ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-332/20 от 06.10.2020 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 12-332/2020

06 октября 2020 года г. Севастополь

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,

рассмотрев жалобу защитника Шадриной Татьяны Владимировны на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РК и г. Севастополю № 082/04/7.32.5-998/2020 от 03 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении и.о. директора ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» ФИО1,

у с т а н о в и л:

03.06.2020 года руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по РК и г. Севастополю вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 082/04/7.32.5-998/2020, согласно которого, и.о. директора ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» ФИО1, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 30 тыс. руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, представителем ФИО1 - Шадриной Т.В. подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно доводам жалобы вмененное в вину ФИО1 нарушение обязательства по сроку выплаты аванса по государственному контракту произошло в связи с тем, что Управление Федерального казначейства по городу Севастополь дважды безосновательно отказало ГКУ ГС «ЕДКС» в регистрации контракта № 1-СМР/2020. Отказ в регистрации контракта в УФК по г. Севастополь означает невозможность исполнении денежных обязательств по контракту со стороны ГКУ ГС «ЕДКС», так как платежи по контракту осуществляются путем направления платежного поручения в УФК по г. Севастополь только по зарегистрированным контрактам. Так, 10.04.2020 ГКУ ГС «ЕДКС» в УФК по г. Севастополь направлен контракт № 1-СМР-2020 с целью его регистрации. Однако, 14.04.2020 от УФК г. Севастополь поступил протокол № ПРТ7400-1035060 с отказом в регистрации контракта. Основанием для отказа послужило: «не соответствие указанного в Сведениях о бюджетном обязательстве предмета по бюджетному обязательству Наименованию мероприятия (направления), включенного в федеральную целевую программу, указанному в Соглашении 139-092020-001 от 20.12.2019 (п. 11 Порядка, утвержденного Приказом Департамента финансов города Севастополя от 24.05.2019 № 90)». В тоже время, согласно п. 11 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета города Севастополя, утвержденного приказом Департамента финансов города Севастополя от 24.05.2019 № 90 такого основания, как несоответствие предмета по бюджетному обязательству наименованию мероприятия, включенного в федеральную целевую программу не существует. Указанный пункт предусматривает «соответствие предмета бюджетного обязательства, указанного в сведениях о бюджетном обязательстве, документе-основании, коду вида (кодам видов) расходов классификации расходов бюджета города Севастополя, указанному (ым) в Сведениях о бюджетном обязательстве, документе-основании». Таким образом, предмет бюджетного обязательства должен соответствовать коду вида расходов, но не наименованию мероприятия, включенного в федеральную целевую программу. Аналогичная ситуация повторилась и при повторной попытке зарегистрировать контракт № 1-СМР-2020. Повторно контракт был направлен на регистрацию 29.04.2020 года, однако, 06.05.2020 года из УФК по г. Севастополю вновь поступил отказ в регистрации контракта.

Таким образом, ФИО1, осознавая необходимость исполнения обязательства по перечислению аванса ООО «ГУАР» в установленные контрактом сроки, предпринял все необходимые и достаточные меры для исполнения обязательства по контракту, однако, УФК по г. Севастополь по независящим от воли и желания руководителя ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» ФИО1 причинам отклонил регистрацию контракта, тем самым сделав невозможным дальнейшее исполнение обязательства по выплате аванса.

Также ФИО1 предприняты меры для решения сложившейся ситуации о безосновательном отказе в регистрации контракта УФК по г. Севастополь путем направления писем в Федеральное казначейство Российской Федерации, а так же в Департамент капитального строительства города Севастополя. После чего, 04.06.2020 контракт № 1-СМР-2020 зарегистрирован УФК по г. Севастополь и ему присвоен учетный номер бюджетного обязательства 627D007420740000180.

Таким образом, по мнению автора жалобы, материалами дела, а так же самим обжалуемым постановлением, объективно не подтверждается наличие умысла на нарушение обязательства по контракту либо пренебрежительного отношения к своим должностным обязанностям ФИО1. Должностным лицом Крымского УФАС России в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В судебное заседание ФИО1 не прибыл, извещался в установленном порядке, воспользовался правом ведения дела в суде через представителя.

Защитник Шадрина Т.В. доводы жалобы поддержала по изложенным выше обстоятельствам, указав на отсутствие вины ФИО1 во вмененном правонарушении.

Помощник прокурора Ленинского района г. Севастополя Карелин И.А. оснований для отмены постановления должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю в отношении ФИО1 не усматривал.

О времени и месте рассмотрения жалобы Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю извещалось в установленном порядке, в связи с чем неявка его представителя не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении и доводы жалобы, следует прийти к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

С материалов производства следует, что прокуратурой Ленинского района г. Севастополя проведена проверка по факту исполнения государственным казенным учреждением города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» федерального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при исполнении Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до, 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790.

Установлено что, программой предусмотрена реализация мероприятия «Разработка научно-проектной документации по ремонту и реставрации объекта культурного наследия - здание Севастопольского художественного музея им. ФИО4, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> (Художественный музей)».

Во исполнение указанного мероприятия между ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» и ООО «ГУАР» 25.03.2020 заключен государственный контракт № 1-СМР/2020 предметом контракта является ремонтно-реставрационные работы по объекту культурного наследия - здания Севастопольского художественного музея им. ФИО4, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> (художественный музей). Цена Государственного контракта 57 238 380,00 руб.

Согласно п. 1.1. Государственного контракта Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить их оплату в соответствии с условиями настоящего Контракта в пределах цены Контракта.

Как следует из п. 1.2. Государственного контракта подрядчик обязуется в установленные Контрактом сроки выполнить ремонтно-реставрационные работы, обеспечивающие нормальную эксплуатацию Объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области проектирования и строительства, градостроительного плана земельного участка, технической (проектной, рабочей, сметной) документацией, Техническим заданием (Приложение №5 к настоящему контракту) в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение № 1 к настоящему Контракту) и Графиком оплаты выполненных работ (Приложение № 2 к настоящему Контракту), а также иными условиями настоящего Контракта, включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для реставрации Объекта и нормальной его эксплуатации.

Согласно пункту 3.2 Государственного контракта срок окончания работ - не позднее 01 мая 2020 года.

Согласно пункту 7.1.2 Государственного контракта, заказчик производит перечисление целевого авансового платежа в размере 30% (тридцать процентов) цены Контракта, но не более доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на расчетный счет Подрядчика, в течение (пятнадцать) рабочих дней с даты подписания дополнительного соглашения к Контракту с указанием суммы перечисляемого авансового платежа, на основании, выставленного счёта и Графика оплаты выполненных работ.

Между ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» и ООО «ГУАР» сторонами, 10.04.2020 заключено дополнительное соглашение № 2, согласно которому предусмотрена выплата аванса по государственному контракту в сумме 17 171 514,00 руб.

Таким образом, предельный срок оплаты аванса, с учетом пункта 7.1.2 Государственного контракта, наступил 06.05.2020 года.

Вместе с тем, в нарушение пункта 7.1.2 Государственного контракта, заключенного 25.03.2020, ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ Заказчик по состоянию на 13.05.2020 не перечислил авансовый платеж Подрядчику в указанные сроки, что фактически привело к неисполнению взятых на себя обязательств со стороны Подрядчика и нарушению условий заключенного государственного контракта, который по состоянию на 13.05.2020 не исполнен.

В соответствии с пунктом 12 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Статьей 107 Закона о контрактной системе установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.

Приказом исполняющего обязанности директора Департамента капитального строительства от 18.11.2019 № 119 исполняющим обязанности директора ГКУ «ЕДКС» назначен ФИО1.

Согласно п. 3.14, 3. 16 Устава ГКУ «ЕДКС» директор Учреждения несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций, - заключает договоры в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

С материалов производства следует, что Управлением Федерального казначейства по городу Севастополь дважды отказало ГКУ ГС «ЕДКС» в регистрации контракта № 1-СМР/2020.

Так, 10.04.2020 года ГКУ ГС «ЕДКС» в УФК по г. Севастополь направлен контракт № 1-СМР-2020 с целью его регистрации. 14.04.2020 года от УФК г. Севастополь поступил протокол № ПРТ7400-1035060 с отказом в регистрации контракта. Основанием для отказа послужило: «Не соответствие указанного в Сведениях о бюджетном обязательстве предмета по бюджетному обязательству Наименованию мероприятия (направления), включенного в федеральную целевую программу, указанному в Соглашении 139-092020-001 от 20.12.2019 (п. 11 Порядка, утвержденного Приказом Департамента финансов города Севастополя от 24.05.2019 № 90)».

Аналогичная ситуация повторилась при повторной попытке зарегистрировать контракт № 1-СМР-2020. ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» повторно контракт был направлен на регистрацию 29.04.2020 года, однако, 06.05.2020 года из УФК по г. Севастополю вновь поступил отказ в регистрации контракта.

Руководителем ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» ФИО1 08.05.2020 года в Федеральное казначейство Российской Федерации направлено письмо № 2300 с просьбой оказать содействие в регистрации бюджетного обязательства по контракту.

Согласно протоколу совещания заместителя Министра экономического развития Российской Федерации ФИО5 от 22.05.2020 года № 30-СН, по вопросам реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» по сведениям Федерального казначейства отсутствуют препятствия для постановки на учет государственного контракта по мероприятию «Разработка научно-проектной документации по ремонту и реставрации объекта культурного наследия - здание Севастопольского художественного музея им. ФИО4, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> (Художественный музей)».

В последующем, 04.06.2020 года контракт № 1-СМР-2020 зарегистрирован УФК по г. Севастополь, ему присвоен учетный номер бюджетного обязательства 627D007420740000180.

На указанные обстоятельства, как на основание невиновности во вмененном правонарушении, в ходе производства по делу об административном правонарушении последовательно указывал и.о. директора ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» ФИО1

Вместе с тем данные доводы ФИО1 остались без внимания должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по РК и г. Севастополю, причины по которым Управлением Федерального казначейства по городу Севастополь дважды отказано ГКУ ГС «ЕДКС» в регистрации контракта № 1-СМР/2020 не проверены, при этом какая-либо оценка данным обстоятельствам в постановлении должностного лица не дана.

Принимая во внимание изложенное, данное нарушение, допущенное при производстве по делу об административном правонарушении, является существенным, доводы ФИО1 в ходе производства по делу должным образом не проверены, что свидетельствует о наличии существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РК и г. Севастополю № 082/04/7.32.5-998/2020 от 03 июня 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем жалоба защитника Шариной Т.В. подлежит частичному удовлетворению, а указанное постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по РК и г. Севастополю, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не истек, и возможность рассмотрения настоящего дела по существу не утрачена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Жалобу защитника Шадриной Татьяны Владимировны на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РК и г. Севастополю № 082/04/7.32.5-998/2020 от 03 июня 2020 года – удовлетворить частично.

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РК и г. Севастополю № 082/04/7.32.5-998/2020 от 03 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении и.о. директора ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» ФИО1 – отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по РК и г. Севастополю.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Председательствующий по делу

судья /подпись/ Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.В. Моцный