Дело № 12-333/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
05 октября 2020 года
Судья Промышленного районного суда г. Смоленска Волкова О.А., при секретаре Петровой О.А., рассмотрев жалобу Мордыкина Виталия Витальевича на постановление начальника территориального отдела УМТУ Росстандарта по Смоленской области № 212-267-Д от 25.06.2020,
Установил:
Постановлением начальника территориального отдела по Смоленской области ЦМТУ Росстандарта № 212-267-Д от 25.06.2020 первый заместитель директора-главный инженер филиала ПАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» Мордыкин В.В. признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Мордыкин В.В. обратился в суд с настоящим заявлением, в котором просит его признать незаконным и отменить, указав, что согласно обжалуемому постановлению, он по месту осуществления деятельности и в распорядительных сетях филиала ПАО «МРСК Центра»- «Смоленскэнерго» обеспечивал передачу электроэнергии без сертификата соответствия. Вместе с тем, обязательной сертификации подлежит электроэнергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. ПАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» является сетевой компанией и не производит электроэнергию, а лишь передает ее, в связи с чем, на нее не может быть возложена сертификация продукции. ГОСТ 28289-2018 не устанавливать обязанность сетевых организаций проводить сертификацию, правила данного стандарта применяются на добровольной основе. В связи с изложенным просит признать постановление начальника территориального отдела по Смоленской области ЦМТУ Росстандарта № 212-267-Д от 25.06.2020 незаконным.
В судебном заседании представители заявителя Агельяров А.В., Коротков М.В. поддержали доводы жалобы по изложенным в ней обстоятельствам, подтвердив позицию, что обязательная сертификация электроэнергии возложена на организацию ее производящую. ПАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» не производит электроэнергию, ни продает, а оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Представитель ЦМТУ Росстандарта Ковалев С.В. доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 30), указав, что заявитель является должностным лицом допустившим выпуск в обращение электроэнергии не соответствующей обязательным требованиям, в части обязательной сертификации. Заявитель является субъектом вменяемого ему правонарушения, его позиция не соответствует требованиям действующего законодательства.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Выполнение этих задач невозможно без исследования всех доказательств по делу, то есть сведений о фактах (фактических данных), на основании которых можно сделать в конечном итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой.
По общему правилу, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 1.6 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и другие обстоятельства.
Мтериалами дела установлено, что на основании приказа ЦМТУ Росстандарта № 267 от 11.03.2020 в отношении ПАО «МРСК Центра» -«Смоленскэнерго» проведена проверка в рамках государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов с целью проверки соответствия продукции техническим регламентам (л.д. 43).
В ходе проверки установлено отсутствие ПАО «МРСК Центра» -«Смоленскэнерго» сертификации электроэнергии передаваемой потребителям, о чем составлен акт проверки № 267-212 от 14.04.2020 (л.д. 37).
Согласно протоколу об административном правонарушении № 267-Д от 27.05.2020 первый заместитель директора - главный инженер филиала ПАО «МРСК Центра» -«Смоленскэнерго» Мордыкин В.В. в период с 08 час. 30 мин. 18.03.2020 до 10 час. 00 мин. 14.04.2020 в месте осуществления деятельности по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 9 (ТП-943, РУ 0,4 Кв, 1 секция и 2 секция 0,4 кВ) и в распорядительных электрических сетях не обеспечил передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах присоединённой мощности без сертификата соответствия на эту электрическую энергию, чем нарушил подлежащие применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции (электрической энергии), установленных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» в части обязательной сертификации, не соответствующей обязательным требованиям в части обязательной сертификации электроэнергии, что является нарушением ст. 28 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (л.д. 81).
Постановлением начальника территориального отдела по Смоленской области ЦМТУ Росстандарта № 212-267-Д от 25.06.2020 Мордыкин В.В. признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб. (л.д. 71).
Заявитель ссылается, что не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку законом на сетевую компанию обязанность по обязательной сертификации передаваемой электроэнергии не возложена.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Субъектом ответственности, установленной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
Заявитель является должностным лицом, занимающим должность первого заместителя директора - главным инженером филиала ПАО «МРСК Центра» -«Смоленскэнерго», на него возложена ответственность за организацию и координацию работ по управлению качеством электроэнергии, что сторонами не оспорено.
В распорядительных электрических сетях филиала ПАО «МРСК Центра» -«Смоленскэнерго», передает потребителям принятую в свою сеть электрическую энергию от точек приема до точки поставки потребителям, расположенным на территории Смоленской области в пределах присоединенной мощности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности. Территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с разделом 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 982, обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
В соответствии с пунктом 8.1 Правил проведения сертификации электрооборудования, утв. постановлением Госстандарта Российской Федерации от 16 июля 1999 года N 36 (далее - Правила N 36), обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статьей 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Согласно пункту 8.2 Правил N 36 объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться: потребителям; потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.
В соответствии с пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила N 861), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Услуги по передаче электрической энергии должны соответствовать показателям и нормам качества, установленным ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Росстандарта от 22 июля 2013 года N 400-ст.
Как усматривается из материалов дела, филиал ПАО « МРСК Центра» -«Смоленскэнерго» является территориальной сетевой организацией.
В соответствии с п.2.1 договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного 18.06.2014 между ОАО « АтомЭнергоСбыт» ( заказчик) и филиалом ОАО « МРСК Центра»- «Смоленскэнерго» ( исполнитель), исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании исполнителю.
Согласно п.3.4.1 договора исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителей, в интересах которых заключен договор, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании с соблюдением величин аварийной и технологической брони, в пределах максимальной мощности.
Заявитель не оспаривает, что передача электроэнергии потребителям производилась без сертификата соответствия.
Таким образом, в период с 08 час. 30 мин. 18.03.2020 до 10 час. 00 мин. 14.04.2020 ПАО "МРСК Центра" –«Смоленскэнерго» обеспечивало передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям и выпускало в обращение через распределительные электрические сети филиала электрическую энергию в отсутствие сертификата соответствия.
Как отражено выше Мордыкин В.В. является должностным лицом, первым заместителем директора- главным инженером филиала ПАО «МРСК Центра» -«Смоленскэнерго», на него возложена ответственность за организацию и координацию работ по управлению качеством электроэнергии, в том числе по сертификации продукции.
Деяние Мордыкина В.В. образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что к лицам, обязанным проводить сертификацию, сетевые организации не относятся, является несостоятельным. В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Поскольку филиал ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго", являясь территориальной сетевой организацией, обязано обеспечивать в точках поставки электроэнергии потребителям качество и иные параметры передаваемой энергии в соответствии с техническими регламентами, поэтому данное юридическое лицо в соответствии с приведенными выше нормами должно иметь сертификат соответствия, подтверждающий качество передаваемой электроэнергии.
Также довод о том, что ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" не относится к лицам, перечисленным в части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о незаконности обжалуемых актов. Учитывая то, что нарушение допущено сетевой организацией и непосредственным поставщиком электроэнергии для потребителей, поэтому должностное лицо правильно пришло к выводу о наличии в деянии заявителя состава указанного административного правонарушения.
Доводы жалобы не опровергают наличие в деянии заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Одновременно ссылку заявителя о добровольном применении положений о сертификации основаны на неверном понимании норм права.
К документам по стандартизации в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" относятся документы национальной системы стандартизации, общероссийские классификаторы, стандарты организаций.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 162-ФЗ установлено, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обязательная сертификация электроэнергии установлена нормами действующего законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения в жилых домах проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
Производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса, а организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, обязаны поставить потребителю электроэнергию, качество и параметры которой в точке поставки потребителя услуг должны соответствовать требованиям ГОСТ 32144-2013.
В силу п. 4.2 ГОСТ 28289-2018 обязательная сертификация электрической энергии проводится на соответствие ГОСТ 32144-2013 (пункты 4.2.1, 4.2.2), на который приведена ссылка в Информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования (далее - Информация), опубликованной на основании Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащего обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Вышеуказанными нормативными актами определено обязательное проведение сертификации электрической энергии, поставляемой потребителям, а получение сертификата не ставится в зависимость от функций компании (производства, реализация, продажа, передача и т.п.).
На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Мордыкину В.В. в пределах санкции части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
Решил:
постановление начальника территориального отдела (инспекции) по Смоленской области ЦМТУ Росстандарта от 25.06.2020 в отношении главного инженера филиала ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" Мордыкина Виталия Витальевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мордыкина Виталия Витальевича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья О.А. Волкова