Дело № 12-336/2021
УИД – 26RS0024-01-2021-001782-89
РЕШЕНИЕ
г. Невинномысск 27 декабря 2021 года
Судья Невинномысского городского суда Ставропольского края Головко М.В., рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия») в лице представителя по доверенности ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия») за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Энел Россия» было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.21 КРФоАП, выразившееся в нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него и назначено наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей.
Юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Энел Россия» в лице представителя по доверенности ФИО2 будучи несогласным с данным постановлением, подало жалобу, в которой просит отменить указанное постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, а также представление № и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КРФоАП, указав в обоснование своей жалобы, что инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников проводилась филиалом «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» в 2016 году и результаты ее утверждены 31.05.2016 года. Инвентаризация выбросов паровых котлов и разработка нормативов осуществлялись в соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов в атмосферу загрязняющих веществ тепловых электростанций и котельных <данные изъяты>, (далее - Инструкция по инвентаризации) (приложение 3) и Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных <данные изъяты> (далее Инструкция по нормированию) (приложение 4). Ссылки на данные инструкции имеются в перечне литературы, на основании которой был разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (приложение 5). В соответствии с Инструкцией по инвентаризации при инвентаризации, проводимой совместно с нормированием выбросов учету, подлежат загрязняющие вещества, установленные Инструкцией по нормированию, и источники выделения загрязняющих веществ, приведенные в табл.1 данной инструкции. На основании п. 2.1 Инструкции по нормированию и таблицей 1 Инструкции по инвентаризации учету и нормированию подлежат выбросы бенз(а)пирена только для котлов паропроизводительностью менее 30 т/ч. Характеристика паровых котлов ПАО «Энел Россия» на филиале «Невинномысская ГРЭС» в проекте ПДВ (приложение 6), все котельное оборудование имеет производительность более 30 т/ч. В этой связи выбросы бенз(а)пирена не учтены при инвентаризации, разработке нормативов ПДВ и получении разрешения на выбросы, как не подлежащие учету и нормированию. В соответствии с пунктом 53 Административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2015 № 414, выдача письма с мотивированным отказом в установлении ПДВ и ВСВ осуществляется в случае выявления в заявлении или документах, указанных в подпункте "б" пункта 12 данного регламента, неполной, недостоверной или искаженной информации, в том числе в данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности. Нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Филиала Невинномысская ГРЭС ПАО «Энел Россия» утверждены приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу № (приложение 7), основания для мотивированного отказа отсутствовали. Таким образом, считают, что результаты инвентаризации с применением данных Инструкций приняты Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу полными, достоверными и с отсутствием недостоверной информации (п. 64 Административного регламента), то есть все источники выбросов и загрязняющие вещества, подлежащие учету и нормированию в отношении конкретного хозяйствующего субъекта выявлены в ходе инвентаризации, в отношении них в установленном порядке разработаны предложения по установлению нормативов ПДВ, которые утверждены уполномоченным органом государственной власти в установленном порядке. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № выдано Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ (приложение 8). Основания для мотивированного отказа в соответствии с пунктом 12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, также отсутствовали. Объективной стороной административного правонарушения по данной статье при наличии действующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не выявленных в ходе инвентаризации, не учетных при разработке нормативов ПДВ и в разрешении на выброс в нарушение нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, действовавших в период их разработки, установления нормативов ПДВ и выдачи Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу разрешения на выбросы. Применение положений Инструкций по инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных в части определения перечня загрязняющих веществ, подлежащих учету и нормированию, принято Департаментом Росприроднадзора по Северо- Кавказскому федеральному округу при установлении нормативов ПДВ и выдаче разрешения на выбросы, в которых загрязняющее вещество бенз(а)пирен не учтено в качестве подлежащего учету и нормированию при выбросах от паровых котлов. Таким образом, не были нарушены условия ни одного из разрешительных документов, выданных (утвержденных, согласованных) филиалу «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» Департаментом Росприроднадзора по Северо- Кавказскому федеральному округу на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Заявитель – представитель ПАО «Энел Россия» по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КРФоАП, в отношении ПАО «Энел Россия», прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ПАО «Энел Россия» состава административного правонарушения
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) Северо-Кавказского межрегионального управления Роспироднадзора в судебное заседание не явились, предоставив заявление об отложении судебного разбирательства, со ссылкой на невозможность явки представителя.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) Северо-Кавказского межрегионального управления Роспироднадзора, так как представитель был надлежащим образом и заблаговременно уведомлен о дате и времени судебного заседания, неявка представителя вызвана не уважительными причинами.
Изучив дело об административном правонарушении, доводы рассматриваемой жалобы, прихожу к выводу об удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, а именно, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим государственным инспектором РФ в области окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 по результатам проведения плановой выездной проверки согласно распоряжению Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ обнаружено, что юридическим лицом ПАО «Энел Россия» допущено нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, а именно: нарушен п.1 Условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ№ - в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ№, отсутствуют выбросы бенз(а)пирена.
Данное загрязняющее вещество включено в «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.
Кроме того, в протоколе указано, что временем совершения административного правонарушения является время обнаружения - подписание акта проверки ДД.ММ.ГГГГ 16 часов 00 минут, однако в материалах дела об административном правонарушении данный акт отсутствует.
При расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от паровых котлов (источники выбросов 0001, 0002, 0003, 0004) филиалом «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» не учтены выбросы бенз(а)пирена.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», осуществляется на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ№ (выдано на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу). Срок действия с 03.03.2017 по 14.12.2021.
Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», условия действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указаны в приложениях к Разрешению, которые являются его неотъемлемой частью.
В перечне вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», Бенз(а)пирен отсутствует.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения административным органом юридического лица ПАО «Энел Россия» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
Согласно положениям ст. 22 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются в том числе нормативы допустимого воздействия на окружающую среду допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов и нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно части 3 ст. 22 указанного Закона, за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (далее – Положение), в редакции, действовавшей в период установления нормативов ПДВ и получения разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Росприроднадзора.
В соответствии с пунктом 8 Положения в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности разработка предельно допустимых веществ юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На основании пункта 11 Положения, источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц станавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 ФЗ № 96 юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с установленными требованиями.
Как следует из представленных материалов инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников проводилась ПАО «Энел Россия» в 2016 году и результаты ее утверждены 31.05.2016 года.
Инвентаризация выбросов паровых котлов и разработка нормативов осуществлялись в соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов в атмосферу загрязняющих веществ тепловых электростанций и котельных <данные изъяты> (далее - Инструкция по инвентаризации) (приложение 3) и Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных <данные изъяты>
В соответствии с Инструкцией по инвентаризации при инвентаризации, проводимой совместно с нормированием выбросов учету, подлежат загрязняющие вещества, установленные Инструкцией по нормированию, и источники выделения загрязняющих веществ, приведенные в табл.1 данной инструкции.
На основании п. 2.1 Инструкции по нормированию и таблицей 1 Инструкции по инвентаризации учету и нормированию подлежат выбросы бенз(а)пирена только для котлов паропроизводительностью менее 30 т/ч.
Характеристика паровых котлов ПАО «Энел Россия» на филиале «Невинномысская ГРЭС» в проекте ПДВ (приложение 6), все котельное оборудование имеет производительность более 30 т/ч.
А потому выбросы бенз(а)пирена не учтены при инвентаризации, разработке нормативов ПДВ и получении разрешения на выбросы, как не подлежащие учету и нормированию.
Применение положений Инструкций по инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу принято административным органом при установлении нормативов ПДВ и выдаче разрешения на выбросы, в которых загрязняющее вещество бенз(а)пирен не учтено в качестве подлежащего учету и нормированию при выбросах от паровых котлов.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7- ФЗ загрязняющее вещество - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Как следует из статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 года N 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Таким образом, для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КРФоАП необходимо доказать, помимо наличия на предприятии источника выбросов и нарушения условий разрешения, также то, что источник осуществляет выброс вредных веществ, то есть в превышающих допустимые нормы концентрациях. Последнее возможно доказать по результатам отборов проб и экспертизы выбросов.
По данному делу факт выброса вредных веществ, не установленных в разрешении - Бенз(а)пирена, в атмосферный воздух не доказан, так как отборы проб не проводились и момент выброса вредных веществ в атмосферный воздух не определен, а только лишь был составлен акт проверки ДД.ММ.ГГГГ (согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ), однако который в материалах дела отсутствует и административным органом не представлен в судебное заседание.
Из материалов дела также следует, что ПАО «Энел Россия» в период вменяемого ему правонарушения имело разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. К указанным разрешениям приложен перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При названных обстоятельствах оснований для привлечения ПАО «Энел Россия» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ не имелось в связи с отсутствием в действиях состава указанного административного правонарушения, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу Публичного акционерного общества ПАО «Энел Россия» в лице представителя по доверенности ФИО2 - удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ вынесенное в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия» за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества ПАО «Энел Россия», прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ПАО «Энел Россия» состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья М.В. Головко