Судья Гаврилюк И.И. Дело №12-332/2023
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 18сентября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием защитника Жуковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 июля 2023 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главы администрации города Феодосия ФИО2,
установил:
постановлением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 июля 2023 года глава администрации города Феодосия Попенков В.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда, защитник Жукова А.В. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила вышеназванное постановление как незаконное и необоснованное отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указано на неверную оценку установленных обстоятельств и на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав защитника Жукову А.В., поддержавшую жалобу, проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из постановления прокурора города Феодосии о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и оспариваемого постановления судьи городского суда, прокуратурой города Феодосии ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес главы администрации г.Феодосии Республики Крым Попенкова В.В. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства, регулировании торговой деятельности, о собственности, об обращении граждан, земельного, водного законодательства.
Согласно резолютивной части представления, прокурор требовал:
1. рассмотреть настоящее представление и незамедлительно принять меры к устранению причин и условий, способствующих нарушению закона, обеспечить устранение указанных нарушений, принять меры к недопущению подобных нарушений впредь;
2. по изложенным в представлении фактам ненадлежащего исполнения требований федерального законодательства рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц;
3. представление рассмотреть с участием представителя прокуратуры, о дне его рассмотрения уведомить прокурора;
4. о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру г. Феодосии в установленный законом месячный срок.
Одновременно разъяснено, что неисполнение законных требований прокурора влечет наступление административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.
В адрес прокурора г.Феодосия во исполнения указанного выше предписания поступил письменный ответ администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанный главой администрации города Феодосии Попенковым В.В. и зарегистрированный в прокуратуре города Феодосия ДД.ММ.ГГГГ за №. Однако прокурор города полагает, что исчерпывающие меры по устранению допущенных нарушений федерального законодательства не приняты, нарушения не устранены.
Решением Феодосийского городского совета 56 сессии 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ Попенков В.В. назначен на должность главы администрации города Феодосии, ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен трудовой контракт.
По факту не исполнения указанного выше предписания, как полагает прокурор ФИО4, последним ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации города Феодосия Попенкова В.В. (л.д.1-9).
Постановлением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 июля 2023 года глава администрации города Феодосия Попенков В.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Однако данное постановления судьи городского суда нельзя признать основанным на законе.
Ст.17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.17.7 КоАП РФ, выступают общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органами государственной власти.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении, выраженном активным действием или бездействием.
В соответствии с ч.5 ст.129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона о прокуратуре Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Предметом надзора определенным ст.21 Закон о прокуратуре, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В соответствии со ст.26 Закона о прокуратуре предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Как следует материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что на территории городского округа Феодосия расположено <данные изъяты> детских игровых и спортивных площадок.
В ходе проверки прокуратурой выявлено нарушение п.4.2, 4.3, 6.2, 6.4.2, 6.6, 7.8 Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 52301-2013 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ст, а именно, что не обеспечено надлежащее обслуживание и контроль за техническим состоянием детских и спортивных площадок, установленных до 2017 года, расположенных в <адрес> в частности, на конструкциях, расположенных на детских и спортивных площадках, имеются многочисленные повреждения лакокрасочного слоя. Помимо прочего, площадки не ограждены. Кроме того, на площадках отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, а также номер телефона скорой помощи. Имеются выступающие элементы оборудования с острыми концами, сломанные элементы на детских игровых площадках, расположенных по адресам: <адрес>
Также прокурорской проверкой установлено, что в нарушение п.23, 28 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 № 21, не обеспечено надлежащее обслуживание и контроль за техническим состоянием детских и спортивных площадок, установленных после 2017 года, расположенных в <адрес>, а именно необходима покраска элементов, ремонт ограждения, резинового покрытия на детской площадке, расположенной по адресу: <адрес> также ремонт покрытия на спортивной площадке по адресу: <адрес> Также требуется демонтаж разрушенных элементов на территории площадки по адресу: <адрес> Необходимо провести ремонт подвеса резинового на качелях на детской площадке по адресу: <адрес>. Требуется покраска элементов оборудования детской площадки по адресу: <адрес>. Необходимо проведение ремонта спортивного оборудования на спортивной площадке по адресу: <адрес> замена информационного стенда на спортивной площадке по адресу: <адрес>. Таким образом, прокурор полагает, что в настоящее время указанные детские и спортивные площадки не соответствуют требованиям законодательства, что создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних. Кроме того, по каждой из <данные изъяты> детских и спортивных площадок не подготовлено заключение на предмет наличия либо отсутствия опасных элементов. При выявлении опасных элементов - меры к устранению нарушений не приняты. При наличии на территории городского округа Феодосия <данные изъяты> детских игровых и спортивных площадок, из них в реестр муниципальной собственности включены 38, переданы на баланс управляющих компаний - 8, на баланс предприятий, учреждений - 3.
В нарушение п.13, 20 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.12, ч.3 ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.225, 226 Гражданского кодекса РФ со стороны администрации <адрес> меры по включению данного имущества в муниципальную собственность, по надлежащему учету всех указанных объектах в реестрах муниципальной собственности, передачи их предприятиям и учреждениям не приняты.
Той же проверкой установлено, что в 2022 году на содержание и ремонт детских игровых и спортивных площадок из бюджета муниципального образования городской округ Феодосия выделено <данные изъяты>., на демонтаж детских и игровых площадок денежные средства с 2014 года по настоящее время не выделялись.
Вместе с тем, в нарушение ч.1, 2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на 2019-2022 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, финансирование на демонтаж детских и игровых площадок не предусмотрено, а выделенные средства на содержание и ремонт детских игровых и спортивных площадок являются недостаточными, что подтверждается результатами настоящей проверки.
Прокуратурой города Феодосия проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности данной категории граждан <данные изъяты>», находящегося по адресу: <адрес>, для беспрепятственного доступа.
В соответствии с ч.2 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2020).
В ходе указанной выше прокурорской проверки выявлены нарушения СП 59.13330.2020 в части доступности для маломобильных групп населения <данные изъяты>
В нарушение п.5.1.11 СП 59.13330.2020, пешеходная зона, прилегающая к зданию <данные изъяты>», имеет неровности в виде перекошенной тротуарной плитки, толщина швов между плитками составляет более 0,01 м.
В нарушение п.6.2.8 СП 59.13330.2020, лестница, находящаяся по пути движения из учебных классов в столовую школы, не дублируется пандусом или стационарной подъемной платформой.
Имеющееся в <данные изъяты>» мобильное подъемное устройство (мобильный лестничный подъемник на гусеничном ходу LG2004, предназначенный для преодоления лестничных маршей инвалидами в кресле-коляске с помощью сопровождающего), установленный по пути движения из учебных классов в столовую школы, в связи с долгосрочным хранением (простоем) не функционирует. Устройство, предназначенное для доступа несовершеннолетней обучающейся ФИО9, являющейся ребенком-инвалидом, не используется, мать ребенка самостоятельно переносит ребенка для приема пищи в столовую и обратно.
В нарушение п.6.3.1 СП 59.13330.2020 санитарное помещение <данные изъяты>» на первом этаже не оборудовано для использования инвалидами, передвигающимися на креслах-колясках.
В нарушение п.6.2.13 СП 59.13330.2020 в здании школы отсутствуют подъемные устройства, доступные для МГН в целях обеспечения доступа инвалидов на этажи выше.
Таким образом, здание <данные изъяты> не отвечает требованиям доступности для детей-инвалидов и маломобильных групп населения. При этом администрацией города Феодосия меры по выделению денежных средств на обеспечение доступности <данные изъяты> не приняты, денежные средства не выделены.
Вместе с тем, согласно сведениям, имеющимся в материалах дела, что в адрес главы администрации города Феодосия Попенкова В.В. прокурором города Феодосия внесено представление об установлении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ за №, полученное ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано за вх. №.
В силу ч.1 ст.24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из ответа администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ№ на указанное выше представление прокурора, следует, что:
сотрудниками Управления территорий администрации города Феодосии Республики Крым на постоянной основе ведётся мониторинг детских площадок (площадки: ГТО) на предмет обеспечения безопасности нахождения детей на них с целью составления Актов осмотра оборудования детских игровых и спортивных площадок с указанием выявленных дефектов, перечнем работ, которые необходимо произвести, а также с указание игровых элементов, которые необходимо демонтировать. В настоящее время проводится работа по определению ответственных лиц (организаций) с целью надлежащего содержания детских и спортивных площадок;
руководителем <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ был составлен Паспорт доступности: объекта для инвалидов и предоставляемых на нем услуг (далее Паспорт). Согласно разделу V «Предполагаемые мероприятия и объемы расходов, необходимые для приведения объекта и условий предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов» необходима разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта. Однако, в 1 квартале 2021 года были выделены денежные средства на разработку и проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации, которая получила положительное заключение на проведение:
- капитальный ремонт <данные изъяты>» (капитальный ремонт кровли) - № от ДД.ММ.ГГГГ;
- капитальный ремонт <данные изъяты>» (благоустройство территории, капитальный ремонт фасада) № от ДД.ММ.ГГГГ;
- капитальный ремонт <данные изъяты> (капитальный ремонт внутренних помещений, замена окон) № от ДД.ММ.ГГГГ;
- капитальный ремонт <данные изъяты> (капитальный ремонт системы отопления, водоснабжения, водоотведения) № от ДД.ММ.ГГГГ;
- капитальный ремонт <данные изъяты> (капитальный ремонт сетей электроснабжения) № от ДД.ММ.ГГГГ,
руководством общеобразовательного учреждения, самостоятельно были приняты меры для создания условий пребывания маломобильных групп населения в <данные изъяты> Так, в сентябре 2022 года были устранены недостатки, такие как:
- выполнены перекатные устройства через порог у входной калитки, входной двери и в коридоре по пути движения к классам;
- поручни пандусы на входе в здание школы оборудованы травмобезопасными окончаниями. Швы между бетонной плитки на территории образовательного учреждения, по пути следования к пандусу, заделаны цементным раствором. Пешеходная зона прилегающей к зданию <данные изъяты> по <адрес> в зону ответственности школы не входит,
указанные нарушения (СП 59 13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) а именно:
- лестница, находящаяся по пути движения из учебных классов в столовую школы, не дублируется пандусом или стационарной подъемной платформой;
- в здании школы отсутствует подъемное устройство, для доступа на этажи выше,
в соответствии с п. 6.2.13 СП 59.13330.2020 могут быть устранены, только при капитальном ремонте и реконструкции здания,
имеющееся в образовательном учреждении подъемное устройство (мобильный лестничный подъемник на гусеничном ходу LG2004-предназначен для преодоления лестничных маршей инвалидами в кресле-коляске с помощью сопровождающего) в связи с долгосрочным хранением (простоем), требует квалифицированного и специализированного технического обслуживания. Руководством <данные изъяты> рассматривает коммерческие предложения на специализированное техническое обслуживание,
однако в связи с высокой дотационностью Феодосийского региона, финансирование <данные изъяты> на данный вид деятельности на данный момент из средств муниципального бюджета невозможен,
администрацией города Феодосии Республики Крым во исполнение письма Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, при формировании реестра расходных обязательств на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов предусмотрены средства на мероприятия по созданию специальных условий для обеспечения реализации качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, состоит, в том числе в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В рассматриваемом случае на представление и требования прокурора прокуратурой получены ответы, Попенковы В.В. организовано предоставление истребуемой прокуратурой информации с осуществлением должного контроля.
Несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения представления, не может служить основанием для привлечения Попенкова В.В. к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.
Органы прокуратуры в силу положений ст.26 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации не подменяют иные государственные органы и должностных лиц и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела во второй инстанции защитник Жукова А.В. предоставила сведения о том, что прокурор города Феодосия после рассмотрения указанного выше представления обратился в городской суд с административным иском к администрации города Феодосия о включении указанных выше игровых и спортивных площадок в муниципальную собственность города Феодосия и об организации обеспечения надлежащего их технического состояния и с иском к администрации города Феодосия об обеспечении проведения мер и техническим оборудованием <данные изъяты> для маломобильной категории граждан. Данные обстоятельства прокурором в судебном заседании не оспаривались.
Таким образом, прихожу к выводу, что письменный ответ администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанный главой администрации города Феодосии Попенковым В.В. и зарегистрированный в прокуратуре города ДД.ММ.ГГГГ№, на указанное выше предписание прокурора, содержит исчерпывающий мотивированный ответ и содержит все необходимые сведения о результатах рассмотрения представления, что свидетельствует о том, что представление прокурора города Феодосия от ДД.ММ.ГГГГ за № рассмотрено в сроки и в порядке, предусмотренном ст.24 Закона о прокуратуре (т.1 л.д. 144-148).
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
П.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая, что представление прокурора города Феодосии об установлении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ за № № рассмотрено в сроки и в порядке, предусмотренном ст.24 Закона о прокуратуре, прихожу к выводу, что, выводы судьи городского суда о наличии в действиях главы администрации города Феодосия Попенкова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, не основаны на законе, а поэтому прихожу к выводу, что в действиях должностного лица Попенкова В.В. отсутствует вмененный ему судом первой инстанции состав правонарушения.
В силу п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 июля 2023 года по делу, вынесенное в отношении главы администрации города Феодосия Попенкова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника ФИО1 удовлетворить,
постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 июля 2023 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации города Феодосия ФИО2, отменить,
производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись В.В. Агин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>