ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-333/18 от 01.11.2018 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-333/2018РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска И.Д. Костевская, рассмотрев протест первого заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора А.А. Абросимова на решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 от 20.08.2018 г. №01-19/4881 об оставлении без изменения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.46 КоАП РФ, вынесенного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ДФО 02.08.2018 г. №08-140/2018 в отношении заместителя генерального директора – начальника управления ПБ, ОТ и ОС АО «ННК-Хабаровский НПЗ» Цветкова Владимира Ивановича,

установил :

Первый заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора А.А. Абросимов обратился с протестом на решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 от 20.08.2018 г. №01-19/4881 об оставлении без изменения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.46 КоАП РФ, вынесенного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ДФО 02.08.2018 г. №08-140/2018 в отношении заместителя генерального директора – начальника управления ПБ, ОТ и ОС АО «ННК-Хабаровский НПЗ» Цветкова Владимира Ивановича,

В обоснование указал, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой по многочисленным обращениям граждан по вопросу участившихся случаев появления неприятных запахов сероводорода и нефтепродуктов в городе Хабаровске была проведена проверка в период с26.03. по 24.04.2018 и с21.05.2018 по 19.06.2018 в отношении АО «ННК - Хабаровский КПЗ», в ходе которой установлено, что предприятием, при осуществлении производственной деятельности, эксплуатируются следующие установки, включающие в себя источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

При проверке представленной экологической документации предприятия - инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (2017 года), установлено, что перечисленные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу имеют свои инвентарные номера, в том числе:

- сплиттер нафты (установка № 2 ЭЛОУ-АВТ, цех № 8) имеет номер 6088,

- печь П-402 (установка № 4, секция риформинга) - № 0306,

- танк ПСГ (установка № 9 АГФУ) - № 6060,

- компрессорная (установка № 12, факельная) - № 0083,

- насосная присадок (сырьевой парк, цех № 5) - № 0311,

- насосная гидроочистки ГО, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 6090,

- насосная гидрокрекинга ГК, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 6091,

- насосная присадок, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 0310,

- узел слива МТБЭ, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 0312,

- насосная жидкого топлива (цех № 16 котельный участок) - № 6089.

При этом сплиттер нафты согласно инвентаризации, является источником выбросов таких веществ, как углеводороды предельные С1-С5 в объеме 3,048028 тонн в год, смесь углеводородов предельных С6-С10 в объеме 0,036750 т/г, бензол 0,000230 т/г, диметилбензол (ксилол) в объеме 0,000085 т/г, метилбензол (толуол) в объеме 0,000153 т/г, алканы С12-С19 в объеме 0,349737 т/г;

- печь-402 является источником выбросов таких веществ, как азота диоксид (азот (IV) оксид) в объеме 0,371546 т/г, азот II (оксид) (азота оксид) в объеме 7,430956 т/г, сера диоксид - ангидрид сернистый в объеме 20,782065 т/г,

углерод оксид в объеме 10,456412 т/г, метан в объеме 1,698500 т/г, мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете в анадий) в объеме 0,002468 т/г;

- танк ПСГ является источником выбросов таких веществ, как углеводороды предельные С1-С5 в объеме 1,447197 т/г;

- компрессорная является источником выбросов таких веществ, как углеводороды предельные С1-С5 в объеме 0,563092 т/г, смесь углеводородов предельных С6-С10 в объеме 0,181127 т/г, бензол в объеме 0,001134 т/г, диметил бензол (ксилол) в объеме 0,000420 т/г, метилбензол (толуол) в объеме 0,000756 т/г;

- насосная присадок (№ 0310) является источником выбросов таких веществ, как алканы С12-С19 в объеме 0,763868 т/г;

- насосная гидроочистки является источником выбросов таких веществ, как алканы С12-С19 в объеме 0,803717 т/г;

- насосная гидрокрекинга является источником выбросов таких веществ, как алканы С12-С19 в объеме 0,803717 т/г;

- насосная присадок (№ 0311) является источником выбросов таких веществ, как алканы С12-С19 в объеме 0,763868 т/г,

- узел слива МТБЭ является источником выбросов таких веществ, как метил трет бутиловый эфир в объеме 0,057900 т/г;

- насосная жидкого топлива является источником выбросов таких загрязняющих веществ, как алканы С 12-С 19 в объеме 0,999153 т/г.

Как установлено проверкой, в нарушение ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ указанные источники, являющиеся объектами негативного воздействия на окружающую среду, как объекты, оказывающие негативное воздействие, в срок не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации на государственный учет АО «ННК - Хабаровский НПЗ» не поставлены.

По результатам проведенной проверки, постановлением и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ФИО15 от 29.06.2018 г. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.46 КоАП РФ в отношении должностного лица – заместителя генерального директора – начальника управления ПБ, ОТ и ОС АО «Хабаровский НПЗ» Цветкова В.И., указанное постановление направлено для рассмотрения по существу в Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу ФИО3 от 02.08.2018 г. №08-140/2018 производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя генерального директора – начальника управления ПБ, ОТ и ОС АО «ННК-Хабаровский НПЗ» Цветкова В.И. по ст. 8.46 КоАП РФ – прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 от 20.08.2018 г. №01-19/4881 вышеуказанное постановление от 02.08.2018 г. №08-140/2018 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу ФИО3 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя генерального директора АО «ННК-Хабаровский НПЗ» Цветкова В.И. - оставлено без изменения.

При принятии постановления от 02.08.2018 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении №08-140/2018 не дана полная оценка доказательствам, не проведено их всестороннее, полное и объективное исследование; нарушены задачи законодательства об административных правонарушениях в виде защиты охраны окружающей среды и общественной безопасности.

Определением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 04.09.2018 г. материал по протесту первого заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора передан для рассмотрения по подведомственности в Кировский районный суд г. Хабаровска.

В судебном заседании прокурор отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Храмцова Е.Б. доводы протеста поддержала, просит протест удовлетворить по основаниям в нем изложенным, отменить оспариваемое решение и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу ФИО3 от 02.08.2018 г. №08-140/2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя генерального директора – начальника управления ПБ, ОТ и ОС АО «ННК-Хабаровский НПЗ» Цветкова В.И.

В судебное заседание государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ДФО ФИО5, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ДФО ФИО3 не явились, о рассмотрении протеста извещены надлежащим образом, от заместителя главного государственного инспектора РФ ФИО5 поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с командированием указанных лиц. Судья считает возможным рассмотрение протеста в отсутствие должностных лиц административного органа, поскольку их явка не признавалась судом обязательной, кроме того, документы, на основании которых были приняты оспариваемые прокурором решения, представлены последними и содержатся в материалах административного дела.

В судебном заседании заместитель генерального директора – начальник управления ПБ, ОТ и ОС АО «ННК-Хабаровский НПЗ» Цветков В.И., его защитник Дубенцов К.С. с доводами, изложенными в протесте прокурора, не согласились, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела, согласно которым понятия «объект HBOC» и «источник негативного воздействия» не тождественны, поскольку не каждый отдельный самостоятельный стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (установка, печь, компрессорная, насосная) будет являться объектом HBOC, т.к. в данном случае АО «ННК-Хабаровский НПЗ» является совокупностью объектов капитального строительства, объединённых единым назначением и неразрывно связанных физически и технологически, которые расположены в пределах нескольких земельных участков. АО «ННК-Хабаровский НПЗ» в полной мере, в соответствии с положениями и предписаниями действующего законодательства РФ, осуществило постановку на государственный учет площадного и линейного объекта HBOC, предоставив в уполномоченный орган надлежащие и достоверные сведения по каждому стационарному источнику выбросов вредных веществ, указанных в Инвентаризации выбросов, в составе площадного и линейного объекта HBOC, а не точечного, что подтверждается Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу выданным Свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 11.11.2016г. №11-59/5555. Спорные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (источники негативного воздействия на окружающую среду) в составе объекта HBOC, поставленного на государственный учет, в том числе:

1. Сплиттер нафты, источник №6088 (установка №2 ЭЛОУ-АВТ, цех №8) учтен в Разрешении на выброс в источнике №6002 «Оборудование наружной установки» (установка №2 ЭЛОУ-АВТ). Сплиттер нафты входит в состав оборудования наружной установки №2 ЭЛОУ-АВТ (ист. №6002) цеха №8, является его составной частью. На листе 7 проекта нормативов ПДВ (Книга 2 «Таблица параметров и нормативов источников выбросов», 2014г.) указано оборудование наружной установки №2 ЭЛОУ-АВТ в целом.

Перечень оборудования указан в Сведениях по площадке цеха №8, утвержденных Дальневосточным управлением Ростехнадзора, сплиттер нафты указан в строке 110 сведений.

В соответствии с п. 15 Г рафика ввода в эксплуатацию объектов (Приложение «А» Книга 1 «Пояснительная записка проекта нормативов ПДВ», 2014г.), сплиттер нафты учитывался на перспективное положение.

2. Танк ПСГ. источник №6060 (установка №9) учтен в Разрешении.Парк сжиженного газа («танк ПСГ») учтен в Проекте нормативов ПДВ 2014г. под номером 6060. В проекте нормативов ПДВ 2014 г. «танк ПСГ» указан на листе 11 Книги 2 проекта нормативов ПДВ «Таблица параметров и нормативов источников выбросов», 2014 г. В Разрешении танк ПСГ указан в п. 25 по веществу «Смесь углеводородов предельных С1-С5» Приложения №3 «Нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ...» к Разрешению.

3. Компрессорная, источник №0083 (установка №12, факельная) учтен составе источника № 7074 оборудования аппаратного двора установки №12. Источник «компрессорная» учтен в утвержденной инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 2013г. под номером 0083.

В проекте нормативов ПДВ 2014г. компрессорная учтена в составе оборудования аппаратного двора установки №12 «факельная» (ист. №7074).Перечень оборудования указан в Сведениях по площадке цеха №8, утвержденных Дальневосточным управлением Ростехнадзора, компрессорная указана в строках 656-657 Сведений.

4. Насосная гидроочистки ГО, источник №6090 (реагентное хозяйство, цех №5) учтена в составе источника №7066 наружного оборудования установки ГКГО.

Насосная гидроочистки (ГО) входит в состав оборудования установки ГКГО цеха №15 (ист. №7066) и является его неотъемлемой частью. На листе 27 проекта нормативов ПДВ (Книга 2 «Таблица параметров и нормативов источников выбросов», 2014г.) указано оборудование установки ГКГО цеха №15 в целом.

Перечень оборудования приведен в Карте учета опасного производственного объекта по площадке цеха №15, утвержденной Дальневосточным управлением Ростехнадзора, насосная гидроочистки (ГО) указана в строке 205 Карты учета в качестве насоса сырьевого Р015-01 А/В.

5. Насосная гидрокрекинга ГК, источник №6091 (реагентное хозяйство, цех №5) учтена в составе источника №7066 наружного оборудования установки ГКГО. Насосная гидрокрекинга (ГК) входит в состав оборудования установки ГКГО цеха №15 (ист. №7066) и является его неотъемлемой частью. На листе 27 проекта нормативов ПДВ (Книга 2 «Таблица параметров и нормативов источников выбросов», 2014г.) указано оборудование установки ГКГО цеха №15 в целом.

Перечень оборудования приведен в Карте учета опасного производственного объекта по площадке цеха №15, утвержденной Дальневосточным управлением Ростехнадзора, насосная гидрокрекинга (ГК) указана в строке 103 Карты учета в качестве насоса сырьевого Р014-01 А/В.

6. Насосная присадок, источник №0310 (реагентное хозяйство, цех №5) учтена в составе источника №0097 насосная смешения реагентного хозяйства. Насосная присадок входит в состав насосной смешения реагентного хозяйства цеха №5, который указан в целом на листе 15 проек проекта нормативов ПДВ (Книга 2 «Таблица параметров и нормативов источников выбросов», 2014г.).

Перечень оборудования приведен в Карте учета опасного производственного объекта по площадке цеха №5, утвержденной Дальневосточным управлением Ростехнадзора, насосная присадок указана в строках 118-121 Карты учета в качестве насосов НД-3, НД-4, НД-5, НД-6.

7. Насосная присадок, источник №0311 (сырьевой парк, цех №5) учтена в составе источника №0097 насосная смешения реагентного хозяйства.

Насосная присадок входит в состав насосной смешения реагентного хозяйства цеха №5, который указан в целом на листе 15 проекта нормативов ПДВ (Книга 2 «Таблица параметров и нормативов источников выбросов», 2014г.).

Перечень оборудования приведен в Карте учета опасного производственного объекта по площадке цеха №5, утвержденной Дальневосточным управлением Ростехнадзора, насосная присадок указана в строках 113-117 Карты учета в качестве насосов НЗ-1, НЗ-2, НЗ- 3, НД-1, НД-2.

8. Печь П-402. источник №0306 (установка №4, секция риформинга) учтена под источником №0021.Печь П-402 (установка №4) введена взамен Печи П-2 (установка №4). Печь П-402 введена в эксплуатацию 31.10.2016, как оборудование, что подтверждается Актом №35 приемки законченного строительством объекта от 31.10.2016.

9. Узел слива МТБЭ, источник №0312 (реагентное хозяйство, цех №5) учтен в источнике №0303 «насосная «ТС» реагентного хозяйства.

Узел слива МТБЭ входит в состав насосной ТС-1 реагентного хозяйства цеха №5, который указан в целом на листе 15 проекта нормативов ПДВ (Книга 2 «Таблица параметров и нормативов источников выбросов», 2014г.).Перечень оборудования приведен в Карте учета опасного производственного объекта по площадке цеха №5, утвержденной Дальневосточным управлением Ростехнадзора, узел слива МТБЭ указан в строках 53-54 Карты учета в качестве центробежного насоса Н-11 и Н 12 для слива и подачи МТБЭ, с годом ввода в эксплуатацию 2011г.

10. Насосная жидкого топлива, источник №6089 (цех №16 котельный участок) учтен в составе источника №6081 котельного участка складского топлива. Насосная жидкого топлива входит в состав котельного участка склада топлива цеха №16 (ист. №6081) и является его неотъемлемой частью. На листе 17 проекта нормативов ПДВ 2014г. (Книга 2 «Таблица параметров и нормативов источников выбросов», 2014г. указана площадка котельного участка цеха №16 в целом.

Перечень оборудования площади цеха №16 указан в Карте учета опасного производственного объекта по площадке цеха №16, утвержденной Дальневосточным управлением Ростехнадзора, насосная жидкого топлива указана в строках 15,16,17, 18 в виде насосов для перекачки жидкого топлива Н-1, Н-2, Н-3, Н-4 с вводом в эксплуатацию в 1995г.

Полагает, что указанные выше составные части производственного оборудования, определенные Обществом в качестве самостоятельных источников выбросов, на самом деле входят в состав того или иного оборудования, уже учтенного в Приложении №3 к Разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ №147/14 от 26.11.2014, а, следовательно, не требует самостоятельного учета в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В 2017 году по основаниям, предусмотренным действующим природоохранным законодательством РФ, Обществом заключен договор на разработку экологической документации в составе: инвентаризация выбросов и проект нормативов ПДВ.

31.12.2018 Обществу передана разработанная экологическая документация, а именно:

- Часть 1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Книга 1. Бланки инвентаризации по форме 1-воздух. Исходные данные. Том 1.1. №1517-05-2568- ПДВ.1.1;

- Часть 1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Книга 2. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от технологического оборудования цехов. Том 1.2. №1517-05-2569-ПДВ.1.2.

Такое выделение было обусловлено уточнением расчетов выбросов в связи с выходом новых Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных Приказом Минприроды от 06.06.2017 №273.

Ни Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016г. №572 не содержат указаний о сроках направления заявки об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, а также запрета на актуализацию сведений по причине изменения характеристик источников загрязнения окружающей среды до получения утвержденного проекта нормативов ПДВ и Разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, Обществом своевременно внесен в федеральный реестр объектов, как единый объект негативного воздействия, в связи с чем выделенные отдельные источники, имеющиеся на балансе у Общества по не учтенной инвентаризации 2017 года, не могут расцениваться в качестве самостоятельных объектов и не требуют самостоятельной постановки на государственный учет».

Заявка была подана в полном соответствии с ч.б ст.69.2 ФЗ №7, актуализация сведений об объекте HBOC обусловлена изменением учетных данных источников загрязнения окружающей среды - формальным выделением из существующего оборудования предприятия таких источников, которые уже были учтены на перспективное положение при получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ №147/14 от 26.11,2014г. Первоначальная заявка на актуализацию учетных сведений АО «ННК- Хабаровский НПЗ» была направлена в Департамент 27.06.2018г. (до момента составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Хабаровской межрайонной природоохранной прокуроры от 28.06.2018г.), что отражено в электронной системе ПТО УОНВОС (программно-техническое обеспечения учета объектов негативного воздействия на окружающую среду). Актуализация учетных сведений об объекте HBOC не связана с проводимой Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой, поскольку инвентаризация выбросов и проект ПДВ разработаны на перспективу получения нового Разрешения на выбросы и упорядочения учетных сведений об объекте HBOC.

Изучив доводы протеста, выслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы дела, нахожу оспариваемые прокурором решения административного органа подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.42, 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу требований ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями, то есть наделенное в установленном законом порядке распределительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно КоАП РФ состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.46 включает в себя:

1. объект правонарушения - общественные правоотношения, возникающие в сфере постановки на государственный учет в установленном законодательством порядке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

2. объективную сторону, выражающуюся в бездействии, то есть в невыполнении обязанности подачи заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

3. субъекта правонарушения, которым может быть должностное или юридическое лицо;

4. субъективную сторону, умысел или неосторожность. Неосторожность характеризуется легкомысленным расчетом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий.

Указанные обстоятельства подлежат безусловной проверке при принятии решения по данной категории дел. Таким образом, административному органу необходимо было проверить эти обстоятельства, с учетом того, что вышеперечисленное оборудование, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируется АО «ННК-Хабаровский НПЗ», должностным лицом которого является Цветков В.И.

При этом, подача заявки на регистрацию, является обязанностью, за невыполнение которой и предусмотрена ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ. Кроме того, поскольку ответственность по данной статье наступает за несвоевременную подачу заявки на регистрацию, которая исчисляется с момента начала эксплуатации оборудования, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, безусловному выяснению административным органом подлежит установление даты начала эксплуатации данного оборудования.

Согласно статье 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст. 16 Закона N 7-ФЗ относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

Пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 21 Федерального закона №2202-1 определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемым ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу пункта 2.3 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 г. №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» природоохранным прокурорам в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации предоставлены полномочия осуществлять, в частности, надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам.

Как установлено судом,АО «ННК-Хабаровский НПЗ» на основании свидетельства о государственной регистрации права от 14.02.2014 №27-АВ 97242 принадлежит производственный комплекс в виде нефтеперерабатывающего завода, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (л.д.74).

Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу АО «ННК Хабаровский НПЗ» выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 11.11.2016 года 11/59-5555, с присвоением ему кода № 08-0108-000052-П объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду первой категории (л.д.72-73).

Приказом генерального директора АО «ННК-Хабаровский НПЗ» от 21.06.2014 г. на должность заместителя генерального директора – начальника управления ПБ, ОТ и ОС АО «ННК-Хабаровский НПЗ» назначен Цветков В.И. (л.д.147).

Согласно п. 2.3 Должностной инструкции, утвержденной генеральным директором АО «ННК-Хабаровский НПЗ» Карпенко Ф.В. 26.12.2017 г., следует, что начальник управления ПБ, ОТ и ОС АО «ННК-Хабаровский НПЗ» организовывает работу по промышленной, пожарной, газовой безопасности, охране труда и окружающей среды в соответствии с действующим законодательством, нормами и правилами, руководящими документами и положениями, действующей в АО «ННК-Хабаровский НПЗ» системой управления охраной труда, системой управления промышленной безопасностью (л.д.150-151).

В соответствии с п.2.5 Должностной инструкции, начальник управления обязан в целях осуществления производственного контроля организовывать, в том числе, контроль за наличием лицензий, сроком и условий их действия, наличием Декларации промышленной безопасности на эксплуатацию опасных производственных объектов.

С Должностной инструкцией начальник управления ПБ, ОТ и ОС АО «ННК-Хабаровский НПЗ» Цветков В.И. ознакомлен 26.12.2017 г., что подтверждается листом ознакомления (л.д.152).

При проверке представленной экологической документации предприятия – инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (2017 года), установлено, что перечисленные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу имеют свои инвентарные номера, в том числе:

- сплиттер нафты (установка № 2 ЭЛОУ-АВТ, цех № 8) имеет номер 6088,

- печь П-402 (установка № 4, секция риформинга) - № 0306,

- танк ПСГ (установка № 9 АГФУ) - № 6060,

- компрессорная (установка № 12, факельная) - № 0083,

- насосная присадок (сырьевой парк, цех № 5) - № 0311,

- насосная гидроочистки ГО, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 6090,

- насосная гидрокрекинга ГК, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 6091,

- насосная присадок, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 0310,

- узел слива МТБЭ, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 0312,

- насосная жидкого топлива (цех № 16 котельный участок) - № 6089.

При этом сплиттер нафты согласно инвентаризации, является источником выбросов таких веществ, как углеводороды предельные С1-С5 в объеме 0,048028 тонн в год, смесь углеводородов предельных С6-С10 в объеме 0,036750 т/г, бензол 0,000230 т/г, диметилбензол (ксилол) в объеме 0,000085 т/г, метилбензол (толуол) в объеме 0,000153 т/г, алканы С 12-С 19 в объеме 0,349737 т/г;

- печь-402 является источником выбросов таких веществ, как азота диоксид (азот (IV) оксид) в объеме 0,371546 т/г, азот II (оксид) (азота оксид) в объеме 7,430956 т/г, сера диоксид - ангидрид сернистый в объеме 20,782065 т/г, углерод оксид в объеме 10,456412 т/г, метан в объеме 1,698500 т/г, мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете в анадий) в объеме 0,002468 т/г;

- танк ПСГ является источником выбросов таких веществ, как углеводороды предельные С1-С5 в объеме 1,447197 т/г;

- компрессорная является источником выбросов таких веществ, как углеводороды предельные С1-С5 в объеме 0,563092 т/г, смесь углеводородов предельных С6-С10 в объеме 0,181127 т/г, бензол в объеме 0,001134 т/г, диметил бензол (ксилол) в объеме 0,000420 т/г, метилбензол (толуол) в объеме 0,000756 т/г;

- насосная присадок (№ 0310) является источником выбросов таких веществ, как алканы С 12-С 19 в объеме 0,763868 т/г;

- насосная гидроочистки является источником выбросов таких веществ, как алканы С12-С19 в объеме 0,803717 т/г;

- насосная гидрокрекинга является источником выбросов таких веществ, как алканы С12-С19 в объеме 0,803717 т/г;

- насосная присадок (№ 0311) является источником выбросов таких веществ, как алканы С12-С19 в объеме 0,763868 т/г,

- узел слива МТБЭ является источником выбросов таких веществ, как метил трет бутиловый эфир в объеме 0,057900 т/г;

- насосная жидкого топлива является источником выбросов таких загрязняющих веществ, как алканы С 12-С 19 в объеме 0,999153 т/г.

Как установлено в ходе проведения прокурорской проверки, в нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», вышеперечисленные источники в разрешении от 26.11.2014 № 147/14 не указаны, то есть эксплуатируются без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выбросы вредных (загрязняющих) веществ не учтены, предельно допустимые выбросы для загрязняющих веществ не установлены, в проекте ПДВ указанные источники также отсутствуют, соответственно, производственный контроль выбросов за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводится.

При проведении прокурорской проверки истребовано объяснение от 29.06.2018 г. заместителя генерального директора - начальника управления ПБ ОТ и ОС АО «ННК Хабаровский НПЗ» Цветкова В.И., из которых следует, что источник сплиттер нафты № 6088 (установка № 2 ЭЛОУ-АВТ, цех № 8) учтен в источнике № 6002 - (учтен в проекте ПДВ 2014 года). Печь П-402 (установка № 4, секция риформинга) №0300 введена взамен печи П-2 источник № 0021 (учтен в проекте ПДВ 2014 года). Танк ПСГ (установка № 9 АГФУ) № 6060 - не изменился (учтен в проекте ПДВ 2014 года), Компрессорная (установка № 12, факельная) № 0083, данный источник включен в состав объекта Аппартаный двор под номером 7074 (учтен в проекте ПДВ 2014 года). Насосная присадок (сырьевой парк, цех № 5) № 0311, данный источник учтен в ПДВ 2014 за № 0097 объекта - Насосная реагентного хозяйства. Насосная гидроочистки ГО (реагентное хозяйство, цех № 5) № 6090 - учтен в источнике № 7066 оборудование ГКГО. Насосная гидрокрекинга ГК, реагентное хозяйство (цех. № 5) № источник 6091 - учтен в источнике под № 7066 оборудование ГКГО (учтен в проекте ПДВ 2014 года). Насосная присадок реагентное хозяйство (цех № 5) источник № 0310 — учтен в источнике № 0097 – Насосная реагентного хозяйства.

Узел слива МТБЭ, реагентное хозяйство (цех № 5) № 0312 - учтен в источнике №0303 насосная реагентного хозяйства (учтен в проекте ПДВ 2014 года). Насосная жидкого топлива (цех № 16 котельный участок) № 6089 - учтен в источнике № 6081 котельный участок (учтен в проекте ПДВ 2014 года) (л.д.153-154).

В судебном заседании Цветков В.И. доводы, изложенные в вышеприведенных объяснениях, подтвердил, дополнил, что вышеприведенные источники не являются самостоятельными объектами, подлежащими постановке на учет, поскольку входят в площадные объекты, поставленные в установленном законом порядке на государственный учет. Документально инвентаризация, проведенная в 2017, на которую ссылается прокурор, не утверждена, является черновой, проводилась с целью актуализации всех источников выбросов, необходима была для того, чтобы своевременно подготовить документы для получения в 2019 году разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку срок действия разрешения № 147/14, выданного предприятию 26.11.2014 на 5 лет, заканчивается. Законодательство не предусматривает срока направления в регистрирующий орган информации об актуализации сведений об указанных источниках, имеющихся на одном площадном объекте. Проектировщики данные источники выделили отдельно, в связи с чем, им были присвоены самостоятельные инвентаризационные номера. Вместе с тем, данные источники самостоятельными объектами не являются, поэтому оснований для подачи в отношении них заявки как на самостоятельные объекты не имелось, соответственно, Цветковым В.И. не было допущено нарушений, которые ему инкриминируются прокурором.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

С учетом доказательств, имеющихся в материалах административного дела, доводов изложенных административным органом в оспариваемых решениях, приведенных прокурором, лицом, привлекаемым к административной ответственности, его защитником в судебном заседании, в их совокупности, судья полагает вывод административного органа об отсутствии в действиях должностного лица – заместителя генерального директора – начальника управления ПБ, ОТ и ОС АО «ННК-Хабаровский НПЗ» Цветкова В.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП преждевременным.

Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу, заместителем главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу указанные требования ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела в полном объеме выполнены не были.

Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу АО «ННК Хабаровский НПЗ» выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 11.11.2016 года 11/59-5555, с присвоением ему кода № 08-0108-000052-П объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду первой категории (л.д.72-73).

Как следует из положений ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет административную ответственность.

Согласно статье 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно ч.3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон вступает в силу 01.01.2015 г.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 23.12.2015 №554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» в заявке о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет должен быть указан тип объекта, а именно точечный, линейный, площадной; сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отдельных по каждому источнику в рамках объекта).

Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016г. №572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с п.2 которых государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.

Основанием для включения объектов в государственный реестр, в соответствии с п.17 Правил, является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии РФ форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, в том числе, сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат, которая направляется в территориальный орган Росприроднадзора или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

Приказом Минприроды России от 23.12.2015г. №554 утверждена форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В соответствии с п.1 раздела II формы заявителю необходимо предоставить сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отдельно по каждому источнику в рамках объекта).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее Федеральный закон N 96-ФЗ) под стационарным источником понимается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника. В свою очередь источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

Предельным допустимым выбросом является норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с пунктом 2 подраздела 1.1 раздела 1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333, все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним.

Согласно ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно пункту 8 Положения "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 года N 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Таким образом, существенным признаком определения стационарного источника объекта негативного воздействия, местоположение которого может быть определено с применением единой государственной системы координат, является прочная связь с землей или иным недвижимым имуществом или объектом, и невозможность перемещения без существенного ущерба его назначению.

Вместе с тем, уполномоченными должностными лицами административного органа, в ходе рассмотрения данного административного дела не была дана надлежащая оценка доводам прокурора и лица, привлекаемого к административной ответственности, относительно того, являются ли вышеприведенные:

- сплиттер нафты (установка № 2 ЭЛОУ-АВТ, цех № 8) имеет номер 6088,

- печь П-402 (установка № 4, секция риформинга) - № 0306,

- танк ПСГ (установка № 9 АГФУ) - № 6060,

- компрессорная (установка № 12, факельная) - № 0083,

- насосная присадок (сырьевой парк, цех № 5) - № 0311,

- насосная гидроочистки ГО, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 6090,

- насосная гидрокрекинга ГК, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 6091,

- насосная присадок, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 0310,

- узел слива МТБЭ, реагентное хозяйство (цех № 5) - № 0312,

- насосная жидкого топлива (цех № 16 котельный участок) - № 6089., имеющие самостоятельные инвентарные номера объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, подлежащими постановке на государственный учет либо они относятся к источникам загрязнения, входящими в состав объектов, на которые имеются свидетельство от 11.11.2016 № 11-59/5555 (л.д.72), разрешение № 147/14 (л.д.71), выданные в установленном законом порядке. Кроме того, данный вывод должен быть подкреплен соответствующими доказательствами, в том числе технической (проектной) документацией, документами инвентаризации, материалами соответствующих проб и испытаний и т.д., чего сделано не было.

С учетом приведенных положений закона к обстоятельствам, подлежащим выяснению при разрешении настоящего дела, также относились вопросы о том, являются ли данные объекты стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ с учетом их фактического расположения на следующих объектах :

углеводородных газов, имеет источник выбросов - компрессорную, введенную в эксплуатацию в 1981 году;

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ДФО при вынесении постановления от 02.08.2018 г. данный вопрос не разрешен, как и не разрешен этот вопрос заместителем главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ДФО при вынесении решения от 20.08.2018 г.

Поскольку оспариваемые решения не основаны на доказательствах, подтверждающих отнесение вышеуказанных установок к самостоятельным объектам, подлежащим постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, либо опровергающих данное утверждение, не возможно сделать вывод об обоснованности решения должностных лиц административного органа об отсутствии в действиях должностного лица события, инкриминируемого ему административного правонарушения.

Ссылка в опротестованных прокурором актах должностных лиц на обстоятельство постановки на учет 11.11.2016 г. АО «ННК-Хабаровский НПЗ», как совокупность объектов, объединенных единым назначением и неразрывно связанных физически, технологически и расположенных в пределах одного участка, не освобождает юридическое лицо от предоставления документов, подтверждающих соблюдение вышеуказанных требований, при рассмотрении дела об административном правонарушении, и выяснении указанных обстоятельств должностными лицами.

Судом также установлено, что Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду АО «ННК Хабаровский НПЗ» внесен в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ч.2 ст. 69.2 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Исходя из даты внесения объекта в реестр, сведения эксплуатации рассматриваемых источников должны быть внесены не позднее шести месяцев со дня начала их эксплуатации, тогда как материалы дела не содержат информации о сроках начала эксплуатации вышеприведенных источников, должностными лицами административного органа при рассмотрении дела об административных правонарушениях данная информация не была исследована.

При этом, в постановлении Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры от 28.06.2018 г. о возбуждении дела об административном правонарушении указано время совершения административного правонарушения – 30.05.2018 г. Тогда как учетные сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие, актуализированы только 09.07.2018 г. (л.д.111).

Подача заявки об актуализации сведений 27.06.2018 г., без выяснения вопроса о начале момента эксплуатации в силу закона, не является обстоятельством, свидетельствующем об отсутствии события административного правонарушения, оценка данному обстоятельству должна быть дана административным органом при принятии решения по делу.

Помимо этого, материалы дела не содержат документов, прилагаемых к заявке об актуализации указанных сведений, в связи с чем, невозможно установить основания и порядок внесения перечня вышеуказанных установок, включающих в себя источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В связи с чем, данные обстоятельства нуждаются в дополнительном исследовании и проверке.

При этом, материалы дела содержат справку Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 08.06.2018 г. ФИО8 (л.д.145-146), и справку ФИО9 (л.д.143), привлеченных Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в качестве специалистов при проведении проверки. В справке привлеченными специалистами на основании представленных АО «ННК-Хабаровский НПЗ» документов сделан вывод о том, что рассматриваемые объекты негативного воздействия на окружающую среду не поставлены на учет в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду, однако, при рассмотрении дела об административном правонарушении и его пересмотре вышестоящим должностным лицом указанные справки не исследовались.

Кроме того, в указанных справках имеется ссылка на документы, предоставленные АО «ННК-Хабаровский НПЗ» прокурору, которые в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют, а именно: инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; проект обоснования границ санитарно-защитной зоны; план мероприятий по снижению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласованный комитетом регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края письмом от 04.05.2018 №10-15-10607; план-график контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов, результаты (протоколы измерений) производственного контроля за 2018 год; график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на границе санитарно-защитной зоны, результаты (протоколы измерений) за 2018 год; документы о постановке на государственный учет установок очистки газа; разрешения на ввод в эксплуатацию блока Висбрекинга от 30.09.2013 №RU 2730100-56/13, от 21.12.2013 №RU 27301000-95/13, от 30.09.2016 №27-23-66-2016, в связи с чем, их оценка административным органом не производилась при принятии оспариваемых решений.

Отсутствие данных документов в материалах дела об административном правонарушении не позволяет объективно и в полном объеме рассмотреть дело и принять взвешенное и обоснованное решение о наличии либо отсутствии события административного правонарушения и состава административного правонарушения в действиях должностного лица АО «ННК-Хабаровский НПЗ» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

Таким образом, судья приходит к выводу о процессуальных нарушениях, допущенных должностными лицами, которые не позволили выполнить, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств, имеющих отношение к вменяемому административному правонарушению и подлежащих установлению по делам указанной категории.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение.

Поскольку должностными лицами административного органа допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, влекущие отмену постановлений, то доводы протеста по существу инкриминируемого должностному лицу АО «ННК-Хабаровский НПЗ» правонарушения не подлежат оценке при настоящем разбирательстве.

При таких фактических и правовых обстоятельствах доводы протеста первого заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора о процессуальных нарушениях, допущенных должностными лицами при рассмотрении дела об административном правонарушении, суд находит обоснованными, влекущими отмену постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ДФО от 02.08.2018 г., и решения заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ДФО от 20.08.2018 г., отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Срок привлечения к административной ответственности не истек, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год, на момент рассмотрения жалобы в суде не истек

При новом рассмотрении дела уполномоченным должностным лицам Департамента Росприроднадзора по ДФО следует устранить вышеуказанные допущенные нарушения закона, привести оценку с учетом всех обстоятельств дела, а также доказательств, на которые прокурором и лицом, привлекаемым к административной ответственности, сделана ссылка.

С учетом изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил :

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу ФИО3 от 02.08.2018 г. №08-140/2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя генерального директора – начальника управления ПБ, ОТ и ОС АО «ННК-Хабаровский НПЗ» Цветкова В.И. по ст. 8.46 КоАП и решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 от 20.08.2018 г. №01-19/4881 – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.

Протест первого заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора А.А. Абросимова считать удовлетворенным.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья /подпись/

Копия верна: Судья И.Д.Костевская