72RS0013-01-2020-003724-82
Дело №12-331/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 15 июля 2020 года
Судья Калининского районного суда г. Тюмени Лобанов А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Акционерного общества «ГМС Нефтемаш» на постановление Управления Роспотребнадзора по Тюменской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ года,
УСТАНОВИЛ:
АО «ГМС Нефтемаш» (далее – заявитель) обратилось в суд с жалобой на постановление области №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ года.
Жалоба мотивирована тем, что обжалуемым постановлением АО «ГМС Нефтемаш» привлечено к административной ответственности и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000,00 рублей. Постановление считает не законным и необоснованным по следующим основаниям. Измерения уровня звука (4 декабря 2019 года и 23 января 2020 года) производились в квартире №№ жилого дома, расположенного по адресу<адрес> с грубейшими нарушениями установленного порядка проведения замеров. При проведении измерений микрофон прибора, измерявшего шум, был направлен в сторону ул.Бакинских комиссаров, ул.Аккумуляторной, «Экопарка», т.е. под углом более 90 градусов от направления предполагаемых объектов повышенного шума (газовой котельной, системы вентиляции покрасочного цеха АО «ГМС Нефтемаш»), что является нарушением п. 7.1 ГОСТ 23337-2014 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий» (далее - ГОСТ 23337-2014). Указанные объекты предполагаемого шума располагаются с противоположной стороны и с торца жилого дома. Таким образом, при проведении обоих замеров уровня звука в качестве фонового шума в микрофон прибора фиксировался шум, производимый на улицах Бакинских Комиссаров, Аккумуляторной, Барнаульской, Ямской, а также объездной дорогой. Кроме того, на улице Военной во время проведения измерений 23 января 2020 года коммунальной службой производилась механизированная уборка улицы от снега, рядом с домом, расположенным по адресу: г.<адрес>; на автомобильной стоянке располагались три дизельных самосвала и трактор с работающими двигателями. Звук от работающих дизельных двигателей также вливался в окружающий фон и был слышен на 15 этаже. Очевидно, что имело место искажение результатов измерений уровня звука, т.е. нарушение п. 7.5 ГОСТ 23337- 2014. В обоих случаях измерения уровня звука ветер был направлен от жилого дома, где производились измерения, в сторону АО «ГМС Нефтемаш», т.е. завод и его объекты находились с наветренной стороны. Это было видно по направлению дыма, шедшего из трубы газовой котельной. Таким образом, заявитель считает, что выделить из фонового шума тот шум, который создают объекты АО «ГМС Нефтемаш» (газовая котельная, система вентиляции покрасочного цеха), невозможно. Действий по калибровке представителями административного органа выполнено не было, представителю АО «ГМС Нефтемаш» не была предоставлена возможность убедиться в том, что прибор для измерения уровня звука был откалиброван до начала измерений и после их окончания. Доказательства выполнения калибровки также отсутствуют в материалах административного дела. Кроме того, из материалов административного дела, в частности, протокола №№ от ДД.ММ.ГГГГ выполненного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», не ясно, в процессе измерений отключалось ли инженерное домовое оборудование или шум от него был учтен в фоновых значениях. Замеренный фон 35,8 дБА уже превышает установленный «СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы» предельно допустимый уровень (далее ПДУ) равный 30 дБА. Таким образом, любой замеренный уровень звука будет трактоваться как превышение ПДУ. Согласно данному протоколу, вклад АО «ГМС Нефтемаш» в общий уровень шума составляет 6,7 дБА. Кроме того, непосредственно после проведенных измерений, по запросу представителя АО «ГМС Нефтемаш» не были предоставлены полученные результаты измерений со ссылкой на то, что результаты требуют расшифровки и с ними можно будет ознакомиться через три дня. Заявителем 2 раза в год: в теплый и холодный периоды, согласно утвержденной программе производственного экологического контроля (утверждена Приказом Управляющего директора АО «ГМС Нефтемаш» С.Н. Бахтия от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О назначении лиц, ответственных за соблюдение требований природоохранного законодательства и введении в действие программы производственного экологического контроля») осуществляет замеры уровня шума в 5 контрольных точках на границе санитарно-защитной зоны и ближайшей жилой застройке с привлечением сторонней аккредитованной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.510119). Последние замеры были проведены 01.10.2019 г. и 28.01.2020-29.01.2020. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» составлены протоколы лабораторных исследований № № от ДД.ММ.ГГГГ г. для дневного времени, №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. для ночного времени, №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. для дневного времени, №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. для ночного времени. Экспертными заключениями по результатам лабораторных измерений подтверждается соответствие уровней шума от работы технологического оборудования АО «ГМС Нефтемаш» в исследованных контрольных точках №1-5 СН 2.2.4/2.1.8.562- 96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» для дневного и ночного времени суток, т.е. отсутствие превышения предельно допустимого уровня. При таких обстоятельствах показания прибора не могут быть признаны достоверными, соответствующими критериям относимости и допустимости доказательств. Таким образом, вина АО «ГМС Нефтемаш» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствует, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения (отсутствие вины в совершении административного правонарушения). На основании изложенного заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Тюменской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.1-4).
Представитель АО «ГМС Нефтемаш» ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал по основаниям в ней изложенным.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Тюменской области ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении жалобы просила отказать, постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением №№ от ДД.ММ.ГГГГ года (АО «ГМС Нефтемаш» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.5-8).
При проведении административного расследования в отношении АО «ГМС Нефтемаш», осуществляющего деятельность по производству оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки (согласно выписки из ЕГРЮЛ от 26.11.2019) по адресу: <адрес> выявлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и зданий, а именно: наличие шума в жилой квартире от деятельности АО «ГМС Нефтемаш».
Согласно определению об истребовании сведений АО «ГМС Нефтемаш» представлены следующие документы: доверенность №№ от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; перечень используемого оборудования в 1-2 смену; схема расположения зданий с указанием функционального назначения; перечень оборудования приобретенного АО «ГМС Нефтемаш» в период с 2011 по 2019гг; программа производственного экологического контроля; протоколы, лабораторных испытаний шума, воздуха атмосферного на границе санитарно-защитной зоны; план-график мониторинга производственной среды на 2019 год ДД.ММ.ГГГГ протоколы лабораторных испытаний - воздуха рабочей зоны, шума, вибрации, параметров микроклимата. Из представленных данных и протокола осмотра б/н от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в ночное время в работе находится покрасочный цех и приточно-вытяжная система вентиляции данного цеха. В круглосуточном режиме работает газовая котельная АО «ГМС Нефтемаш».
АО «ГМС Нефтемаш» на праве собственности принадлежит земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения производственного назначения и железнодорожный подъездной путь, площадью 78050 кв. м.), строение (административно бытовой корпус, главный производственный корпус) по адресу: <адрес> (свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, АО «ГМС Нефтемаш» осуществляется деятельность по производству оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки по данному адресу.
В рамках возбужденного дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о назначении экспертизы, производство которой поручено эксперту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» - о проведении инструментальных измерений уровня шума в дневное и ночное время, в квартире №№ жилого дома №<адрес> от деятельности АО «ГМС Нефтемаш», расположенного по адресу: <адрес> на соответствие (не соответствие) требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
ДД.ММ.ГГГГ. с 22 час. 30 мин. на основании определения о проведении экспертизы по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в жилой комнате квартиры №№ жилого дома <адрес> экспертами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», были проведены замеры уровня шума от деятельности АО «ГМС Нефтемаш», расположенного по адресу: г<адрес><адрес>
При проведении измерений уровня шума в жилой квартире от деятельности АО «ГМС Нефтемаш», расположенного по адресу: г. <адрес> (газовая котельная, приточно-вытяжная система вентиляции покрасочного цеха), инженерно-технологическое оборудование (крышная газовая котельная, станция подъема воды, системы вентиляции дома) жилого дома №1 по ул. Бакинских Комиссаров в г. Тюмени, было отключено.
ДД.ММ.ГГГГ. в 12 час. 00 мин. при анализе представленного заключения эксперта №№ ФФ от ДД.ММ.ГГГГ и протокола лабораторных испытаний №№ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что измеренные уровни шума в жилой комнате квартиры №№ жилого дома №<адрес> от деятельности АО «ГМС Нефтемаш», расположенного по адресу: г. <адрес> (газовая котельная, система вентиляции покрасочного цеха), превышают предельно допустимый уровень, установленный требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», для дневного и ночного времени суток и составляют:
1. Эквивалентный уровень звука (оценочный уровень) от деятельности АО «ГМС Нефтемаш» (газовая котельная, система вентиляции покрасочного цеха) составляет - 42,4 дБА, при ПДУ с 23.00 до 07.00 - 30 дБА- превышение на 12,4 дБА для ночного времени суток, при ПДУ с 07.00 до 23.00 - 40 дБА- превышение на 2,4 дБА для дневного времени суток.
2. Уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от работы инженерно-технологического оборудования газовая котельная, система вентиляции покрасочного цеха) в дневное и ночное время. Фон:
- измерение 1 - 35,8 дБА;
- измерение 2 35,7 дБА;
- измерение 3-36 дБА;
- среднее значение - 35,8 дБА;
Таким образом, эквивалентный уровень звука, уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от деятельности АО «ГМС Нефтемаш» (газовая котельная, система вентиляции покрасочного цеха) в жилой комнате квартиры №№<адрес>, превышают предельно допустимые уровни, установленные требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для дневного и ночного времени суток.
Статьями 8 и 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» регламентировано право гражданина на благоприятную среду обитания, которое обеспечивается возложением на юридические лица в соответствии осуществляемой ими деятельностью обязанности по выполнению требований санитарного законодательства.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по уровням шума должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдение санитарных правил является обязательным.
Согласно п. 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 3 к настоящим санитарным правилам.
Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (шум от работы инженернотехнологического оборудования жилого дома по указанному адресу) являются существенными, и могут повлечь за собой причинение вреда здоровью людей. Физиолого-биохимическая адаптация к шуму невозможна. Шум оказывает действие на весь организм человека. Постоянный шум плохо сказывается на работе многих жизненно важных органов: сердца, печени, органов пищеварения, страдает слух. Шум создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Реакция на шум нередко выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, охватывающих всю сферу чувственных восприятий. Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект. Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклероза.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом положений названной нормы, вина АО «ГМС Нефтемаш» в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что АО «ГМС Нефтемаш» при наличии возможности исполнения требований действующих санитарных правил не предприняло всех необходимых и действенных мер для соблюдения требований действующего санитарного законодательства.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у АО «ГМС Нефтемаш» возможности для соблюдения требований действующего законодательства, не предоставлено и в материалах дела не имеется.
При совершении указанного правонарушения у АО «ГМС Нефтемаш» имелась возможность для соблюдения санитарного законодательства, но не были приняты зависящие меры по их соблюдению.
В действиях юридического лица усматривается нарушение ст. 8, 11, ч. 1 ст. 23, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», административная ответственность за которое предусмотрена ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Что подтверждается Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. № № составленным главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора ФИО3
Доводы жалобы основаны и полностью переписаны с объяснений, представленных в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, проверив в полном объеме материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к выводу о наличии в действиях АО «ГМС Нефтемаш» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было, наказание АО «ГМС Нефтемаш» назначено в соответствии с санкцией ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи в чем оснований для отмены постановления о назначении административного наказания судья не усматривает.
Требования истца о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ года удовлетворению не подлежат, так рассматриваются в ином порядке а именно в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6.4, 26.11, ст.30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области о назначении административного наказания Акционерному обществу «ГМС Нефтемаш» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «ГМС Нефтемаш» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени в течение десяти дней со дня получения его копии.
Решение принято в совещательной комнате.
Судья А.В. Лобанов