ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-335/19 от 08.08.2019 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Мировой судья Михалева И.С. Дело №12-335/2019

РЕШЕНИЕ

08 августа 2019 года г. Ижевск

Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Пашкина О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. – Пономаревой О.В., действующей на основании доверенности, на постановление мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г. Ижевска от 17 июня 2019 года о привлечении главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г. Ижевска от 17 июня 2019 года глава Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьев О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Защитником Пономаревой О.В. подана жалоба, в которой заявитель просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. состава административного правонарушения либо его малозначительностью.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, глава Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьев О.Н. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ч. 2 ст. 25.1, ст. 30.6 КоАП РФ судья рассмотрел дело в отсутствие Бекмеметьева О.Н.

Защитник Бекмеметьева О.Н. – Корытцев А.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Бекмеметьева О.Н. состава административного правонарушения, поскольку жалоба ЦС РОО «ОСВОД в УР» подлежала рассмотрению в порядке, установленном для обжалования решений по результатам оказания муниципальной услуги, а не в рамках закона о порядке рассмотрения обращений.

Помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска Ивановский А.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы защитника.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив жалобу защитника, будучи не связанной с ее доводами, исследовав обстоятельства дела, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ послужили обстоятельства, выявленные в ходе проведения прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска проверки исполнения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан по факту того, что Бекмеметьев О.Н., являясь должностным лицом - главой Муниципального образования «Город Ижевск», своевременно и по всем вопросам не направил ответ на письменное обращение председателя ЦС РОО «ОСВОД в УР» Черникова В.Г. от 12 февраля 2019 года <номер>.

Мировой судья, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о квалификации действий главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. по ст. 5.59 КоАП РФ.

Вместе с тем, с такими выводами мирового судьи согласиться нельзя.

Административная ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ наступает за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данным нормативным правовым актом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1), при этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2).

Как следует из обращения председателя ЦС РОО «ОСВОД в УР» Черникова В.Г. от 12 февраля 2019 года <номер>, заявитель просит провести проверку законности действий Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска и отменить принятое решение об отказе в предоставлении разрешения на использование земельного участка под водно-спасательный объект с элементами рекреации от 17 января 2019 года.

Указанному обращению предшествовало обращение председателя ЦС РОО «ОСВОД в УР» Черникова В.Г. к главе Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьеву О.Н. с заявлением от 21 декабря 2018 года о выдаче разрешения на размещение водно-спасательного объекта в границах кадастрового квартала <адрес>, сроком на 20 лет.

Решением Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 17 января 2019 года <номер> в предоставлении ЦС РОО «ОСВОД в УР» разрешения на размещение водно-спасательного объекта на землях неразграниченной государственной собственности по указанному адресу отказано.

Несогласие с этим решением послужило основанием для обращения председателя ЦС РОО «ОСВОД в УР» Черникова В.Г. с жалобой от 12 февраля 2019 года <номер>.

Согласно п. 1 ст. 39.34, п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также размещения на них нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, регулируется настоящим Кодексом, Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 №1244, постановлением Правительства УР от 24.08.2015 №417 «О порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута».

Исходя из п. 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного постановлением Правительства УР от 24.08.2015 №417, размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута осуществляется на основании разрешений на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее - разрешение), выдаваемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 8 названного Положения, если представленные заявление и приложенные к нему документы соответствуют по составу и содержанию требованиям, указанным в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, то уполномоченным органом в течение 25 дней, а по объектам, указанным в пункте 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, в течение 8 рабочих дней со дня поступления заявления принимается решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения.

Пунктом 13 этого же Положения регламентирован порядок обжалования решения об отказе в выдаче разрешения. В частности, решение уполномоченного органа об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, распоряжением Администрации г. Ижевска от 30.12.2011 №510 утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией города Ижевска.

Выдача разрешения на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута осуществляется органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута» в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации г. Ижевска от 16.12.2016 №422.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регламентированы Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, а также организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников, урегулировано главой 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы, в том числе сроках ее рассмотрения, установлены статьей 11.2 названного Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в п. 5.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута», утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска от 16.12.2016 №422, в соответствии с которым заявители - получатели муниципальной услуги имеют право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления муниципальной услуги, действий или бездействия специалистов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, путем обращения лично или направив письменное обращение Главе города Ижевска.

Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Глава города Ижевска принимает решение об удовлетворении требований получателя муниципальной услуги либо об отказе в удовлетворении жалобы.

Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю (п. 5.1.1 Административного регламента).

С учетом приведенных правовых норм судья приходит к выводу, что положения Земельного кодекса Российской Федерации и вышеназванных подзаконных актов, а также Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривают специальное правовое регулирование отношений, связанных, в частности, с условиями и порядком рассмотрения заявления о выдаче разрешения на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута, обжалования принятого по результатам рассмотрения такого заявления решения уполномоченного органа, а также порядка и сроков оказания муниципальной услуги, в том числе подачи жалобы на решение по результатам предоставления такой услуги.

Учитывая, что обращение председателя ЦС РОО «ОСВОД в УР» Черникова В.Г. содержало конкретные требования о проверке законности действий Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска и отмене решения об отказе в предоставлении разрешения на использование земельного участка под водно-спасательный объект с элементами рекреации от 17 января 2019 года, то оно подлежало рассмотрению главой города в вышеприведенном порядке, установленном специальными правовыми нормами.

Указанное обстоятельство является юридически значимым при рассмотрении настоящего дела, поскольку исключает применение положений Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в силу прямого указания об этом в статье 1 названного Федерального закона и, соответственно, наличие в действиях главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.

Доводы защитника Корытцева А.Е. в указанной части, приведенные в судебном заседании, заслуживают внимания.

Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Учитывая, что в действиях главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении него подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г. Ижевска от 17 июня 2019 года о привлечении к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Вопрос о переквалификации действий главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. или о направлении дела мировому судье на новое рассмотрение не подлежит рассмотрению, поскольку истечение установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу защитника главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. – Пономаревой О.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г. Ижевска от 17 июня 2019 года о привлечении главы Муниципального образования «Город Ижевск» Бекмеметьева О.Н. к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья Пашкина О.А.