ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-335/17-7-127К от 17.07.2017 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья: Степанова Ю.Н. Дело № 12-335/2017-7-127К

РЕШЕНИЕ

17 июля 2017 года г. Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда (<...>) ФИО1, при секретаре Григорьевой Ю.С., с участием ФИО2, ее защитников Трофимовой Н.Ф. и Лукиной К.В., а также <...> Управления Феде­ральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело­века по Новгородской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу ФИО2 на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 23 мая 2017 года, которым

постановление № <...>, вынесенное <...> года заместителем руководителя Управления Феде­ральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело­века по Новгородской области <...> в отношении должностного лица - <...> ООО «Грейп-Маркет-Сити» ФИО2 о привлечении к административной ответственности за совершение администра­тивного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ и на­значении наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей оставлено без изменения,

установил:

<...> года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзо­ра, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области <...> в отношении должностного лица - <...> ООО «Грейп-Маркет-Сити» (далее – Общество) ФИО2 составлен протокол об административ­ном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

По жалобе ФИО2 судьей районного суда принято указанное выше решение.

В жалобе в порядке пересмотра, поданной в Новгородский областной суд, ФИО2­ просит об отмене постановления и решения судьи районного суда в части, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения в указании на этикетке потребительской упаковки (бутылке) коньяка ссылки на ГОСТ 13741-91, являющийся межгосударственным стандартом.

Проверив материалы дела, нахожу, что срок подачи жалобы на решение судьи районного суда ФИО2 не пропущен.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, поддержанной ФИО2 и ее защитниками, заслушав объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области ФИО3, полагавшую привлечение ФИО2 к административной ответственности законным и обоснованным, оснований к удовлетворению жалобы не усматриваю.

Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), а также иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральный закон устанавливает обязанность соответствия алкогольной продукции государственным стандартам до принятия соответствующих технических регламентов.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 на­стоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 171- ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Рос­сийской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной про­дукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребитель­ской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алко­гольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обя­зательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке исполь­зования; содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием эти­лового спирта не более 7 процентов объема готовой продукции в 100 миллилитрах данной продукции и в объеме потребительской тары; вреде употребления алкоголь­ной продукции для здоровья.

Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потре­бителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным спо­собом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Статьей 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пище­вая продукция в части ее маркировки» предусмотрено, что пищевая продукция вы­пускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему Техни­ческому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руко­водителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области от <...> года №<...>, изданного во исполнение приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от <...> года №<...> «О проведении внеплановых проверок розничной продажи спиртосо­держащей продукции», должностным лицом указанного административного органа в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка по месту осуществления деятельности в мини-баре по адресу: г. <...>.

По итогам проверки составлен акт №<...> от <...> года, согласно которо­му <...> года в <...> часов <...> минут должностным лицом Общества - <...> ФИО2 в мини-баре, расположенном по адресу: <...>, допущено нарушение пункта 3 статьи 11 Федерального закона №171-ФЗ, выра­зившееся в обороте (розничной продаже) алкогольной продукции <...>, с недостоверной информацией о государственном стандарте, тре­бованиям которого должна соответствовать продукция (коньяк).

Так, на этикетках потребительской упаковки (бутылке) указан нормативно-технический документ ГОСТ 13741-91, по которому изготовлена и может быть иден­тифицирована продукция, действие которого завершено 01 января 2002 года. Исходя из даты изготовления коньяка – <...> года и маркировки продукции единым знаком об­ращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС), про­дукция должна соответствовать требованиям ГОСТ 31732-2012 «Коньяк» Общие тех­нические условия», дата введения которого в действие – 01 июля 2013 года. Кроме того, маркировка коньяка не содержит пиктограммы и символы, предусмотренные требо­ваниями пунктов 1 и 2 статьи 6 ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», в соответствии с приложением 4: рисунок 1 - упаковка, предназначенная для контакта с пищевой про­дукцией; рисунок 4 - возможность утилизации использованной упаковки - петля Ме­биуса.

На основании изложенного должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что Обществом при продаже товаров допущено нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продук­ции.

Вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отно­шении должностного лица - <...> Общества ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ и привлечения к административной ответственности.

Факт совершения ФИО2 указанного административного правонару­шения наряду с протоколом об административном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении плановой вы­ездной проверки от <...> года № <...>; актом проверки № <...> от <...> года; должностной инструкцией <...> ООО «Грейп-Маркет-Сити», приказом о назначении на должность от <...> года, оце­ненными должностным лицом административного органа и судьей районного суда в совокупности с другими материалами дела об административном право­нарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что указание на этикетке бутылки коньяка недействующего нормативно-технического документа – ГОСТа 13741-91 не образует состава административного правонарушения, являлись предметом оценки судьи районного суда и во внимание им не приняты по мотивам, приведенным в решении.

Принимая во внимание требования закона к информации, сопровождающей алкогольную продукцию, указание на ней недействующего стандарта, требованиям которого должна соответствовать алкогольная продукция, свидетельствует о предоставлении потребителю недостоверной информации, что законодательству о защите прав потребителей не соответствует.

Действительно, постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 27 июня 2000 года № 166-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта» ГОСТ 13741-91 отменен с 1 января 2002 года на территории Российской Федерации. Вместе с тем с 1 июля 2013 года в Российской Федерации действует ГОСТ 31732-2012, являющийся также межгосударственным стандартом, введенным в действие в РФ в качестве национального стандарта, а значит, он обязателен для применения в том числе и иностранными производителями алкогольной продукции.

Если рассматривать информацию о нормативно-техническом документе в качестве дополнительных сведений, которые могут быть указаны в маркировке упакованной пищевой продукции согласно подпункту 3 пункта 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», как на это указано в жалобах, то и в данном случае указание недействующего ГОСТа свидетельствует о нарушении установленных требований к информации об алкогольной продукции, поскольку сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, указанные как дополнительные, содержат недостоверную информацию.

Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответствен­ности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установ­ленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений КоАП РФ и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рас­смотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

В отсутствие таких нарушений, оснований для отмены или изменения состояв­шегося по делу постановления не имеется.

При таких обстоятельствах, жалоба ФИО2 не содержит правовых ар­гументов, которые бы могли повлечь отмену или изменение обжалуемых постановления и решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 23 мая 2017 года оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья Новгородского

областного суда ФИО1