ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-331/19 от 12.09.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

12 сентября 2019 года г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,

с участием ФИО1, представителя Административного органа – <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-331/2019 по жалобе ФИО8 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное заместителем управляющего Отделением по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка РФ <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

обжалуемым постановлением, оставленным без изменения решением вышестоящего должностного лица, уполномоченный сотрудник Банка <данные изъяты> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30 000,00 рублей.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ вышестоящего должностного лица обжалуемое постановление оставлено без изменений.

ФИО1, не согласившись с постановлением, обратилась с жалобой в суд, в которой просит его отменить.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель административного органа просил жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях представленные материалы в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (п.9 ст.4, ст.56 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О центральном банке РФ (Банке России)» (далее также по тексту – Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ).

На основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Центральным банком РФ, Банк <данные изъяты> осуществляет банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте. Таким образом, Банк <данные изъяты> является банком и субъектом, поднадзорным Банку России.

В ходе проверки Банка <данные изъяты> (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ) установлены признаки совершения должностным лицом банка ФИО1 административного правонарушения.

Так, установлено, что должностным лицом Банка <данные изъяты> ФИО1 в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ по коду вида операции (операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества) в уполномоченный орган направлена недостоверная информация по операциям, подлежащим обязательному контролю:

-по операции расходования денежных средств некоммерческой организацией <данные изъяты> (ИНН <данные изъяты>, клиент <данные изъяты> плательщик (получатель) по операции) указаны недостоверные сведения о дате рождения представителя указанного юридического лица – <данные изъяты>, было указано ДД.ММ.ГГГГ при том, что согласно идентификационной анкете и копии паспорта гражданина РФ на имя <данные изъяты> последний родился ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии отмыванию доходов в уполномоченный орган представлены недостоверные сведения о дате рождения представителя юридического лица, совершающего сделку по расходованию денежных средств некоммерческой организацией (на сумму, превышающую 100 000 рублей).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, как уполномоченного сотрудника Банка, протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вынесению обжалуемого постановления (л.д.<данные изъяты>) и решения по жалобе.

Оснований не согласиться с выводами должностных лиц Административного органа о виновности ФИО1 не имеется.

Частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

В статье 4 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем и финансированию терроризма" (далее также по тексту – Закон о противодействии отмыванию доходов) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относится, в том числе, осуществление внутреннего контроля.

В соответствии со ст. 3 Закона о противодействии отмыванию доходов внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.

В силу п. 1.2 ст. 6 Закона о противодействии отмыванию доходов операции по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Порядок представления кредитной организацией в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, предусмотрен действовавшим на день совершения правонарушения Положением Банка России от 29.08.2008 г. №321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение №321-П).

Пунктом 2.1 Положения №321-П установлено, что направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом о противодействии, осуществляется путем отправки отчета в виде электронного сообщения (ОЭС).

Согласно п.2.5 Положения №321-П описание структуры файла ОЭС представлено в приложениях 3 и 4 к настоящему Положению.

В соответствии с приложением 4 к Положению №321-П в ОЭС должны быть отражены сведения о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом, в том числе, в отношении физического лица, индивидуального предпринимателя дата рождения в соответствии с документом, удостоверяющим личность (информационное поле ОЭС GR2).

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии отмыванию доходов установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Закона, в том числе, сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Должностное лицо, признавая ФИО1 виновной в совершении правонарушения, исходило из того, что последняя, в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии отмыванию доходов, представила недостоверные сведения о дате рождения представителя юридического лица, совершающего сделку с имуществом, подлежащую обязательному контролю.

Нарушение вышеуказанных требований закона образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Субъектом правонарушения является ФИО1

Так, приказом начальника Управления по работе с персоналом Банка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность главного экономиста <данные изъяты>

Распоряжением начальника Управления финансового мониторинга Банка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена уполномоченным сотрудником <данные изъяты>

В силу положения об отделе координации ПОД/ФТ Управления финансового мониторинга (далее – Отдел), утвержденного начальником Управления финансового мониторинга ДД.ММ.ГГГГ, к числу основных задач Отдела относится:

-организация мероприятий, направленных на реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПВК по ПОД/ФТ) с участием сотрудников филиалов, и их проведение в пределах имеющейся компетенции, а также контроль за проведением указанных мероприятий;

-обеспечение полного и своевременного представления соответствующих сведений в уполномоченный орган с участием сотрудников филиала банка.

При реализации задач, предусмотренных положением, Отдел осуществляет следующие функции:

-выявление в деятельности клиентов филиала операций (сделок), подлежащих обязательному контролю;

-формирование и направление сведений в Уполномоченный орган об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю;

-обеспечение контроля за своевременностью и полнотой представления филиалом сведений по операциям (сделкам), подлежащих обязательному контролю;

-контроль за проведением филиалом мероприятий по проведению идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при рассмотрении, поступающих сотрудникам филиала документов клиента, согласно внутренним документам банка.

Исходя из должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела координации ПОД/ФТ Управления финансового мониторинга (далее – Отдел), главный экономист Отдела решает следующие задачи в процессе работы:

-полное и своевременное представление сведений в уполномоченный орган (Федеральная служба по финансовому мониторингу), с участием сотрудников филиала;

-проведение мероприятий, направленных на реализацию ПВК по ПОД/ФТ с участием сотрудников филиалов, а также контроль за проведением указанных мероприятий.

В должностной инструкции закреплены также должностные обязанности главного экономиста Отдела, как:

-фиксирование сведений об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, и операций по которым принято решение о признании их сомнительными (подозрительными) путем формирования ОЭС для направления в уполномоченный орган;

-выявление в деятельности клиентов филиала операций (сделок), подлежащих обязательному контролю на основании результатов ежедневного мониторинга;

-формирование и направление сообщения в формате ОЭС в головной офис банка, в том числе, осуществление визуального контроля правильности и полноты заполнения полей ОЭС;

-исправление и дополнение созданных записей дополнительными атрибутами и информацией в случае выявления несоответствий и ошибок в сформированном сообщении в формате ОЭС;

-осуществление текущего контроля своевременности и полноты представления подразделениями филиала сведений по операциям (сделкам), подлежащих обязательному контролю.

Таким образом, ФИО1 является должностным лицом Банка <данные изъяты> ответственным за достоверность представленных сведений, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Законом о противодействии коррупции.

Фактические обстоятельства дела и вина ФИО1 в совершении правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом Административного органа установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Доказательства оценены должностным лицом Административного органа по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. С оценкой доказательств как относимых, допустимых и достаточных для разрешения дела по существу следует согласиться.

Обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении, установлены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указано, в чем выразилось нарушение со стороны уполномоченного сотрудника Банка СОЮЗ (АО) (Иркутского регионального центра – Филиала) ФИО1

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену обжалуемого постановления, по делу не допущено.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований для квалификации содеянного по ч. 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется. Доводы заявителя о переквалификации со ссылкой на Письмо Банка России от 17.01.2013 N 2-Т "О применении части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" состоятельными признать нельзя, поскольку содержащиеся в письме разъяснения носят рекомендательный характер, а допущенное ФИО1 нарушение требований законодательства образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку виновным лицом в уполномоченный орган в установленный срок были представлены недостоверные сведения об операции, подлежащей контролю.

Вопреки доводам заявителя основания, позволяющие признать совершенное ФИО1 правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют, поскольку в данном случае, учитывая формальность состава административного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в неисполнении должностным лицом требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, невыполнении им своих публично-правовых обязанностей.

Утверждения заявителя о сбое программного обеспечения, вследствие чего на стадии направления ОЭС произошла замена внесенной ранее правильной даты рождения представителя юридического лица, достоверными признать нельзя, поскольку материалы дела доказательств наличия такого обстоятельства, исключающего вину ФИО1, не содержат.

Оснований для изменения постановления в части размера назначенного наказания также не имеется. Судья принимает во внимание имущественное положение привлекаемого лица, в том числе совокупный размер доходов членов ее семьи, наличие несовершеннолетнего ребенка и кредитных обязательств, однако указанные обстоятельства снижение размера назначенного наказания не влекут, поскольку обжалуемым постановлением ФИО1 назначено наказание в минимальном размере.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения вышестоящего должностного лица также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу оставить без удовлетворения.

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем управляющего Отделением по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка РФ <данные изъяты> решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника Сибирского главного управления Центрального банка РФ <данные изъяты> оставить без изменений.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.

Судья: С.В. Почепова