Судья – Юхименко В.Г. Дело № 12-3312/2018
Р Е Ш Е Н И Е
26 сентября 2018 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея < Ф.И.О. >2 на постановление судьи Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июля 2018 г.
установил:
постановлением судьи Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июля 2018 г. производство по делу об административном правонарушении предусмотрено статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении ООО «Чистая станица» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, административный орган просит постановление Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июля 2018 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. В обоснование доводов жалобы указано, что постановление незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением материальных и процессуальных норм.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по доверенности < Ф.И.О. >3, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы, протеста и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Ленинградского района совместно со специалистами Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на основании письма прокуратуры Краснодарского края исх. <...> от <...> в период с <...> по <...> проведена проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ленинградского района Краснодарского края.
В ходе проведения проверки установлено, что на полигоне, эксплуатируемом ООО «Чистая станица» в период <...> осуществляется размещение "ГКО с территорий других муниципальных образований Краснодарского края, что подтверждается договором между ООО «Чистая станица» и АО «<...>» от <...> о размещении на территории полигона отходов, общим объемом <...> куб.м; между ООО «Чистая станица» и <...>» от <...> о размещении на территории полигона отходов, общим объемом <...> куб.м; между ООО «Чистая станица» и ООО <...>» от <...> о размещении на территории полигона отходов, общим объемом <...> тонн, а также транспортными накладными к данным договорам и журналом учета движения ТБО на полигоне ООО «Чистая станица».
Указанные контрагенты ООО «Чистая станица» осуществляют деятельность на территории города Сочи.
Изучением журнала движения ТБО на полигоне ООО «Чистая станица» установлено, что поступление отходов IV класса опасности от ООО «<...> осуществляется и по настоящее время, а именно: <...>, <...>, <...>, <...>
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что проверка проведена прокуратурой Ленинградского района на основании указания прокуратуры Краснодарского края.
Требования о выделения специалистов в адрес руководителя Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея было направлено за подписью первого заместителя прокурора края < Ф.И.О. >4 и прокурора Ленинградского района < Ф.И.О. >5
По результатам проведенной проверки государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республике Адыгея < Ф.И.О. >2<...> составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Чистая станица», предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, с направлением материалов в Ленинградский районный суд Крансодарского края.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Тем самым, органы прокуратуры осуществляют государственный контроль.
В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При этом, в соответствии с п. 3 ч. 3 указанного нормы положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы следует, что действия Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» распространяется на проведение проверок по требованию прокурора. Такие проверки осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, непосредственное участие прокурора указанным законом не предусмотрено, результат проверки оформляется итоговым документом - актом (ст. 16 № 294-ФЗ от 26.12.2008 г.).
В материалах дела акт, предусмотренный ст. 16 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», составленного Роспотребнадзором по результатам проверки ООО «Чистая станица» отсутствует.
Из системного толкования норм Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре» и Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 17 февраля 2015 г. следует, что законодательное регулирование контрольно-надзорных процедур, как и деятельность уполномоченных на проведение проверок государственных органов, должно отвечать конституционным критериям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина, которые закреплены в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а требования к проверяемому субъекту при проведении проверочных мероприятий - оцениваться с точки зрения их необходимости и пропорциональности, недопустимости вмешательства проверяющего органа в оперативную деятельность проверяемого, в том числе с учетом результатов проверок, проводившихся ранее как в рамках специального (ведомственного) государственного контроля (надзора), так и в порядке прокурорского надзора. Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, в том числе регулирующего осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих5 организаций Министерством юстиции Российской Федерации: предполагают возможность привлечения к участию в проведении проверки исполнения законов некоммерческой организацией представителей (сотрудников) других государственных органов лишь в целях осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций, что исключает самостоятельное проведение проверочных действий от имени и в рамках компетенции соответствующих государственных органов и не допускает иных отступлений от установленных действующим законодательством порядка и периодичности проводимых уполномоченными органами государственного контроля (надзора) плановых мероприятий; обязывают органы прокуратуры к утверждению по итогам проверки исполнения законов некоммерческой организацией акта, содержащего констатацию наличия или отсутствия в ее деятельности нарушений законов, в связи, с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доведению такого акта до сведения проверяемой некоммерческой организации; предполагают судебную проверку по заявлению некоммерческой организации законности проведения в отношении нее мероприятий прокурорского надзора, принимаемых в ходе этих мероприятий решений, а также связанных с ними действий (бездействия) прокурора, притом что бремя доказывания правомерности проведения проверки и предъявленных требований лежит на прокуроре.
При этом, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном Постановлении № 2-П от 17 февраля 2015 г., ориентирующее значение при решении вопросов, связанных, в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки исполнения законов некоммерческой организацией, должен иметь Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Учитывая изложенное, прокурорский надзор осуществляется путём проведения проверки на объекте непосредственно прокурором, с участием при необходимости, по требованию прокурора специалистов органов государственного контроля (надзора) и (или) муниципального контроля, которые руководствуются при осуществлении своих действий Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», оформляя результаты соответствующим актом, который предоставляют прокурору.
Прокурор по итогам проверки исполнения законов утверждает акт, содержащий констатацию наличия или отсутствия в деятельности проверяемого субъекта нарушений законов, в связи, с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доводит такой акт до сведения проверяемой организации.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствует процессуальный акт, составленный по результатам проведенной проверки.
Как установлено районным судом, административным органом вменяется в вину ООО «Чистая станица» неправомерные действия по размещению твердых коммунальных отходов (далее ТКО) ввозимые на арендуемый полигон ООО «Чистая станица» из города Сочи Краснодарского края.
В ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании; утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» даются понятия оператор и региональный оператор.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами -индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
ООО «Чистая станица» оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и не является региональным оператором.
Согласно протоколу совещания «организация взаимодействия по решению вопроса вывоза и размещения твердых коммунальных отходов г. Сочи» от 11 июля 2017 г. Департамента внутренней политики администрации Краснодарского края ООО «Чистая станица» рекомендовано заключить договор на прием ТКО из города Сочи.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
Требования к составу и содержанию Территориальной схемы определены Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2016 г. № 197 «Об утверждении требовании к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами». При разработке Территориальной схемы учитываются возможности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, а так же количество образующихся отходов на территории того или иного муниципального образования.
Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Согласованная с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, а так же Центральным аппаратом Федеральной службы Росприроднадзора Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми; коммунальными, на территории Краснодарского края, была утверждена Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 747 от 26 сентября 2017 г.
Утвержденная Территориальная схема не предусматривает размещение на полигоне ТКО в ст. Ленинградской отходов с территории иных муниципальных образований Краснодарского края, кроме Ленинградского района, данный факт представитель ООО «Чистая станица» не оспаривал.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2016 г. №-468 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» переход к организации деятельности в сфере обращения с ТКО силами региональных операторов должен быть осуществлен не позднее 01 мая 2018 г.
В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами может повлечь лишение юридического лица статуса регионального оператора.
В соответствии с требованиями к объектам размещения отходов (ст. 12 Федерального закона от 26 июня 1998 года № 89-ФЗ) не предусмотрен запрет операторам на прием отходов на лицензированных полигонах, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, с территорий, не установленных территориальными схемами.
По Староминской зоне деятельности, куда включен Ленинградский район, данный конкурсный отбор проведен, однако согласно протоколу региональный оператор не выбран, в виду отсутствия заявок.
В соответствии с характеристиками, предоставленными в Росприроднадзор для включения арендуемого полигона в государственный реестр, вместимость полигона, который использует ООО «Чистая станица» составляет 1 750 000 тонн.
За период действий договора от ООО «<...>» поступило <...> тонн), ОАО «<...> ПО <...> тонн), ООО «<...>» <...>) (копия справки прилагается), за период <...> и первое полугодие <...> от контрагентов Ленинградского района за указанный период поступило отходов <...> тонн) копия справки прилагается. В адрес ООО «Чистая станица» за период <...>. и первое полугодие <...> не поступало жалоб на ограничение приема отходов на арендуемый полигон от населения Ленинградского района, данный факт подтверждается письмо главы администрации Ленинградского района об отсутствии каких либо ограничений, либо приостановок деятельности в период с <...> г. по настоящее время в работе полигона по приему отходов от населения и юридических лиц Ленинградского района.
Согласно п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. « 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в которой указывается, что Положения пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применяются со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договоры с собственниками на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором.
Региональный оператор по Староминской зоне, в которую входит Ленинградский район, не выбран, что подтверждается протоколом о несостоявшемся конкурсе, данные об используемом полигоне включены в территориальную схему обращения с отходами.
Таким образом, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистая станица», заключив договора с контрагентами указанными в протоколе № <...> от <...>, осуществляло свою деятельность по приему размещению ТБО с других муниципальных образований Краснодарского края в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Поскольку собранные административным органом по делу доказательства не подтверждают состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции пришел к выводу о том, что судья районного суда правомерно прекратил производство по делу в отношении ООО «Чистая станица» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При рассмотрении дела судьей вышестоящего суда не установлено нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение постановления судьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
постановление судьи Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июля 2018 г. оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея < Ф.И.О. >2 без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда: