Новгородский районный суд Новгородской области
173002, гор. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15.
__________________________________________________________________
Дело № 12-330/22
УИД 53RS0022-01-2022-001809-37
РЕШЕНИЕ
24 марта 2022 года гор. Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Рыцарева А.И., с участием защитника Демидова Д.О., представителя УФК по Новгородской области Дмитриева К.Л., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Тарусова Р.В. постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Новгородской области Исаева А.И. № 50-18-10/03п от 8 февраля 2022 года в отношении должностного лица Министра строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области Тарусова Р.В., <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности по ч. 3 статье 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.,
установил:
10 августа 2021 года старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Новгородской области Симончик В.М. в отношении министра строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области Тарусова Р.В. составлен протокол об административном правонарушении № 50-22-11/10пр за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Новгородской области Исаева А.И. № 50-18-10/11п от 21 сентября 2021 года Тарусов Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Решением Новгородского районного суда от 16 ноября 2021 года, оставленного без изменения решением Новгородского областного суда от 23 декабря 2021 года, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Новгородской области от 21 сентября 2021 года отменено, дело возращено на новое рассмотрение.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Новгородской области Исаева А.И. № 50-18-10/03п от 8 февраля 2022 года Тарусов Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В поданной 21 февраля 2022 года в порядке пересмотра жалобе Тарусов Р.В. не соглашаясь с постановлением, просит его отменить, по тем основаниям, что не является должностным лицом, ответственным за совершение правонарушения, поскольку между министерством и Администрацией Великого Новгорода было заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Новгородской области бюджету городского округа Великого Новгорода субсидии на стимулирование программ развития жилищного строительства № от 22 января 2020 года, в котором была определена сумма субсидии, поэтому административному органу следовало установить, кем было нарушено условие и что привело к его нарушению. Признавая виновным в нарушении условий соглашения в связи с недостижением показателя результативности использования субсидий по вводу жилья в 2020 году приложение № 8, которым установлен целевой показатель по вводу жилья в Псковском районе Великого Новгорода в размере 43 тыс. кв.м, вместе с тем УФК не исследовал вопрос, что именно данный целевой показатель был установлен исходя из предоставленной информации муниципалитетом, осуществляющего непосредственное планирование жилищного строительства и на основании заявки Администрации Великого Новгорода. Кроме этого, постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2020 года № 559 «О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, приостановлении действия п. 16-20(1), Правил № 999 от 30 сентября 2014 года…» ответственность за нарушение условий соглашений на 2020 и 2021 годы отменена, поэтому у УФК отсутствовали основания для привлечения должностного лица к административной ответственности.
Тарусов Р.В. в судебное заседание не явился, от получения судебных извещений уклонился, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело без его участия.
Защитник Демидов Д.О. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель УФК по Новгородской области Дмитриев К.Л. полагал постановление законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;
распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
30 сентября 2014 года постановлением Правительства РФ N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, которые устанавливают общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субсидии), а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Одним из условий предоставления субсидий Правилами предоставления субсидий предусматривается заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
В соответствии с п. 10 Правил соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать, наряду с иными данными, б) значения результатов использования субсидии; б(1)) обязательства субъекта Российской Федерации по достижению результатов использования субсидий; з(1)) указание органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения со стороны субъекта Российской Федерации и представлению отчетности; и) порядок осуществления контроля за выполнением субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением; к) обязательства субъекта Российской Федерации по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16, 19 и 19(1) настоящих Правил; л) ответственность сторон за нарушение условий соглашения и др.
Из материалов дела, в том числе решения Арбитражного суда Новгородской области по делу № А44-5404/2021 от 25 ноября 2021 года, следует, что на основании приказа от 20.04.2021 № 160 УФК по Новгородской области провело в отношении Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области плановую выездную проверку соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда» за период с 01.01.2020 по 01.04.2021.
В ходе проверки Управлением установлено, что в целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России» (далее по тексту - Государственная программа). Структура Государственной программы включает в себя подпрограмму «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», которая в свою очередь предусматривает несколько федеральных проектов, включая федеральный проект «Жилье».
Во исполнение федерального проекта «Жилье» Государственной программы бюджету Новгородской области в 2020 году из федерального бюджета предоставлена субсидия.
Постановлением Правительства Новгородской области от 08.07.2019 № 262 утверждена государственная программа Новгородской области «Развитие жилищного строительства на территории Новгородской области на 2019 - 2025 годы», ответственным исполнителем данной программы является Министерство.
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Новгородской области на стимулирование программ развития жилищного строительства в рамках региональной составляющей федерального проекта «Жилье», предусмотрены в Областном законе Новгородской области от 26.12.2019 № 510-03 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
В целях реализации мероприятий Государственной программы между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее по тесту - Минстрой России) и Правительством Новгородской области заключено соглашение от 23.12.2019 № на предоставление из федерального бюджета в 2020 году бюджету Новгородской области субсидии на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства в рамках федерального проекта «Жилье» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Субсидия предоставлена бюджету Новгородской области на строительство (реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий - реконструкцию автомобильной дороги Псковской улицы, на участке от Речной улицы до мостового перехода реки Веряжа (с устройством бордюров, тротуаров, велодорожек с обеих сторон, ливневой канализации и наружного освещения), Великий Новгород. Как следует из пункта 2.2 соглашения, общий размер субсидии, предоставляемый из федерального бюджета бюджету Новгородской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе направленного на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровень софинансирования равный 100 % составляет в 2020 году не более 253 398 100 руб. Кассовое исполнение составило 241 541 171,68 руб.
В целях обеспечения строительства объекта Министерством с Администрацией Великого Новгорода (далее по тексту - Администрация) заключено соглашение от 22.01.2020 № о предоставлении из бюджета Новгородской области бюджету городского округа Великий Новгород субсидии на стимулирование программ развития жилищного строительства в объеме, соответствующем полному финансированию бюджета Новгородской области из федерального бюджета по соглашению.
В дальнейшем Администрацией в рамках выполнения мероприятий муниципальной программы Великого Новгорода «Развитие жилищного строительства на территории Великого Новгорода» на 2017 - 2023 годы» средства указанной федеральной субсидии предоставлены муниципальному казанному учреждению Великого Новгорода «Управление капитального строительства» (далее по тексту - Учреждение) в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в общей сумме 262 045 600 руб., из них средства федерального бюджета - 253 398 100 руб., средства бюджета Великого Новгорода – 8 647 500 руб.
В свою очередь, для обеспечения выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги Псковской улицы, на участке от Речной улицы до мостового перехода реки Веряжа, Учреждением (Заказчик) с обществом с ограниченной ответственностью «ТрэкСервис» (Подрядчик, далее по тексту - Общество) заключен муниципальный контракт от 05.03.2020 №. Цена контракта составила 225 254 986,25 руб.
Управлением по результатам проверки выявлены следующие нарушения Министерства: - не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии в сумме 241 541 171,68 руб.; - не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, в части введения объекта в эксплуатацию в установленный срок; - допущено представление недостоверной отчетности об использовании субсидии, в части фактического срока введения объекта реконструкции в эксплуатацию; - допущено несвоевременное представление отчетности об использовании субсидии; - не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии по вводу жилья в 2020 году.
В соответствии с п. 6.1.1 Соглашения № 069-09-2020-304 на Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области возложена функция по исполнению Соглашения (координации исполнения).
Пунктом 6.1.2.3 Соглашения определена необходимость обеспечения достижения целевых показателей по каждому проекту жилищного строительства, включенному в состав регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 8 к настоящему Соглашению. В приложении № 8 содержится перечень проектов жилищного строительства, реализуемых в рамках регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, где обозначен проект комплексного развития территории 147 Псковского жилищного района Великого Новгорода с целевым показателем по вводу жилья в 2020 году 43 тыс. кв.м.
22 января 2021 года Министерством в Минстрой России представлен отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 1 января 2021 года, согласно которому фактический объем ввода жилья по Проекту комплексного развития территории 147 Псковского жилого района Великого Новгорода составил вместо 43 тыс. кв.м. - 39.9 тыс. кв.м., что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Тарусова Р.В. по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и привлечение его к административной ответственности.
С учетом установленных по делу обстоятельств заместителем руководителя Управления Федерального казначейства Новгородской области сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Тарусова Р.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия Тарусова Р.В., являющегося в силу примечанием к ст.2.4 КоАП РФ должностным лицом, квалифицированы по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствам, нормами названного Кодекса.
Доказательствам, имеющимся по делу, дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Направленные на переоценку установленных обстоятельств доводы жалобы, а также несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств, не могут являться правовым основанием к отмене постановления.
Так, в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ в числе прочих полномочий, возложенных на получателя бюджетных средств, последний обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Следовательно, поскольку в соответствии с условиями соглашения Министерство являлось получателем бюджетных средств, в число его обязанностей в силу вышеназванных норм упомянутого Кодекса входит в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. В соответствии с пунктом 4.2.1 соглашения Министерство вправе запрашивать у Администрации документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением Администрацией условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанную с исполнением условий соглашения. Учитывая изложенное, Министерство располагало правом истребования документов, в том числе документов строительного контроля (надзора), подтверждающих исполнение условий и обязательств, предусмотренных соглашением №.
При этом, материалами дела не подтверждается наличие каких-либо обстоятельств, делающих невозможность надлежащее исполнение Министерством обязательств по соглашению.
Доводы жалобы о том, что административная ответственность за нарушение условий соглашений на 2020 и 2021 годы отменена, суд признает несостоятельными, поскольку пунктами 16-19(1) Правил № 999 (Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 № 559 «О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, приостановлении действия пунктов 16 - 20(1) указанных Правил и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» действие пунктов 16 - 20(1) Правил № 999 приостановлены до 1 января 2022; Постановлением Правительства № 149 от 11 февраля 2022 года - до 1 января 2023 года) предусмотрены меры финансовой ответственности к субъектам Российской Федерации за нарушение обязательств по достижению результатов использования субсидий и (или) по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий, в виде возврата средств из бюджета субъекта РФ в доход федерального бюджета.
Наказание Тарусову Р.В. назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, в отсутствие доказательств исключительности суд не установил обстоятельств, позволяющих признать совершенное Тарусовым Р.В. правонарушение малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно разрешить дело, должностным лицом не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения оспариваемого постановления должностного лица административного органа не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Новгородской области № 50-18-10/03п от 8 февраля 2022 года о привлечении Министра строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области Тарусова Р.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, - оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд.
Судья А.И.Рыцарева