ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-334/2017 от 24.04.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №12-334/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 24 апреля 2017 года

Судья Ленинского районного суда г. Перми Лисовская В.В., при секретаре Чекменевой Д.М., с участием защитников ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенностей, рассмотрев жалобу ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» на постановление мирового судьи судебного участка №5 Ленинского судебного района г. Перми от 17.02.2017 года (мотивированное постановление изготовлено 20.02.2017) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1»,

У С ТА Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Перми от 17.02.2017 года (мотивированное постановление изготовлено 20.02.2017) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 ч.1 КоАП РФ, а именно: Уральским филиалом Академии, расположенным по адресу: <Адрес>, допущены нарушения требований, установленных пунктами 9, 10 Правил оказания платных образовательных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (далее - Правила оказания платных образовательных услуг), частью 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (далее - Правила размещения), пунктом 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предстaвления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.20114 № 785 (далее Требования к сайту), а именно: филиал лицензиата до заключения договора и в период его действия не предоставляет заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, официальный сайт филиала лицензиата, размещенный по адресу httр://агtасаdеmу.регm.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не соответствует следующим

установленным требованиям:

- пункта 3.3 Требований к сайту - главная страница подраздела «Документы» не содержит: локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно коллективный договор; документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

- пункта 3.4 Требований к сайту - подраздел «Образование» не содержит информацию для каждой образовательной программы о направлениях и результатах научной (научноисследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования); о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;

- пункта 3.7. Требований к сайту - главная страница подраздела «Материальнотехническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» не содержит информацию о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о средствах обучения и воспитания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;

- подпункта «к» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договорах на обучение по образовательным программам высшего образования, заключенных в 2015, 2016 годах, с ИОС, КРЛ, ЛИВ, ХОЕ, ШАБ, отсутствует указание вида образовательной программы.

Мировым судьей ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 рублей.

ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» обратилось в суд с жалобой об отмене указанного постановления, как незаконного и необоснованного. Относительно вменения нарушения п. 3.3 Требований к сайту указали, что указанные документы на момент проведения проверки были размещены на сайте филиала Академии в отдельном подразделе «Платные образовательные услуги». Данный подраздел должен быть на сайте в соответствии с пунктом 3.9 Требований к сайту. Подраздел должен содержать полную информацию о порядке оказания платных образовательных услуг и быть удобен для поиска необходимой информации третьим лицам. Относительно вменения нарушения п. 3.4 Требований к сайту указали, что информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования) на сайте филиала Академии на момент проверки была размещена в подразделе «Научный процесс», а информация о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления была размещена в разделах «Абитуриенту», «Студенту». Считают, что данные документы размещены в более удобных для поиска разделах, отражающих сущность информации. Относительно вменения нарушения п. 3.7 Требований к сайту - указанная информация была размещена на сайте на момент проверки в данном разделе, но представлена была в виде текса. В настоящее время данный текст на сайте систематизирован, данные вопросы выделены отдельными заголовками. Отмечают, что в соответствии с пунктом 11 Правил оказания платных образовательных услуг информация, предусмотренная пунктами 9, 10 Правил оказания платных образовательных услуг, за которые наступает ответственность по ч. 1 ст. 19.30, предоставляется исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала Академии, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, в данном случае в Правилах оказания платных образовательных услуг не говорится о том, что данная информация должна быть размещена на официальном сайте исполнителя в соответствии с Требованиями к сайту. Здесь имеет место быть не нарушение Правил оказания платных образовательных услуг, как указано в протоколе об административном правонарушении, а замечания к требованиям сайта образовательной организации. Относительно вменения нарушения подп. «к» п.12 Правил оказания платных образовательных услуг считают, что не указание вида образовательной программы не нарушает права и интересы обучающихся, иных заказчиков, все студенты филиала Академии обучаются по образовательным программам высшего образования. Данное замечание филиалом Академии незамедлительно было устранено. При этом отмечают, что данная информация является открытой и доступной для неопределенного круга лиц (все реализуемые образовательные программы размещены на официальном сайте филиала Академии, информационном стенде приемной комиссии, информационной доске на 1 этаже филиала Академии) и не нарушает права и интересы обучающихся, иных заказчиков. Считают, что указанные в обжалуемом постановлении нарушения лицензионных требований в отношении филиала Академии, хоть и формально содержат признаки состава административного правонарушения, но фактически не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, деяние не представляет большой, да и вообще какой либо иной опасности для охраняемых законом прав, интересов студентов, заказчиков, иных третьих лиц, филиала Академии, отсутствуют обстоятельства отягчающие административную ответственность; административное правонарушение имеет разовый, кратковременный характер и не повлекли никаких последствий, указанных частью 11 статьи 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В связи с чем просят освободить филиал Академии от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Защитники ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» в судебном заседании на доводах жалобы настаивали, просили удовлетворить жалобу, освободить филиал Академии от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц о времени и месте рассмотрения жалобы, судья полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.

Выслушав участников процесса, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Правила оказания платных образовательных услуг, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706, определяют порядок оказания платных образовательных услуг.

Согласно указанным правилам, "недостаток платных образовательных услуг" - несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы) (п. 2).

Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 9).

Исполнитель обязан довести до заказчика. информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 10).

Согласно статье 29 ФЗ «Об образовании», образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" (ч. 1).

Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

1) информации: а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; б) о структуре и об органах управления образовательной организацией; в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; д) о языках образования; е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии); ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии); з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы; и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся); к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования); л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления; м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц); н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии; п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; с) о трудоустройстве выпускников;

2) копий: а) устава образовательной организации; б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

4.1) документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования;

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).

Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3).

Аналогичные требования содержатся в п. 3-6 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 582.

Согласно п. 8 Правил размещения, информация, указанная в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

В соответствии с пунктом 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785, специальный раздел должен содержать, в том числе, следующие подразделы:

Подраздел "Документы".

На главной странице подраздела должны быть размещены следующие документы:

а) в виде копий: устав образовательной организации; лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями); план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетные сметы образовательной организации; локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 ст. 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора; б) отчет о результатах самообследования; в) документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных; образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; г) документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования; д) предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний (пп. 3.3).

Подраздел "Образование".

Подраздел должен содержать информацию о реализуемых уровнях образования, о формах обучения, нормативных сроках обучения, сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), об описании образовательной программы с приложением ее копии, об учебном плане с приложением его копии, об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии), о календарном учебном графике с приложением его копии, о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о языках, на которых осуществляется образование (обучение). Обрaзoвательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы. Образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы, дополнительно, для каждой образовательной программы указывают: а) уровень образования; б) код и наименование профессии, специальности, направления подготовки; в) информацию: о направлениях и результатах научной (научноисследовательской) деятельности и наyчно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования); о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления (пп. 3.4).

Подраздел "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса".

Главная страница подраздела должна содержать информацию о материальнотехническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов cпорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся (пп. 3.7).

Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» договор об образовании заключается в простой письменной форме между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица).

В соответствии с пп. «к» п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг, договор заключается в простой письменной форме и содержит сведения о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности).

Материалами дела установлено, в ходе внеплановой документарной проверки, проводившейся ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 по адресу: <Адрес>, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.11.2016 в части Уральского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1», расположенного по адресу: <Адрес>, установлено, что Уральским филиалом Академии в ходе осуществления платной образовательной деятельности были допущены нарушения обязательных требований к ведению образовательной деятельности, перечисленные выше, выразившиеся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг.

По факту выявленных нарушений в отношении ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» 12.01.2017 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который признан мировым судьей относимым, допустимым, достоверным, процессуальных нарушении при его вынесении не выявлено.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей, а также в ходе рассмотрения жалобы судьей районного суда фактически защитники Академии признали факты того, что на сайте Академии:

-в подразделе «Документы» не была размещена информация, предусмотренная п. 3.3 Требований к сайту, перечисленная выше, а именно: документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе. Как указали защитники Академии, указанная информация была размещена на сайте в подразделе «Платные образовательные услуги»;

- в подразделе «Образование» не была размещена информация, предусмотренная п. 3.4 Требований к сайту, перечисленная выше. Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организации высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования) была размещена в подразделе «Научный процесс». Информация о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления, была размещена в подразделах «Абитуриенту», «Студенту».

Также мировым судьей установлено, что на сайте Академии в подразделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» не была размещена информация, предусмотренная п. 3.7 Требований к сайту, перечисленная выше. Доводам защитника Академии о том, что указанная информация была размещена на сайте в виде текста, мировым судьей дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки не имеется.

Кроме того, мировым судьей обоснованно было исключено из протокола об административном правонарушении из числа нарушений указание на не размещение коллективного договора на сайте Академии, поскольку в судебном заседании установлено, что коллективный договор в филиале не заключался.

Вместе с тем, судья не может согласиться с выводом мирового судьи о виновности ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» в нарушении подпункта «к» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договорах на обучение по образовательным программам высшего образования, заключенных в 2015, 2016 годах, с ИОС, КРЛ, ЛИВ, ХОЕ, ШАБ, отсутствует указание вида образовательной программы, поскольку он сделан без учета следующего.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В силу вышеприведенных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5, при выявлении нарушений, связанных с заключением договоров, необходимо исходить из того, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня, следующего за днем заключения договора. Принимая во внимание, что договоры, в которых были выявлены нарушения, заключены юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ с ИОС, ДД.ММ.ГГГГ с КРЛ, ДД.ММ.ГГГГ с ЛИВ, ДД.ММ.ГГГГ с ХОЕ, ДД.ММ.ГГГГ с ШАБ, то предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения за указанные нарушения истек соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Изложенное свидетельствует о том, что срок давности привлечения ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» к административной ответственности истек до момента проведения проверки 22.12.2016 года и составления протокола об административном правонарушении 12.01.2017 года.

Однако данное обстоятельство не было принято во внимание мировым судьей при вынесении ДД.ММ.ГГГГ постановления о назначении ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» административного наказания. В указанной части дело рассмотрено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, хотя после истечения этого срока вопрос об ответственности должностного лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не мог.

В связи с чем вмененное нарушение в указанной части подлежат исключению из постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в отношении ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ.

Иные вменяемые юридическому лицу нарушения, выразившиеся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг, выявленные в ходе внеплановой документарной проверки, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» в части Уральского филиала, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1»; копией акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ; копией лицензии с приложениями; распечатками снимков экрана компьютера с открытыми страницами официального сайта Академии, а именно подразделов «Документы»; «Образование», «Материально-техническое обеспечение и оснащенность»; экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, составленным экспертом МДР; письменными пояснениями представителя Академии ФИО2, а также приложениями к нему, иными материалами дела.

Указанные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, а также подтверждающие принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в сфере образования, не представлено. Кроме того, указанные нарушения фактически защитниками юридического лица в судебном заседании не оспаривались.

Таким образом, фактически уральским филиалом академии были нарушены обязательные для исполнения Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785, то есть вопреки указанным Требованиям, установлена иная структура официального сайта. Нарушение указанных требований, исходя из смысла приведенных выше правовых норм, является нарушением правил оказания платных образовательных услуг и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ.

При вынесении постановления мировой судья в указанной части принял во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определил фактические и юридически значимые обстоятельства и указал обоснованную правовую мотивировку о виновности ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 ч.1 КоАП РФ.

Действия юридического лица ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» правильно квалифицированы мировым судьей по ч.1 ст.19.30 КоАП РФ.

Доводы жалобы заявителя направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы мировым судьей при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку, правильность которой сомнений не вызывает.

Ссылка защитников на то, что данные нарушения являются формальными, поскольку не влекут нарушения прав обучающихся и каких-либо иных неблагоприятных последствий, а, следовательно, вменяемое административное правонарушение может быть признано малозначительным, равным образом не может быть принята во внимание.

В соответствии с разъяснением, изложенным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем совершенное ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку обстоятельства его совершения свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий правонарушения, а в игнорировании ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» требований российского законодательства в сфере образования.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Кроме того, норма статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающая возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершения правонарушения, не является императивной. Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, мировым судьей не выявлены.

Учитывая указанные выше нормы закона, позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 -П, суд считает, что основания для признания вменяемого правонарушения малозначительным отсутствуют.

Постановление вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, административное наказание в виде штрафа назначено с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере половины от минимально определенного санкцией нормы части 1 статьи 19.30 КоАП РФ, оснований для признания назначенного юридическому лицу административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости не имеется. Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.

Нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении мировым судьей не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Перми от 17.02.2017 года (мотивированное постановление изготовлено 20.02.2017) в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключив из постановления указание на нарушение юридическим лицом подпункта «к» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, а именно отсутствие указания вида образовательной программы в договорах на обучение по образовательным программам высшего образования, заключенных в 2015, 2016 годах, с ИОС, КРЛ, ЛИВ, ХОЕ, ШАБ, в остальной части постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества ФИО1» - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья: <данные изъяты> В.В. Лисовская

<данные изъяты>