Дело № 12-32/2021
УИД 91RS0005-01-2021-000026-83
РЕШЕНИЕ
17.02.2021г. г.Армянск
Судья Армянского городского суда Республики Крым Лихачева Л.А., с участием защитника ООО «Титановые Инвестиции» Довгань О.Л., представителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Армянского городского суда Республики Крым жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Титановые Инвестиции» на постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2№-П от 24.12.2020г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Титановые Инвестиции» к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2№-П от 24.12.2020г. юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Титановые инвестиции» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Титановые Инвестиции» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в суд с жалобой, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник ООО «Титановые Инвестиции» Довгань О.Л. поддержала жалобу.
Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 в судебном заседании считает жалобу необоснованной, указывая на законность привлечения юридического лица к административной ответственности.
Заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о рассмотрении дела.
Суд, выслушав защитника юридического лица, представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора, исследовав материалы дела, считает необходимым жалобу удовлетворить частично, постановление о привлечении ООО «Титановые Инвестиции» к административной ответственности изменить.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами, объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых нарушаются лицензионные условия и (или) требования технического проекта.
Закон Российской Федерации "О недрах" от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 (далее Закон N 2395-1) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно абзацу 5 статье 9 Закона N 2395-1 в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (абзац 7 статьи 9 Закона N 2395-1).
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а так обязательства сторон по выполнению указанного договора. Статьей 12 Закона установлено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Согласно пунктам 1,2,7 части 2 ст.22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды и соблюдать требования технических проектов, планов, схем развития горных работ, недопущения сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, оговоренных в лицензии.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Титановые инвестиции» осуществляет недропользование на основании лицензий на пользование недрами СМФ 00036 ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ, СМФ 00148 ВР от ДД.ММ.ГГГГ, СМФ 00168 ВР от ДД.ММ.ГГГГ, СМФ 00173 ВР от ДД.ММ.ГГГГ.
Лицензия на пользование недрами СМФ 00173 ВР от ДД.ММ.ГГГГ выдана Министерством природных ресурсов и экологии Республики Крым ООО «Титановые инвестиции» с целью геологического изучения, разведки и добычи части запасов участка Северо-Сивашского месторождения подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов. На момент проведения проверки в границах участка недр, предоставленного в пользование, пробурено и эксплуатируется 3 водозаборные скважины №№, 4383, 4394. Право пользования участком недр предоставлено ООО «Титановые инвестиции» на 10 лет до ДД.ММ.ГГГГ. Участок недр имеет статус геологического отвода.
Согласно п.13.3.2 условий лицензии СМФ 00173 ВР предусмотрено выполнение строительства и оборудования водозаборов в соответствии с основными требованиями СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
В соответствии с п. 13.3.7 условий лицензии СМФ 00173 ВР предусмотрено, что недропользователь обязан в течение всего срока действия лицензии осуществлять мониторинг подземных вод в соответствии с действующими нормативными и методическими документами:
- вести наблюдения за отбором подземных вод в соответствии с «Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета забора изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод их качества»;
- вести наблюдения за статическими и динамическими уровнями в скважинах, в соответствии с требованиями МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации путем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденными Госстроем России ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 2.4.3.). В соответствии с п. 3.12 (стр.62) проекта «Геологического изучения и разведки недр» предусмотрено проведение режимных наблюдений в 9 скважинах в течение 1 года, на протяжении которого будет проведено 36 замеров статического уровня, 36 замеров динамического уровня, 36 замеров дебита (по 1 замеру из каждой скважины 1 раз в квартал);
- контролировать качество подземных вод в соответствии с требованиями СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения». Пунктом 3.12 (стр.62) проекта «Геологического изучения и разведки №» предусмотрено проведение работ по отбору проб воды из целевого водоносного горизонта, с последующим проведением лабораторных работ, с целью определения её качества, изменением его во времени.
Согласно п. 5.5. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» с целью оперативного реагирования на опасность появления загрязнения в подземных водах, в программу производственного контроля в обязательном порядке включаются: пермаганатная окисляемость, азот аммония, запах, мутность, санитарно-показательные микроорганизмы.
Пункты 10, 13.3.1 условий лицензии предусматривают, что пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
На проектную документацию «Геологическое изучение и разведка части запасов участка Северо-Сивашского месторождения подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов, расположенного на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым» получено положительное заключение экспертизы №-ПГИН/20 от ДД.ММ.ГГГГ Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых». Главой IX проекта установлено, что для качества проводимых геологоразведочных работ, в случае если их проводит сторонняя организация, авторы проекта по согласованию с недропользователем проводят авторский надзор. В состав работ входит гидрогеологический и технический надзор при выполнении, в том числе, следующих работ: правильность выполнения крепления скважины трубами и цементации затрубного пространства, правильность установки фильтра и его типа, выполнение гидрогеологических исследований в скважине, режимных и опытно-фильтрационных работ.
В период с 03.11.2020г. по 23.11.2020г. на основании распоряжения руководителя Южного межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ в ходе проведения плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Титановые Инвестиции» по месту фактического осуществления деятельности по адресу <адрес>, Северная промзона (объект первой категории негативного воздействия на окружающую среду) были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации о недрах:
- При проведении визуального обследования водозаборных сооружений установлено, что устье скважин №№, 4394 расположено вне наземного павильона или подземной камеры, устье скважины № расположено в недостроенной подземной камере, в нарушение п.13.3.2. условий лицензии СМФ 00173 ВР, п. 10, ч. 2 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", п. 8.7 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;
- В нарушение главы IX проекта «Геологическое изучение и разведки участка недр» контроль качества проводимых геологоразведочных работ (авторский надзор) не проводился, контракт на авторский надзор не заключен. Таким образом, ООО «Титановые Инвестиции» не обеспечено проведение авторского надзора при бурении водозаборных скважин №№, 4382, 1394, чем нарушены требования проектных решений;
- ООО «Титановые Инвестиции» в рамках пользования участком недр по лицензии СМФ 00173 ВР не обеспечено выполнение в полном объеме режимных наблюдений статического уровня в скважинах № №, 4382, не обеспечено проведение в полном объёме лабораторных исследований качества подземных вод из водозаборных скважин №№, 4383, 4394, а также составление отчета по ведению мониторинга за 2019 год, что является нарушением п. 10, п. 13.3.1, п. 13.3.7 условий лицензии СМФ 00173 ВР от ДД.ММ.ГГГГ, п.3, п.10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", п. 5.5. СП 2.15.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
Действия ООО «Титановые Инвестиции» квалифицированы по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, как пользование недрами с нарушениями условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, и виновность ООО «Титановые Инвестиции» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении от 10.12.2020г. №-П, составленным уполномоченным должностным лицом в отношении юридического лица ООО «Титановые Инвестиции»; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ООО «Титановые инвестиции» от ДД.ММ.ГГГГ№-П, составленным Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора.
ООО «Титановые Инвестиции» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, касающихся соблюдения экологических требований при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Доводы защитника юридического лица не опровергают установленных административным органом по данному делу обстоятельств и не влекут отмену обжалуемого постановления.
При этом, суд полагает необходимым исключить из обжалуемого постановления указание на необеспечение разработки и согласования схемы систем водопотребления и водоотведения. Данное требование было предусмотрено «Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов», утвержденным Приказом Минприроды России от 08.07.2009г. №. При этом, указанный Порядок утратил силу с 01.01.2021г. в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020г. №, и утверждением Приказом Минприроды России от 09.11.2020г. № нового Порядка, которым не предусмотрена обязанность по обеспечению разработки и согласования схемы систем водопотребления и водоотведения. Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрено, что закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В связи с чем, в указанной части постановление в отношении ООО «Титановые Инвестиции» подлежит изменению.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2№-П от 24.12.2020г. о привлечении ООО «Титановые Инвестиции» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, содержит данные, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Действия ООО «Титановые Инвестиции» правильно квалифицированы по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ. Дело в отношении ООО «Титановые Инвестиции» рассмотрено с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, надлежащим должностным лицом, в пределах полномочий данного должностного лица, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенный вид наказания соответствует санкции указанной статьи. При этом, с учетом изложенного, а также в связи с уменьшением объема вмененных нарушений, отсутствием смягчающих и отягчающих обстоятельств, будет справедливым и соразмерным содеянному назначение наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «Титановые Инвестиции» на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2№-П от 24.12.2020г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Титановые инвестиции» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, изменить, исключив из постановления указание на необеспечение разработки и согласования схемы систем водопотребления и водоотведения, смягчив назначенное ООО «Титановые Инвестиции» административное наказание в виде административного штрафа до 300000 рублей.
В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2№-П от 24.12.2020г. оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, через Армянский городской суд Республики Крым.
СУДЬЯ Л.А.Лихачева