ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-334/20 от 14.08.2020 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

копия

дело № 12-334/2020

24MS0070-01-2020-001684-90

РЕШЕНИЕ

14 августа 2020 года г. Красноярск

Судья Октябрьского районного суда г. Красноярска Черных А.В., рассмотрев жалобу ТСЖ «Беларусь» на постановление мирового судьи судебного участка № 70 в Октябрьском районе г. Красноярска от 10.04.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ТСЖ «Беларусь»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 70 в Октябрьском районе г. Красноярска от 10.04.2020 года ТСЖ «Беларусь» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа на сумму 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ТСЖ «Беларусь» в лице своего защитника подало на него жалобу, в которой просил об отмене оспариваемого постановления, прекращении в отношении заявителя административного производства по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Согласно оспариваемому постановлению, ТСЖ "Беларусь" не исполнило в установленный срок (13.01.2020 года) предписание Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края N 451-пр от 08 ноября 2019 года об устранении выявленных нарушений действующего жилищного законодательства в отношении объекта жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Киренского, д. 65 и 69, а именно не представило документы об устранении нарушений требований, установленных пп. «б» п. 1, пп. «ж» п. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», выразившихся в осуществлении с 19 мая 2017 года по 30 сентября 2017 года деятельности по управлению данными МКД путем выставления к оплате собственникам помещений платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии со статьей 4 ЖК РФ правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно частям 1 и 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

По подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

Управляющая организация (лицензиат) вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом при наличии совокупности всех трех условий, а именно при условии заключения договора управления домом, выполнения требований о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Исходя из пункта 3.4. Положения от 03.04.2012 № 143-п ведение реестра лицензий Красноярского края в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства осуществляет Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

В ходе рассмотрения дела установлено, что МКД № 65 по ул. Киренского в г. Красноярске был введен в эксплуатацию 28.11.2008 года и актом приема-передачи от 15.01.2009 года передан от застройщика в управление ТСЖ «Беларусь». МКД № 69 по ул. Киренского в г. Красноярске был введен в эксплуатацию 24.12.2009 года и актом приема-передачи от 20.12.2009 года передан от застройщика в управление ТСЖ «Беларусь».

24 и 25 апреля 2017 года на основании решений, принятых собственниками помещений указанных МКД, управляющей компанией данных домов выбрано ООО УК «Хозяин». Приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края № 668-ДЛ от 19.05.2017 года оба МКД внесены в реестр лицензий ООО УК «Хозяин».

Согласно ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.

При этом в силу ч. 3 ст. 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, управляющая организация вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом и после исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий при вышеуказанных обстоятельствах.

Как следует из представленных заявителем документов, сразу же после внесения указанных выше МКД в реестр лицензии ООО УК «Хозяин», последнее обратилось в ресурсоснабжающие организации для переоформления договоров на поставку коммунальных услуг.

В то же время, определением Центрального районного суда г. Красноярска от 09.06.2017 года наложены обеспечительные меры в виде приостановления действия приказа Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края № 668-ДЛ от 19.05.2017 года, вследствие его ООО УК «Хозяин» не смог приступить к управлению домами до снятия судом обеспечения иска.

Кроме того, в Октябрьском районном суде г. Красноярска рассматривалось дело о признании незаконным протокола общего собрания собственников помещений МКД № 69 от 24.04.2017 года.

Согласно представленным заявителям материалам, ООО УК «Хозяин» не приступало к фактическому управлению многоквартирных домов №№ 65 и 69 по ул. Киренского в г. Красноярске до осени 2017 года.

Следовательно, ТСЖ «Беларусь» осуществляла деятельность по управлению указанными домами в силу положений ст. 200 ЖК РФ, что свидетельствует о необоснованности выданного Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края предписания N 451-пр от 08 ноября 2019 года

Кроме того, в качестве мероприятий, подлежащих исполнению в целях устранения нарушений, в данном предписании указано – устранить нарушение, а именно осуществление ТСЖ «Беларусь» деятельности по управлению МКД №№ 65 и 69 по ул. Киренского г. Красноярска с 19.05.2017 года по 30.09.2017 года путем выставления к оплате собственникам помещений в МКД платежных документов на оплату коммунальных услуг. Кроме того, указано на обязанность представить в Службу документы, подтверждающие исполнение предписания в срок до 14.01.2020 года.

Из акта проверки № 605-пр от 10.02.2020 года следует, что Службой проверка фактического исполнения предписания № 451-пр от 08 ноября 2019 года не проводилась, отмечено лишь, что ТСЖ «Беларусь» не представило документов, подтверждающих исполнение предписания № 451-пр от 08 ноября 2019 года.

Непредставление в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края документов, подтверждающих устранение нарушений, указанных в предписании № 451-пр от 08 ноября 2019 года, по мнению суда, не свидетельствует о наличии состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, без установления факта неустранения нарушений, указанных в предписании.

Указанное обстоятельство административным органом не установлено, проверка фактического устранения нарушений лицензионного и жилищного законодательства не проводилась.

Кроме того, из материалов дела следует, что ТСЖ «Беларусь» прекратило деятельность по управлению МКД, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Киренского, д. 65 и 69, в том числе и путем выставления к оплате собственникам помещений в МКД платежных документов на оплату коммунальных услуг еще в 2017 году (доказательств обратного не представлено), т.е. устранило нарушение законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Какие-либо иные требования предписание Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края № 451-пр от 08 марта 2019 года не содержит, а протокол об административном правонарушении от 04.03.2020 года событие вмененного правонарушения иным образом не раскрывает.

В силу ч.ч. 1, 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные обстоятельства указывают о недоказанности в бездействии ТСЖ «Беларусь» состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ТСЖ «Беларусь» на постановление мирового судьи судебного участка № 70 в Октябрьском районе г. Красноярска от 10.04.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ТСЖ «Беларусь», удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 70 в Октябрьском районе г. Красноярска от 10.04.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ТСЖ «Беларусь» отменить, производство по делу прекратить.

Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья А.В. Черных