ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-336/2021 от 14.12.2021 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, д. 51,

<...>

тел/факс: <***>,

E-mail: vs.bur@sudrf.ru

Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

Судья Бунаева А.Д., № 12-336/2021

Дело № 21-556/2021 пост. ...

Р Е Ш Е Н И Е

14 декабря 2021 года г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» на решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 октября 2021 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья»,

установил:

постановлением заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 11 мая 2021 года Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» (далее также – ГБУ РБ «Семья») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 октября 2021 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

Представитель ГБУ РБ «Семья» ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, на отсутствие состава административного правонарушения.

От представителя ГБУ РБ «Семья» ФИО1 поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений части 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из дела видно, что копия решения судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 октября 2021 года поступила в ГБУ РБ «Семья» 29 октября 2021 года, жалоба направлена в районный суд 10 ноября 2021 года.

Из ходатайства представителя ГБУ РБ «Семья» ФИО1 о восстановлении срока следует, что специалист ГБУ РБ «Семья», осуществляющий работу в УФССП по Республике Бурятия, с 20 сентября 2021 года находился в очередном отпуске и на больничном по листку нетрудоспособности по 7 ноября 2021 года, в связи с чем срок для подачи жалобы был пропущен по уважительной причине.

Материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что ГБУ РБ «Семья» пыталось злоупотребить предоставленными ему КоАП РФ правами и не имело намерение реализовать право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в установленный законом срок.

Указанное свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения ходатайства ГБУ РБ «Семья» о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель ГБУ РБ «Семья» ФИО2 доводы жалобы поддержала.

Заместитель начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ ФИО3 в суд не явилась, о рассмотрении дела надлежаще извещена.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

17 декабря 2020 года на основании исполнительного документа от 21 октября 2020 года, выданного Железнодорожным районным судом г.Улан-Удэ, судебным приставом-исполнителем Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении ГБУ РБ «Семья».

Названным постановлением ГБУ РБ «Семья» установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно исполнительному документу на ГБУ РБ «Семья» возложена обязанность предоставить ФИО., относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения ГБУ РБ «Семья» не выполнены.

28 января 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с ГБУ РБ «Семья» исполнительского сбора.

29 января 2021 года судебный пристав-исполнитель в адрес ГБУ РБ «Семья» направил повторное требование об исполнении судебного решения в 30-дневный срок со дня его поступления в ГБУ РБ «Семья». Требование в ГБУ РБ «Семья» поступило 6 февраля 2021 года, и исполнено не было.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБУ РБ «Семья» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением должностного лица, ГБУ РБ «Семья» обжаловало его в районный суд, ссылаясь на отсутствие возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок в связи с длительностью процедуры приобретения жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отказывая в удовлетворении жалобы и оставляя постановление по делу об административном правонарушении без изменения, судья районного суда исходил из того, что в действиях ГБУ РБ «Семья» имеется состав вмененного административного правонарушения, поскольку требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены должником в установленный срок, при этом объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда и законного требования судебного пристава-исполнителя не имеется.

С выводами суда согласиться нельзя.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 указанной статьи определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Таким образом, должник может быть привлечен к административной ответственности только в случае, если будет установлено, что он не выполнил требования исполнительного документа во вновь установленный срок без уважительных причин.

Применительно к исполнительному производству, возбужденному в отношении ГБУ РБ «Семья», административным органом должно быть доказано, что ГБУ РБ «Семья» имело в своем распоряжении свободное жилое помещение специализированного жилищного фонда либо в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока могло в полном объеме осуществить процедуру приобретения специализированного жилья и передать это жилье взыскателю.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 года № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Из статьи 9 данного Закона Республики Бурятия следует, что гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные данным Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Порядок финансирования расходов, предусмотренных данным Законом, определяется Правительством Республики Бурятия.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 марта 2014 года № 107 утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан».

Из данной Государственной программы следует, что ответственными соисполнителями мероприятия 3.7 «Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» являются Минсоцзащиты Республики Бурятия и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. При этом Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия является главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19 августа 2020 года № 480-р утвержден Технологический регламент («дорожная карта») приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

В нем перечислены мероприятия по передаче жилых помещений, сроки реализации и ответственные исполнители.

Ряд мероприятий подлежат реализации в сроки, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из указанных норм видно, что ГБУ РБ «Семья» не может единолично разрешить вопрос о приобретении жилья для детей-сирот. Процедура приобретения жилья для специализированного жилищного фонда занимает длительное время, в ней участвуют несколько органов исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления, государственные казенные и бюджетные учреждения.

В нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и приведенные в ходе производства по делу доводы предметом проверки и исследования должностным лицом административного органа и судьей районного суда не являлись, оставлены без внимания и правовой оценки.

Сведений о том, что у ГБУ РБ «Семья» на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения имелась реальная возможность исполнить решение суда, материалы дела не содержат.

Заместитель начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ ограничился лишь формальным указанием в оспариваемом постановлении на факт неисполнения требований исполнительного документа, не приведя в постановлении доказательства, которые свидетельствуют о неуважительности причин неисполнения решения суда.

Оспаривая постановление должностного лица, ГБУ РБ «Семья» ссылалось на следующие документы, в частности:

соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 18 декабря 2019 года № 073-09-2020-467;

Дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 26 декабря 2020 года № 073-09-2020-467/12;

сведения о направлении Министерством социальной зашиты населения Республики Бурятия 12 марта 2021 года, 16 февраля 2021, 5 февраля 2021 года информации на имя министра строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия о потребности в жилых помещениях для детей-сирот в 2021 году;

протоколы еженедельных совещаний в Правительстве Республике Бурятия по вопросу обеспечения жильем детей-сирот от 4, 17 декабря 2020 года;

протокол совещания «Об итогах формирования специализированного жилищного фонда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2020 г. и задачах в 2021 г.», состоявшегося у Главы Республики Бурятия 1 февраля 2021 года;

подготовленные Министерством социальной зашиты населения Республики Бурятия проекты писем от имени Главы Республики Бурятия на имя заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 и заместителя Генерального прокурора РФ Демешина Д.В. «О ситуации по обеспечению жильем детей-сирот в Республике Бурятия»;

обращение Главы Республики Бурятия в Генеральную прокуратуру Российской Федерации от 9 марта 2021 года о ситуации по обеспечению жильем детей-сирот в Республике Бурятия, из которого следует, что для исполнения всех судебных решений требуется более 900 млн. руб.;

обращения Министерства социальной зашиты населения Республики Бурятия 5 марта 2021 года в Правительство Республики Бурятия с вопросом по исполнению судебных решений.

Эти документы подтверждают, что ГБУ РБ «Семья» Министерства социальной зашиты населения не бездействует, а принимает меры к разрешению проблемы в рамках предоставленных полномочий.

Отсутствие виновного поведения не дает оснований для привлечения ГБУ РБ «Семья» к административной ответственности, в связи с чем решение судьи районного суда и постановление по делу об административном правонарушении нельзя признать законными, они подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях ГБУ РБ «Семья» состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 11 мая 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении ГБУ РБ «Семья» отменить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Назимова П.С.