ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-334/20 от 25.11.2020 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Рамазанова И.И. дело 7-349/2020

(в 1 инст. дело №12-334/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

25 ноября 2020 года г. Майкоп

Судья Верховного суда Республики Адыгея Панеш Ж.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий», поступившим в Верховный суд Республики Адыгея по жалобе старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 04.09.2020,

у с т а н о в и л :

19.06.2020 государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в отношении ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в соответствии с которым ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий» как субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, который наносит вред окружающей среде, не представило в установленные сроки декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, чем нарушило часть 8 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 2 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2017 №3.

На основании изложенных в протоколе об администартвином правонарушении обстоятельств, постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 29.06.2020 №08-76-42-Ф-2 ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным должностным лицом постановлением о привлечении к административной ответственности, ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий» обратилось в суд с жалобой, в которой просило изменить постановление в части назначенного административного наказания, заменив штраф на предупреждение.

Решением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 04.09.2020 постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 29.06.2020 №08-76-42-Ф-2 изменено в части назначенного административного наказания, штраф заменен на предупреждение.

В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Адыгея, старший государственный инспектор Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит указанное решение судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение. Доводы жалобы сводятся к тому, что судьей незаконно и необоснованно применены положения статьи 4.1.1 КоАП РФ в отношении ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий». Кроме того, в жалобе имеется требование о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела податель жалобы в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения защитника ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий» по доверенности ФИО3, возражавшей в судебном заседании против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Между тем, как следует из материалов дела, процессуальный срок подачи жалобы на решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 04.09.2020 старшим государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 не пропущен, поскольку обжалуемое решение судьи получено Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора 23.09.2020, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления, а жалоба подана в суд 02.10.2020, то есть до истечения, установленного законом десятидневного срока.

С учетом подачи настоящей жалобы в установленный законом срок, ходатайство подателя жалобы о восстановлении процессуального срока на подачу жалобы, рассмотрению не подлежит. Препятствий к рассмотрению жалобы по существу не имеется.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий» несвоевременно предоставило в Южное межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий» постановлением должностного лица к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ.

Судья Майкопского городского суда с выводами должностного лица о наличии в деянии общества состава данного административного правонарушения согласился.

Вместе с тем обжалуемые постановление должностного лица и судебный акт законными признать нельзя.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.

ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ за непредставление за 2019 год декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды).

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 8 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Признавая ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, должностное лицо и впоследствии судья сделали вывод о том, что, несвоевременно представив декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, общество допустило несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы.

Исходя из содержания расчета, форма и порядок заполнения и представления которого утверждены названным выше Приказом, он составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате деятельности соответствующего субъекта происходит такое воздействие на окружающую среду, которое является негативным.

Разделы формы декларации, касающиеся расчета суммы платы, подлежащей внесению в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду содержат сведения о размере платы и движения отходов, образованных в отчетном периоде для целей расчета размера платы, не являются информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем его несвоевременное представление не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ.

Таким образом, вывод должностного лица и судьи Майкопского городского суда о совершении обществом данного административного правонарушения является необоснованным.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, поскольку при проверке дела в полном объеме согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ выявлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, постановление должностного лица об административном правонарушении и обжалуемое решение судьи подлежат отмене, с прекращением производства по делу.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 29.06.2020 №08-76-42-Ф-2 и решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 04.09.2020, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Оптово-Розничный рынок «Казачий» прекратить в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея подпись Ж.К. Панеш