ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-335/2021 от 23.09.2021 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-335/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

23 сентября 2021 года г. Хабаровск

Судья Индустриального районного суда г. Хабаровска Кан Р.О., с участием

защитника Селивоновой А.В., действующей на основании доверенности от 13.09.2021,

рассмотрев в помещении Индустриального районного суда г. Хабаровска, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Союзная, 23, жалобу Харина А.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Харина Антона Сергеевича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» от ДД.ММ.ГГГГ председатель Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (далее КОЖД Хабаровского района) Харин А.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, председатель КОЖД Хабаровского района Харин А.С. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить судебное решение, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку обращение Лазарук А.Н. рассматривала старший инспектор жилищного отдела КОЖД Хабаровского района Олейникова О.В., в должностные обязанности которой входит, в том числе рассмотрение и принятие мер по письменным и устным обращениям граждан. Первоначально Лазарук А.Н. обратилась в администрацию Хабаровского муниципального района (вх. № Л-1025ж от 10.11.2020) по вопросу восстановления ее в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации Осиновореченского сельского поселения. Лазарук А.Н. был разъяснен порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предложено предоставить документы в целях постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях в администрации Хабаровского муниципального района (с указанием перечня документов, в том числе о признании малоимущим). По вопросу правомерности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях заявителю рекомендовано обратиться за защитой нарушенного права в суд. Повторно Лазарук А.Н. обратилась в администрацию Хабаровского муниципального района (вх. № Л-4614-2.1-29 от 19.03.2021) по вопросу признания ее малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях. Сославшись в заявлении на трудную жизненную ситуацию Лазарук А.Н. предоставила неполный пакет документов, в связи с чем, потерпевшей был повторно разъяснен порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, с предоставлением исчерпывающего перечня документов. Указанные обращения Лазарук А.Н. рассмотрены своевременно и в установленный законом срок, и не содержит критериев признания рассмотрения обращения невсесторонним и необъективным. Вопросы о полноте и всесторонности проведения проверки должностным лицом обращения гражданина, обоснованности ответа на обращение в рамках производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, оценке не подлежат. Выводы суда о том, что в ответе на обращение Лазарук А.Н. от 13.04.2021 отсутствуют сведения об отказе либо о признании гражданина и членов семьи малоимущими, а также в случае отказа о том, какие документы необходимо предоставить, а перечисляются вновь весь пакет необходимых для постановки на учет документов, то есть оценка представленным документам не дана, не могут быть приняты во внимание, так как по существу поставленных в обращении вопросов Лазарук А.Н. был дан ответ о том, какие необходимо предоставить документы для решения вопроса о признании семьи малоимущей, а также какие документы требуются для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Также выводы суда о том, что в ответе на обращение при разъяснении вопроса о признании семьи малоимущей указывается перечень необходимых документов без ссылки на норму закона, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответ дан по существу поставленных в обращении вопросов, как предписано в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

При рассмотрении дела защитник Селивонова А.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, просила постановление мирового судьи судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» от 12.07.2021 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, пояснила, что ответ Лазарук А.Н. дан своевременно в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» на все вопросы, и содержит необходимую информацию по существу.

На рассмотрение жалобы помощник прокурора Брагина М.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка.

На рассмотрение жалобы председатель КОЖД Хабаровского района Харин А.С. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в своем заявлении, адресованном суду, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

На рассмотрение жалобы потерпевшая Лазарук А.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется телефонограмма, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие помощника прокурора, председателя КОЖД Хабаровского района Харина А.С., потерпевшей Лазарук А.Н. и признает их неявку на разбирательство дела неуважительной.

Выслушав защитника Селивонову А.В., изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья… не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 5.59 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

Требования к порядку рассмотрения таких обращений установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

В силу ст. 33 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно п. 1, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Хабаровского муниципального района поступило заявление Лазарук А.Н., зарегистрированное под вх. .1-29/4614, о постановке на учет для получения социального жилья, признании семьи из 4 человек вместе с потерпевшей малоимущей и нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, с приложением копий документов в количестве 22 штук и заявления от членов семьи. По результатам обращения Лазарук А.Н. председатель КОЖД Хабаровского района Харин А.С. направил ответ в форме сопроводительного письма о необходимости предоставления документов в виде заверенных копий либо копий с одновременным предоставлением оригиналов.

По результатам судебного разбирательства дела мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ председатель КОЖД Хабаровского района Харин А.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. Признавая председателя КОЖД Хабаровского района Харина А.С. виновным, мировой судья исходил из доказанности совершения им вменяемого правонарушения, а основу данного вывода составила совокупность собранных по делу доказательств, признанных судом относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для рассмотрения дела по существу.

Суд считает, что при разрешении данного дела об административном правонарушении мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям председателя КОЖД Хабаровского района Харина А.С. на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и виновности в его совершении, поскольку факт совершения председателем КОЖД Хабаровского района Хариным А.С. административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, виновность в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2021; заявлением Лазарук А.Н. от 19.03.2021; объяснениями Лазарук А.Н.; ответом председателя КОЖД Хабаровского района Харина А.С. от 13.04.2021; выпиской о переводе Харина А.С. на должность председателя КОЖД Хабаровского района от 03.06.2021; заявлением Лазарук А.Н. о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.05.2021, и иными доказательствами, получившими оценку мировым судьей с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что председатель КОЖД Хабаровского района Харин А.С. не является субъектом инкриминируемого правонарушения, обращение Лазарук А.Н. рассматривала старший инспектор жилищного отдела КОЖД Хабаровского района Олейникова О.В., в должностные обязанности которой входит, в том числе рассмотрение и принятие мер по письменным и устным обращениям граждан, нельзя признать состоятельными, поскольку ответственность по статье 5.59 КоАП РФ наступает, в том числе за нарушение установленного Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, на которые возложено осуществление публично значимых функций и председатель КОЖД Хабаровского района Харин А.С. к числу таких лиц относится.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Харин А.С., являясь должностным лицом, председателем КОЖД Хабаровского района, на которого возложено осуществление публично значимых функций в соответствии с Положением о Комитете, в результате ненадлежащего исполнения полномочий по организации рассмотрения обращений, при отсутствии контроля за действиями непосредственных исполнителей, допустил нарушение 30-дневного срока рассмотрения заявления Лазарук А.Н., тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.59 КоАП РФ. Вывод мирового судьи о совершении председателем КОЖД Хабаровского района Хариным А.С. данного административного правонарушения является обоснованным.

Вопреки доводам жалобы о рассмотрении обращения Лазарук А.Н. своевременно и в установленный законом срок, суд соглашается с выводами мирового судьи об отсутствии сведений об отказе либо о признании гражданина и членов семьи малоимущими, а также в случае отказа о том, какие документы необходимо предоставить, а перечисляются вновь весь пакет необходимых для постановки на учет документов, то есть оценка представленным документам не дана, поскольку в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Таким образом, выводы мирового судьи о том, что заявление Лазарук А.Н. фактически не рассмотрено, тем самым не обеспечено объективное и всестороннее рассмотрение обращения потерпевшей, являются законными и обоснованными.

Мировым судьей административное дело рассмотрено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, при вынесении постановления дана правильная оценка всем представленным материалам, мировой судья обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях председателя КОЖД Хабаровского района Харина А.С. нарушений норм административного законодательства, назначил наказание в пределах санкции ст. 5.59 КоАП РФ, нарушений положений законодательства мировым судьей при рассмотрении данного дела не допущено.

Таким образом, основания для изменения или отмены постановления мирового судьи судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» от 12.07.2021, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Харина Антона Сергеевича оставить без изменения, а жалобу Харина А.С. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья Р.О. Кан