ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-330/11 от 17.01.2012 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

г. Ростов-на-Дону « 17 » января 2012 года

Судья Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону Кушнаренко Н.В.,

рассмотрев жалобу генерального директора МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону» ФИО3 ФИО4 на постановление зам.руководителя Региональной службы ГСК РО от 15.07.2011г. по делу о привлечении генерального директора МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону» ФИО3 к административной ответственности по ст. 9.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

Постановлением зам.руководителя Региональной службы ГСК РО от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону» ФИО3 привлечен к административной ответственности по ст. 9.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону» ФИО3 обжаловал его в суд, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

По утверждению заявителя, 23.07.2010г. между МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития», МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону» и ООО «КСМ-14» заключен муниципальный контракт № 29, по условиям которого ООО «КСМ-14» взяло на себя обязательства своими силами или с привлечением третьих лиц в соответствии со строительными нормами и правилами в установленные контрактом сроки осуществить строительство объекта «Детские ясли-сад на 270 мест по ФИО5, МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону» - осуществить функции заказчика-застройщика, определенные муниципальным контрактом от 18.01.2010г., а МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» - оплатить обусловленную контрактом цену.

Согласно условиям р. 5 названого контракта ООО «КСМ-14» обязалось выполнять работы в соответствии с проектно-сметной документацией (п.5.3), поставляет на строительную площадку все необходимые для выполнения работ строительные материалы, оборудование, конструкции и т.п., осуществляет за свой счет их приемку, разгрузку, складирование и подачу для производства работ (5.6.), обеспечивает за свой счет охрану используемого имущества и выполненных работ, освещение, обозначения, ограждения строительной площадки, вывоз в установленном порядке с нее строительных отходов (5.7), несет ответственность за качество строительных материалов, оборудования и комплектующих изделий, конструкций и систем, применяемых им для строительства, соответствие гос. стандартам, техническим условиям и в соответствии с действующим законодательством должен иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество (5.10).

В силу п.п. 5.11-5.13 контракта ООО «КСМ-14» обязано письменно информировать МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» за два дня до начала приемки отдельных ответственных конструкций и скрытых работ по мере их готовности. Готовность принимаемых конструкций подтверждается подписанием Заказчиком-застройщиком и Подрядчиком актов промежуточной приемки ответственных конструкций и актов освидетельствования скрытых работ. С момента начала работ и до завершения строительства ООО «КСМ-14» ведет на объекте журнал производства работ, предоставляет документы, подтверждающие утилизацию строительных отходов.

При этом МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» согласно условиям контракта лишь осуществляет строительный контроль в соответствии муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Муниципальным заказчиком, а также контролирует выполнение Подрядчиком графика производства работ, объемов выполненных работ, а также качество производства работ и принимает выполненные работы и подписывает акты выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3.

Кроме того, заявитель указывает, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ обязанности по ведению технического надзора за строительством по указанному объекту возложены на заместителя начальника производственного отдела ФИО2, который в соответствии с должностной инструкцией заместителя начальника производственного отдела МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>» ФИО2 обязан решать технические и организационные вопросы, возникающие в ходе строительства, осуществлять связь с проектной организацией по вопросам текущего строительства и авторского надзора, составлять комплектовочные ведомости на оборудование и материалы поставки заказчика и контролировать их поставку на объекты строительства, систематически наблюдать и контролировать качество и технологию строительно-монтажных работ, соответствие их СНиПам и проектно-сметной документации, не допускать приемку выполненных работ, не оформленных в установленном порядке, согласно требований нормативных документов, вести повседневный контроль за правильным ведением строительно-монтажными организациями журналов работ и другой производственной и контрольной документации, а также выполнять иные обязанности, связанные с осуществлением надзора за строительством по указанному объекту.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель утверждает, что он, как генеральный директор МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>», не может являться субъектом правонарушения, следовательно, быть признанным виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.4. КоАП РФ.

Просит суд отменить постановление зам.руководителя Региональной службы ГСК РО от ДД.ММ.ГГГГ по делу о привлечении генерального директора МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону» ФИО3 ФИО6 к административной ответственности по ст. 9.4 ч.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности доводы жалобы поддержала, настаивала на удовлетворении, дав аналогичные пояснения. Наличие выявленных нарушений представителем заявителя не оспаривается, как и не отрицается, что генеральным директором МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>» является ФИО3 Полагает, что субъектом правонарушения в данном конкретном случае является ФИО2

Изучив материалы данного дела, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя заявителя по доверенности, прихожу к следующему.

Из постановления зам.руководителя Региональной службы ГСК РО от 15.07.2011г. видно, что в результате проведения проверочных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ на объекте капитального строительства «Детские ясли-сад на 270 мест» (2-3 этажа, общей площадью 6933,5кв.м, стр. объем 24785,1куб.м), расположенного по адресу: <адрес>, выявлено нарушение п.7.3 СП 48.13330-2011, которое выразилось в том, что не был организован должный строительный контроль со стороны заказчика:

  1. контроль соответствия выполняемого лицом, осуществляющим строительство, операционного контроля требованиям 7.1.6, строительным контролем заказчика не выявлены следующие, нижеуказанные отступления от проекта и нарушения нормативных документов:
    • в отступление от требований рабочего проекта Р4445-1-696-АР применен кирпич с непроектной морозостойкостью 25 (проектная 50);
    • в отступление от требований рабочего проекта (РП Р4445-1-696-КЖ) армирование конструкций каркаса здания (ниже и выше отм. 0.000) выполнено пространственными арматурными каркасами и отдельными стержнями арматуры класса А500С по СТО АСЧМ 7-93, не соответствующим проектным требованиям в части класса стали АШ и ГОСТ 5781-82*;
    • общий журнал работ не содержит сведений о монтаже внутренних инженерных системах, субподрядные организации своих обособленных журналов не ведут;
    • замечания лиц, осуществляющих стройконтроль, вносятся нерегулярно, последние записи были сделаны в апреле 2011г.;
    • в нарушение п.10 РД-11-04-2006 не представлены журналы: журнал сварочных работ, журнал авторского надзора, журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования, журнал производства антикоррозийных работ (указан на стр.12 общего журнала работ), журнал электропрогрева бетона, журнал сменного электрика по данным электропрогрева.
  1. контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство, правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель строительного контроля, застройщика (заказчика) может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов:
    • в отступление от л.17 П 4445-1-ПЗ.)С и л.1 Р 4445-709-ОС осуществляется временное складирование материалов;
    • в нарушение п.5 ГОСТ 5781-82, п.6 ГОСТ 7566-94 арматура и металлопрокат хранятся без навеса, не огрунтованные, не окрашенные.
  1. контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов:
    • в нарушение п.4 РД-11-05-2007 представлен общий журнал работ № 2;
    • в нарушение РД-11-02-2006 оформляются акты освидетельствования скрытых работ (без подписей технического и авторского надзора, производителя работ, нет необходимых приложений (документов, подтверждающих качество применяемых материалов, исполнительных геодезических съемок, протоколов лабораторных испытаний, в п.3 «Акта освидетельствования скрытых работ» отсутствует расшифровка применяемых материалов и ссылка на документ, подтверждающий качество применяемых материалов и соответствие проектной документации);
    • работы по усилению грунтов основания выполнены (в октябре 2010г.). Исполнительная документация не представлена.
  1. проверку наличия у лиц, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний;
    • документы о качестве представлены не на все применяемые материалы.
  1. контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления;
  2. оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двухсторонних актов, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов;
    • в нарушение п.6.2 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» производится освидетельствование скрытых работ, исполнительная документация оформляется несвоевременно.
    • В нарушение п.5.2 СП 48.13330.2011 «…Участники строительства (юридического лица) своими распорядительными документами (приказами) назначают персонально ответственных за строительство должностных лиц… застройщик (заказчик) – ответственного представителя строительного контроля застройщика (заказчика)…» приказ о назначении не представлен,

чем нарушены ст. 53 ГрК РФ, СП 48.13330-2011, что свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.4 ч.1 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

Замечания застройщика или технического заказчика, привлекаемых застройщиком или техническим заказчиком для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

Нарушение должностным лицом, ответственным за осуществление строительного контроля в процессе строительства… объектов капитального строительства, требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий) образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа… на должностных лиц - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушений по ч. 1 вышеназванной статьи образуют как действия, так и бездействия, нарушающие нормативные требования. Нарушаются требования государственных стандартов и технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Субъектами административной ответственности по указанной статье являются как подрядчики, так и застройщики (заказчики).

В данном конкретном случае факт совершения генеральным директором МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>» ФИО3 правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, подтверждаются актом проверки при строительстве объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, предписаниями №, 2/1 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Уставом МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>», приказом о назначении ФИО3 на должность генерального директора предприятия. Факт выявления и наличие выявленных нарушений представителем заявителя в судебном заседании не оспаривается и не отрицается.

Не отрицается и то, что генеральный директор МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>» ФИО3 является должностным лицом, ответственным за осуществление строительного контроля в процессе строительства… объектов капитального строительства, в данном конкретном случае - «Детские ясли-сад на 270 мест по <адрес>

Какие-либо доказательства, подтверждающие обеспечение генеральным директором как должностным лицом надлежащего строительного контроля в процессе строительства объекта капитального строительства - «Детские ясли-сад на 270 мест по <адрес>» (в указанный выше период времени) в рамках обязанностей, установленных Уставом.., в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного, действия генерального директора МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>» ФИО1 правильно квалифицированы должностным лицом по статье 9.4 ч.1 КоАП РФ, назначенное административное наказание соответствует санкции приведенной нормы и конкретным обстоятельствам дела. Оценка имеющихся доказательств произведена с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что на основании Устава МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>» является организацией, созданной для осуществления функций заказчика…, само по себе не является законным основанием для освобождения генерального директора как должностного лица этого предприятия от обязанности по обеспечению строительного контроля в области строительства объектов капитального строительства. Доказательств надлежащего исполнения возложенной Уставом на генерального директора предприятия обязанности по обеспечению строительного контроля судье представлено не было.

Таким образом, принятое постановление о привлечении генерального директора предприятия к административной ответственности по статье 9.4 ч.1 КоАП РФ является правомерным, основано на имеющихся в деле доказательствах и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Ссылка заявителя на то, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления не были учтены все обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела, следствием чего явились неправильная квалификация правонарушения, несостоятельна, опровергается материалами дела об административном правонарушении, а потому не может быть принята судьей во внимание.

Доводы заявителя о наличии существенных, по его мнению, недостатках в протоколе сами по себе основанием для отмены по сути правильного постановления не являются.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законодательством, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Протокол является лишь одним из доказательств, который подлежат оценке наряду с иными доказательствами по делу и с учетом установленных судом обстоятельств дела.

Исследовав и оценив все представленные доказательства, должностное лицо пришло к мотивированному выводу о том, что генеральный директор предприятия допустил бездействие, выраженное в нарушении требований государственных стандартов и технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), при строительстве объекта капитального строительства - «Детские ясли-сад на 270 мест по <адрес>; указанные действия содержат в себе состав правонарушения, предусмотренного ст. 9.4 ч.1 КоАП РФ.

Основываясь на собранных по делу доказательствах, судья приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении по ст. 9.4 ч.1 КоАП РФ в отношении генерального директора МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>».

Наличие муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития», МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>» и ООО «КСМ-14» также не освобождает генерального директора МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов <адрес>» от выполнения возложенной на него Уставом обязанности по строительному контролю при строительстве объекта капитального строительства. Наличие выявленных нарушений на момент проверки заявителем не отрицается.

То обстоятельство, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ обязанности по ведению технического надзора за строительством указанного объекта капитального строительства возложены на ФИО2, не опровергает выводы должностного лица о наличии в действиях генерального директора предприятия состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.4 ч.1 КоАП РФ. Ответственным за осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства является именно генеральный директор предприятия (Устав).

Частичное устранение выявленных нарушений также не является законным основанием для отмены обжалуемого постановления.

Иных доводов жалоба не содержит; судье не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Постановление зам.руководителя Региональной службы ГСК РО от 15.07.2011г. по делу о привлечении генерального директора МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону» ФИО3 ФИО7 к административной ответственности по ст. 9.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судья: