Дело № 12-32/2021
38RS0030-01-2020-002540-91
РЕШЕНИЕ
г. Усть-Илимск
(ул. Братская, 55, каб. 206) 25 февраля 2021 года
Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Бухашеев Денис Анатольевич, с участием защитника АО «Группа «Илим» Тарасова О.А., начальника отдела Зелиндинско-Катинского участкового лесничества территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству – государственному лесному инспектору ФИО1,
рассмотрев жалобу защитника Тарасовой О.А. на постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству ФИО2 № от 29 июня 2020 года, вынесенного в отношении Акционерного общества «Группа «Илим» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25; статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ
Постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству – ФИО2 № от 29 июня 2020 года, АО «Группа Илим» было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25; статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Защитник Тарасова О.А. обратилась в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, считая, что оно противоречит нормам применимого процессуального права, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что в соответствии с актом от 15 июля 2019 года о лесном пожаре указанные площади арендуемого лесного участка были подвергнуты лесному пожару в период с 30 июня 2019 года по 9 июля 2019 года. Как следует из приложения к акту, верховым лесным пожаром сильной интенсивности пройден квартал 150 выделы 41, 44 Капаевской дачи Зелендинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества. Повреждение молодняка естественного происхождения и подроста составила 100%. Таким образом, уничтожение подроста на рассматриваемом лесном участке было произведено не в результате производственной деятельности АО «Группа Илим», а лесным пожаром. Соответственно, вина во вменяемом Обществу правонарушении отсутствует, событие правонарушения не подтверждено. Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ.
При рассмотрении жалоба защитник Тарасова О.А. доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник отдела Зелиндинско-Катинского участкового лесничества территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству – государственный лесной инспектор ФИО1 возражала по доводам жалобы, указала на законность и обоснованность постановления. Также указала, что при проведении проверки соблюдения договорных обязательств 30.04.2019 года с участием представителя общества установлено, что в выделах 41, 44 Капаевской дачи Зелендинско-Катинского участкового лесничества установлено количество подроста 0,4 тысяч штук на гектар, что подтверждается актом и перечетной ведомостью, тогда как должно быть сохранено в выделе 41 - 4 тысячи штук на гектар, в выделе 44 - 2 тысячи штук на гектар.
Изучив доводы жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ закрепляет, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с частью 1,9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества по видам целевого использования, категориям рубок. Таким образом, рубка должна производиться в рамках строго определенных границ, что обусловлено природными свойствами лесов и необходимостью их рационального, непрерывного, неистощительного использования.
Согласно пункту 2 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки», в соответствии со статьей 16 Лесного кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.165 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утверждены Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения согласно приложению 1; утверждена Форма технологической карты лесосечных работ согласно приложению 2.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений влечет наказание в виде предупреждения либо наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 8.27 КоАП РФ, нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведение, предусмотрено наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 «Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения», утвержденных Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 №367, при заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ОАО «Группа «Илим» к административной ответственности на основании названных выше норм послужили следующие обстоятельства, изложенные в протоколах об административных правонарушениях и обжалуемом постановлении.
При производстве по делу установлено, что АО «Группа «Илим» в квартале 150 выдел 41, 44 деляна № 1 Капаевской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области совершило административное правонарушение, предусмотренное: ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ (нарушение Правил заготовки древесины). Нарушено:
- п.п. «г» п. 12 Правил заготовки древесины утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474 - «Запрещается повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению»;
- п. 30 Правил заготовки древесины утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474 - «При проведении рубок лесных насаждений подлежит сохранению жизнеспособный подрост главных (целевых) пород (сосны, кедра, лиственницы, ели, пихты, дуба, бука, ясеня, березы, липы и других) в соответствующих им лесорастительных условиях»;
п. 50 Правил заготовки древесины утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474 - «При проведении сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений с предварительным лесовосстановлением должно обеспечиваться сохранение подроста лесных насаждений целевых пород на площадях, не занятых погрузочными пунктами, трассами магистральных и пасечных волоков, дорогами, производственными и бытовыми площадками, в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29 июня 2016 г. № 375.
По ст. 8.27 КоАП РФ (нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению);
нарушен п. 13 Правил лесовосстановления утвержденных Приказом Минприроды России от 29.06.2016 г. № 375 - «Меры по сохранению подроста лесных насаждений ценных лесных древесных пород осуществляются одновременно с проведением рубок лесных насаждений»;
п. 14 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.06.2016 г. № 375 - «Сохранению подлежит жизнеспособный подрост и молодняк главных лесных древесных пород в соответствующих им природно-климатических условиях» при следующих обстоятельствах:
с 6 по 20 мая 2020 года в отношении АО «Группа «Илим» на основании Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 года № 155-пп, Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству, утвержденного руководителем министерства лесного комплекса Иркутской области приказом № 90-мпр от 06.10.2017 г.,
на основании пункта п.п. «б» п. 8 договора аренды лесного участка № 91-22-20/8 от 24.12.2008 года, заключенного между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и АО «Группа «Илим», на основании приказа Минприроды России от 27.06.2016 г. № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ,
комиссией территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству в составе: ФИО1, начальника отдела по Зелиндинско-Катинскому участковому лесничеству территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству - старшего государственного лесного инспектора (служебное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ); П., старшего инспектора территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству (служебное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ); К., старшего инспектора территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству, проведен осмотр лесосек, на которых осуществлены лесосечные работы.
Приходя к выводу о виновности АО «Группа «Илим» в совершении вмененного административного правонарушения, должностное лицо указало, что в ходе проверки 6 мая 2020 года комиссией Северного лесничества было обнаружено: в квартале 150 выдел 41,44 деляна № 1 Капаевской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области эксплуатационная площадь 22,8 га (лесная декларация № от ДД.ММ.ГГГГ, период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период действия продлен до ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на изменение срока вывоза древесины от ДД.ММ.ГГГГ№) количество подроста составляет 0,4 тыс. шт./га на площади 5,5 га, что противоречит условиям технологической карты.
Согласно раздела 3 технологической карты (лесоводственные требования), предоставленной АО «Группа «Илим», предусмотрено сохранение подроста в составе 6 пихт, 4 кедра (6П4К), в возрасте 35 лет, в количестве 4,0 тыс.шт./га на площади 12,315 га. В ходе проверки комиссией был произведен учет оставшегося после рубки подроста по количеству, в соответствии с перечетной ведомостью (приложение 15). Заготовка древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений осуществлялась в 2018 году. На момент проверки заготовка, трелевка и вывозка древесины завершены.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт проведения проверки соблюдения договорных обязательств № от ДД.ММ.ГГГГ При проведении проверки и подписании Акта присутствовал представитель АО «Группа «Илим» по доверенности № УИР 37/20/1 от первого января 2020 года С. О дате и месте проведения проверки Филиал АО «Группа «Илим», извещен ДД.ММ.ГГГГ почтовым уведомлением о вручении №, АО «Группа «Илим» извещено ДД.ММ.ГГГГ почтовым уведомлением о вручении №, (извещение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Данное нарушение содержит в себе признаки административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, статьи 8.27 КоАП РФ.
По данному факту 11 июня 2020 года в соответствии со статьями 28.1, 28.2 КоАП РФ ФИО1 (начальником отдела по Зединдинско-Катинскому участковому лесничеству ТУ министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству - старшим государственным лесным инспектором с 09-10 ч. по 09-20 ч. составлены Протоколы об административном правонарушении №№, 099-38-19/20 от 11.06.2020г. На составление протокола об административном правонарушении представитель АО «Группа «Илим» не присутствовал.
При этом АО «Группа «Илим» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещено (почтовое уведомление № вручено ДД.ММ.ГГГГ), филиал АО «Группа «Илим» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещено (почтовое уведомление № вручено ДД.ММ.ГГГГ). Копии протоколов об административном правонарушении №№, № от 11.06.2020г., направлены заказным письмом: АО «Группа «Илим» почтовый идентификатор №, вручено ДД.ММ.ГГГГ, филиал АО «Группа «Илим» почтовый идентификатор №, вручено ДД.ММ.ГГГГ.
Делая вывод о виновности АО «Группа «Илим» в совершении административного правонарушения, должностное лицо полагает, что все обязанности по соблюдению лесного законодательства на указанном арендованном участке несет АО «Группа «Илим», на основании договора аренды № от 24 декабря 2008 года (подпункт «б» пункт 8).
На основании Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, Положениями о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Серн6ому лесничеству, утвержденного руководителем министерства лесного комплекса Иркутской области приказом №-мпр от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (подпункт «б» пункт 8), заключенного между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и АО «Группа Илим», на основании приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативно правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ, произведен осмотр лесосек, на которых осуществлялись лесосечные работы, с 6 по 20 мая 2020 года комиссией ТУ МЛК Иркутской области по Северному лесничеству.
Данные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанные доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, действия Общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25; статьи 8.27 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Как правильно указано в постановлении должностного лица, Акционерное общество «Группа «Илим» является стороной в договоре аренды, заключенном с территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству имело за собой обязанности, согласно Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. №474, а также Правил лесовосстановления утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 г. №375.
Доводы жалобы защитника АО «Группа Илим» со ссылкой на лесной пожар на арендуемом лесном участке квартала 150 выдела 41, 44 Капаевской дачи Зелендинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества в период времени с 30 июня 2019 года по 9 июля 2019 года, с приложением Акта №22-10-20/2019, расчета (приложение б) являются не состоятельными.
В данном случае до произошедшего пожара, с участием представителя АО «Группа «Илим» установлено, что в выделах 41, 44 Капаевской дачи Зелендинско-Катинского участкового лесничества количество сохраненного подроста составляет 0,4 тысяч штук на гектар, что подтверждается актом, перечетной ведомостью, сводным актом, проектом искусственного лесовосстановления, тогда как должно быть сохранено 4 тысячи штук подроста на гектар, в выделе 44 - 2 тысячи штук подроста на гектар.
Таким образом, ссылки защитника на отсутствие вины в совершенных правонарушениях нахожу несостоятельными.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами должностного лица не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, статьей 8.27 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО «Группа «Илим» в пределах, установленных санкциями части 1 статьи 8.25 и статьи 8.27 КоАП РФ, с применением статьи 4.4. КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшееся постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству ФИО2 от 29 июня 2020 года сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ
постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству ФИО2 № 044-38-19/20 от 29 июня 2020 года в отношении Акционерного общества «Группа «Илим» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Группа Илим» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Бухашеев Д.А.Решение не вступило в законную силу 15.03.2021г.