» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.

Обстоятельств, которые в силу могли бы повлечь отмену постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы директора Федерального государственного бюджетного учреждения Национальный парк «Удэгейская легенда» ФИО

Руководствуясь ст. 30.7-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю №12-023/2021 от 10.06.2021 г., которым Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный парк «Удэгейская легенда» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения Национальный парк «Удэгейская легенда» ФИО - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Красноармейский районный суд Приморского края в течение 10 дней.

Судья Ю.А Савенкова