ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-333/2016 от 24.11.2016 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Судья Самарского районного суда г. Самары Дерунов Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Самарский речной порт» ФИО13 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Самарский речной порт»,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо АО «Самарский речной порт» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ к штрафу в размере 131 000 рублей.

В своей жалобе заявитель просит признать постановление Государственной инспекции труда в Самарской области о назначении наказания недействительным, поскольку ФИО1, ФИО3 не являются водителя транспортного отдела, остальные водитель обеспечены надлежащим образом жилетами сигнальными 2 класса защиты, что было представлено проверяющим во время проверки. Выявленное отсутствие записи в личных карточках учета СИЗ о выдачи жилетов сигнальных 2 класса защиты в настоящее время устранены. Считает, что данное обстоятельство свидетельствует о малозначительности правонарушения и имеется возможность освобождения от административной ответственности.

В судебном заседании представитель юридическое лицо АО «Самарский речной порт», действующая по доверенности, ФИО15 доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Представители Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО14, ФИО16 в судебном заседании просили жалобу оставить без удовлетворения, поскольку АО «Самарский речной порт» обосновано привлечено к административной ответственности.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Судом установлено, что Куйбышевской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения должностными лицами АО «Самарский речной порт» требований трудового законодательства, в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить, в том числе приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии со ст. 1 ТК РФ, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

Согласно ст. 37 Конституции РФ закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, устанавливает гарантии реализации трудовых прав граждан, обеспечивает единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем.

На основании ст. 221 ТК РФ, работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сущку, ремонт и замену.

Согласно пл. 4, 12, 13, 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 N 290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных

средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника.

Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.

При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. ст.212, 221 ТК РФ, п.4 Межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г. N 357н об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (приложение №1, №4), в АО «СРП» работодатель не обеспечил приобретение и выдачу работникам за счет собственных средств, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование.

При осмотре личных карточек учета выдачи СИЗ работников ОАО «Самарского речного порта» установлено, что работники не в полном объеме обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а именно: водитель транспортного отдела ФИО1 не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты; водитель транспортного отдела ФИО2, не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты; водитель транспортного отдела ФИО3, не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты; водитель транспортного отдела ФИО4, не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты; водитель транспортного отдела ФИО5, не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты; водитель транспортного отдела ФИО6, не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты; водитель транспортного отдела ФИО7, не обеспечен жилетом синельным 2 класса защиты; водитель транспортного отдела ФИО8, не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты; водитель транспортного отдела ФИО9, не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты; ФИО10, не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты; водитель транспортного отдела ФИО11, не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты; водитель транспортного отдела ФИО12, не обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты.

Часть 4 ст. 5.27.1 предусмотрена административная ответственность юридических лиц за не обеспечение работников средствами индивидуальной зашиты.

В соответствии с п. 13 Правил, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Правилам.

Указанной формой предусмотрено на оборотной стороне личной карточки учета выдачи СИЗ внесение сведений о № сертификата соответствия или декларации, а так же % износа СИЗ при получении и возврате.

Других документов, подтверждающих исполнение работодателем своих обязанностей по организации надлежащего учета и контроля за выдачей СИЗ работникам, трудовое законодательство не предусматривает.

Типовыми нормами использования СИЗ, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты работникам», гарантированный срок, в течение которого сохраняются защитные свойства указанных СИЗ, установлен 1 год. Этот период и принят за срок носки СИЗ.

В своей жалобе представитель заявителя указывает на то, что ФИО1 и ФИО3 не являются водителя транспортного отдела, а другие водители были обеспечены жилетами 2 класса защиты и представлены во время проверки. Однако, Актом проверки соблюдения требований федерального законодательства г Самара от ДД.ММ.ГГГГ, данный факт опровергается и не вызывают сомнения в достоверности. Так, согласно личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты ФИО1 и ФИО3 состоят в должности водителей транспортного отдела. В карточках указанных лиц других отсутствует указание на выдачу жилета сигнального 2 класса защиты, что свидетельствует о том, что работодатель не организовал надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ, а также за сроками эксплуатации СИЗ, равными 12 месяцам с момента выдачи, то есть не обеспечил работников средствами индивидуальной зашиты.

Выявленные в ходе проведения внеплановой выездной проверки нарушения были отражены в Акте проверки Куйбышевской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ; постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в действиях юридического лица АО «Самарский речной порт» содержаться признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в связи с чем обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ является законными и обоснованными.

Наказание назначено в минимальный пределах санкции ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в связи с чем оснований для его снижения не имеется.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ- о привлечении к административной ответственности юридическое лицо АО «Самарский речной порт» по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ к штрафу в размере 131 000 рублей - оставить без изменения, жалобу представителя АО «Самарский речной порт» ФИО13 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.А. Дерунов