ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-335/20 от 28.01.2021 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 21-16/2021 (в суде первой инстанции дело № 12-335/2020)

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

28 января 2021 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев жалобу представителя Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» Финютиной Е.В. на решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 08 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Щучинова Л.В. от 01 октября 2020 года МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Горно-Алтайска» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 08 декабря 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

Представитель Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» Финютина Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой на указанное решение, указывая на его незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что при вынесении постановления не установлено наличие события административного правонарушения. Наличие свалок, которые складируются на не специальных оборудованных площадках, не соответствует действительности, так как не на всех адресах, указанных в постановлении должностного лица установлены контейнерные площадки для накопления, в том числе раздельного накопления твердых коммунальных отходов. МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» не могло осуществить действие (бездействие), посягающее на объект вменяемого административного правонарушения по несуществующим адресам расположения контейнерных площадок. Согласно постановлению по делу об административном правонарушении Управлением нарушены нормы ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.4, 2.10, 2.11 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», однако они являются общими и не охватываются описанием в постановлении состава правонарушения, выразившегося в складировании крупногабаритных отходов на не специально оборудованных для этого площадках. Региональным оператором ООО «Коммунальщик» допущено бездействие по уведомлению Управления о складировании твердых коммунальных отходов.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» накопление крупно-габаритных отходов должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В соответствии с п. 2.10 СанПиН 2.1.7.3550-19 территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КГО после погрузки ТКО в мусоровоз, а также в случае загрязнения - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующими субъектами от отходов.

Согласно требованиям п.2.11 СанПиН 2.1.7.3550-19 обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.

В силу п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Приведенные правовые нормы относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

Как следует из постановления должностного лица нарушения требований санитарного законодательства выявлены на территории г. Горно-Алтайска.

В силу ч. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Город Горно-Алтайск» (далее Устав) город Горно-Алтайск Республики Алтай – муниципальное образование, наделённое статусом городского округа, на территории которого осуществляется местное самоуправление.

Согласно ч. 1 ст. 8 Устава к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п.16); участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 28).

В соответствии с Положением о Муниципальном учреждении «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» (далее – Положение), утвержденного Решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 22.12.2016 года № 35-10, Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» (далее - Учреждение) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Горно-Алтайска с правами юридического лица, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, охраны окружающей среды, благоустройства, муниципального лесного контроля, муниципального жилищного контроля, транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» (далее – городской округ), правовое регулирование в установленной сфере деятельности, оказание муниципальных услуг в установленной сфере деятельности, строительство (реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства для нужд городского округа.

Целью деятельности МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства администрации г. Горно-Алтайска» является осуществление от имени Администрации города Горно-Алтайска полномочий по решению на территории городского округа вопросов местного значения в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 15 Положения).

Учреждение в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции, в том числе в сфере организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организует мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа; координирует деятельность организаций независимо от их организационно-правовой формы по вопросам санитарно-экологического содержания территории городского округа; организует мероприятия по контролю за исполнением установленных норм и правил обеспечения регулярной очистки территории городского округа от отходов; осуществляет контроль за соблюдением содержания и уборки территории города Горно-Алтайска; организует проведение санитарной очистки территории городского округа (п.17 Положения).

Согласно п. 5.21 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утвержденного Приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 года № 301-Д, лица, которым на праве собственности или ином законном основании принадлежат контейнерные площадки либо осуществляющие содержание контейнерной площадки на основании договора, обеспечивают ежедневную уборку контейнерной площадки и непосредственно прилегающей к ней территории на расстоянии 20 м, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников без переполнения и без загрязнения территории, свободный доступ к контейнерам и мусоросборникам и содействие в оказании услуг по транспортированию ТКО. Контейнерная площадка должна регулярно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и подвергаться уборке (санитарной обработке).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для составления в отношении МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности послужил факт выявления 23 сентября 2020 года с 09 часов 40 минут до 10 часов 35 минут при проведении рейда по санитарной очистке ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» нарушения требований санитарного законодательства, а именно, установлены свалки крупногабаритных и твердо-коммунальных отходов (мусор) на земельных участках г. Горно-Алтайска, примыкающим к контейнерным площадкам по адресам: пер. Колхозный, 28; пер. Колхозный, 65; пер. Околичный, 11; ул. Дубовая роща (старое кладбище); ул. Колхозная, 43; ул. Красногвардейская, 34; ул. П.Кучияк, 73, 144; ул. Ленина, 167, 217; ул. Набережная, 24; ул. Оконечная, 24, 29; ул. Омская, 16; ул. Полежаева, 28; ул. Советская; ул. Толстого, 20 организованы свалки мусора, в том числе крупногабаритные отходы, которые складируются не на специальных оборудованных площадках.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», выразившиеся в ненадлежащем содержании контейнерных площадок и непосредственно прилегающих к ним территорий в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильно квалифицированы по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном деле должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Алтай пришло к выводу, что МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как верно указано судом нижестоящей инстанции, доказательств принятия Учреждением своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Учреждения объективной возможности для соблюдения требований санитарного законодательства (в части обеспечения, организации и контроля за санитарной очисткой, уборкой территории), материалы дела не содержат.

Оснований не согласиться с такими выводами не имеется.

Доводы о том, что не соответствует действительности наличие свалок, которые складируются на не специальных оборудованных площадках, так как не на всех адресах, указанных в постановлении должностного лица установлены контейнерные площадки для накопления, в том числе раздельного накопления твердых коммунальных отходов, не является основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи, поскольку не опровергают выводы суда о наличии состава административного правонарушения.

Другие доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьи городского суда, они не опровергают наличие в деянии МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей Горно-Алтайского городского суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» в пределах санкции части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, влекущих изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 08 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» оставить без изменения, жалобу представителя Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» Финютиной Е.В. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай С.Н. Чертков