ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-332/2016 от 30.12.2016 Орехово-зуевского городского суда (Московская область)

Дело №12-332/2016

РЕШЕНИЕ

г. Орехово-Зуево Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области Н.В. Пронякин, при секретаре Яриковой Е.В.,

с участием защитников Гуркиной Т.А., Никонова Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника <адрес> таможни по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Московской областной таможни (далее МОТ) по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере трех четвертых размера суммы незаконной валютной операции, что составляет 675000 рублей.

В своей жалобе ФИО1 просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. Жалоба обосновывается тем, что валютная операция, совершаемая при получении ФИО1 от ФИО6 в счет передачи товара наличных денежных средств в валюте РФ, не запрещенная законом и не ограниченная требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. Также считает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ст. 28.1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитники ФИО1 поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили постановление по делу об административном правонарушении отменить, а производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.

ФИО1, будучи надлежаще извещенным, о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть его жалобу без его участия. Судом ходатайство ФИО1 о рассмотрении жалобы без его участия удовлетворено.

В своем объяснении представленным в суд ФИО1 сообщает, что протокол по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ему вручен не был, о его составлении он извещен не был. ФИО7 не ставил его в известность о том, что он является гражданином другого государства и не проживает на территории РФ. В законности своих действий при заключении сделки он был уверен, так как договор купли-продажи был проведен через комиссионный магазин.

В отзыве на жалобу должностным лицом органа административной юрисдикции указывается, что доводы, приведённые в жалобе защитника ФИО1, являются необоснованными. ФИО1 при осуществлении валютных операций обязан соблюдать требования валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, а именно осуществлять расчеты с нерезидентом через банковские счета уполномоченных банков.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО6 был заключен договор о купли-продажи прицепа-самосвала «<данные изъяты>», согласно которому ФИО1 обязуется продать ФИО6 указанный прицеп-тонар за 900000 рублей. При этом ФИО6 был обязан оплатить стоимость прицепа, который передается последнему в автосалоне по адресу <адрес>. Как указано в договоре деньги в размере 900000 рублей были ФИО1 получены, а транспортное средство передано ФИО6ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта приемки автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он был получен покупателем ФИО6

Из пояснений ФИО7 начальнику Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прицеп-тонар им приобретен для личного пользования, оплата произведена им наличными денежными средствами ФИО1

Из объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам Выборгской таможни следует, что денежных средств за проданный прицеп-самосвал он не получал, а просто присутствовал на переоформлении его, денежные средства получил ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля службы федеральных таможенных доходов Выборгской таможни ФИО9 в отношении ФИО1 был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, из которого следует, что ФИО1 в нарушение положений ч.3 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ДД.ММ.ГГГГ находясь в <адрес>, осуществил валютную операцию, путем проведения расчета за проданный нерезиденту товар) на суму 900000 рублей, минуя счета уполномоченных банков.

Указанный протокол был составлен в отсутствии ФИО1 Согласно сопроводительной от ДД.ММ.ГГГГ копия протокола ФИО1 была направлена ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела имеется копия внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на имя ФИО1 была направлен заказанное письмо с уведомлением. Однако, данных о вручении копии протокола ФИО1, либо об отказе в получении таковой в материалах дела не имеется, что является нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Московской областной таможни было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, которым ФИО1 был признан виновным в совершении указанного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютнымзаконодательствомРоссийской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Объективной стороной правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, является осуществление незаконных валютных операций. Понятие незаконной валютной операции дано в диспозиции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ - запрещенных валютным законодательством Российской Федерации - осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках.

Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного данной нормой права, образует осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, не только запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, но и осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютной операцией является использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Административный орган пришел к выводу, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как физическим лицом (резидентом) была осуществлена валютная операция с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, заключающаяся в получении денежных средств от иностранного гражданина (нерезидента) в наличной форме по договору купли-продажи прицепа-самосвала.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в связи с чем административный орган указал, что отчуждение нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей является валютной операцией, поэтому расчеты между физическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом должны осуществляться через банковский счет в уполномоченном банке.

Учитывая, что ФИО1, как резидентом были получены наличные денежные средства в размере 900000 рублей от иностранного гражданина при расчете по договору купли-продажи, что не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами, указанных в статье 14 Закона N 173-ФЗ, административный орган посчитал, что ФИО1 совершена незаконная валютная операция.

В соответствии с частью 3 ст.14 Закона №173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;

2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;

4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;

6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;

7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

8) расчетов, осуществляемых физическими лицами - резидентами в соответствии с частью 6.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

9) перевода без открытия банковского счета физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента на территории Российской Федерации, получения физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковского счета на территории Российской Федерации от нерезидента, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать соответственно только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода.

Статьей 6 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Таким образом, законодателем в Законе о валютном регулировании и валютном контроле в отдельной статье четко определены правила, предусматривающие порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами (в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте) - без каких-либо ограничений.

Таким образом, валютная операция, осуществленная ФИО1, не отнесена действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.

Как следует из буквального толкования ч. 2 ст. 14 Закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, Порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ, а также переводами электронных денежных средств.

Иное же установлено в ч. 1 ст. 13 Закона, согласно которой закреплено право (а не обязанность) нерезидентов открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Следовательно, валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения денежных средств в качестве средства платежа при расчетах за товар.

Договор купли-продажи транспортного средства между физическими лицами регулируется нормами ГК РФ, которым не предусмотрено при осуществлении наличных денежных расчетов между физическими лицами применение контрольно-кассовой техники, либо документального оформления передачи наличных денежных средств первичными бухгалтерскими документами, а также обязательное открытие счетов в уполномоченных банках для произведения расчетов.

В результате анализа приведенных нормативных положений можно сделать вывод, что валютным законодательством Российской Федерации в настоящее время не предусмотрен запрет на получение гражданином РФ от иностранного гражданина платы в валюте Российской Федерации по договору купли-продажи, поскольку порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального валютного счета при ее совершении не установлены.

Таким образом, валютная операция, совершаемая при получении гражданином РФ от иностранного гражданина наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, не может быть признана операцией, совершенной с нарушением валютного законодательства.

В силу п. 6 ст. 4 Закона N 173-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля должны толковаться в пользу резидентов и нерезидентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами являются операциями, разрешенными валютным законодательством. Поэтому валютная операция, совершаемая при получении гражданином РФ от иностранного гражданина в счет передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, если она не запрещена законом и не ограничена требованиями об использовании счета о резервировании.

Таким образом, с учетом отсутствия в получении оплаты гражданином РФ от иностранного гражданина наличных денежных средств признаков незаконной валютной операции в силу положений действующего законодательства, действия ФИО1, не образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в действиях ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника Московской областной таможни ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ которым ФИО1, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере трех четвертых размера суммы незаконной валютной операции, что составляет 675000 рублей-отменить.

Производство по делу прекратить, в виду отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вручения (получения) в Московской областной суд.

Судья Н.В.Пронякин