ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-336/2021 от 27.12.2021 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 12-336/2021

УИД – 26RS0024-01-2021-001782-89

РЕШЕНИЕ

г. Невинномысск 27 декабря 2021 года

Судья Невинномысского городского суда Ставропольского края Головко М.В., рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия») в лице представителя по доверенности ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия») за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Энел Россия» было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.21 КРФоАП, выразившееся в нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него и назначено наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей.

Юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Энел Россия» в лице представителя по доверенности ФИО2 будучи несогласным с данным постановлением, подало жалобу, в которой просит отменить указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, а также представление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КРФоАП, указав в обоснование своей жалобы, что инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников проводилась филиалом «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» в 2016 году и результаты ее утверждены 31.05.2016 года. Инвентаризация выбросов паровых котлов и разработка нормативов осуществлялись в соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов в атмосферу загрязняющих веществ тепловых электростанций и котельных <данные изъяты>, (далее - Инструкция по инвентаризации) (приложение 3) и Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных <данные изъяты> (далее Инструкция по нормированию) (приложение 4). Ссылки на данные инструкции имеются в перечне литературы, на основании которой был разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (приложение 5). В соответствии с Инструкцией по инвентаризации при инвентаризации, проводимой совместно с нормированием выбросов учету, подлежат загрязняющие вещества, установленные Инструкцией по нормированию, и источники выделения загрязняющих веществ, приведенные в табл.1 данной инструкции. На основании п. 2.1 Инструкции по нормированию и таблицей 1 Инструкции по инвентаризации учету и нормированию подлежат выбросы бенз(а)пирена только для котлов паропроизводительностью менее 30 т/ч. Характеристика паровых котлов ПАО «Энел Россия» на филиале «Невинномысская ГРЭС» в проекте ПДВ (приложение 6), все котельное оборудование имеет производительность более 30 т/ч. В этой связи выбросы бенз(а)пирена не учтены при инвентаризации, разработке нормативов ПДВ и получении разрешения на выбросы, как не подлежащие учету и нормированию. В соответствии с пунктом 53 Административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2015 № 414, выдача письма с мотивированным отказом в установлении ПДВ и ВСВ осуществляется в случае выявления в заявлении или документах, указанных в подпункте "б" пункта 12 данного регламента, неполной, недостоверной или искаженной информации, в том числе в данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности. Нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Филиала Невинномысская ГРЭС ПАО «Энел Россия» утверждены приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (приложение 7), основания для мотивированного отказа отсутствовали. Таким образом, считают, что результаты инвентаризации с применением данных Инструкций приняты Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу полными, достоверными и с отсутствием недостоверной информации (п. 64 Административного регламента), то есть все источники выбросов и загрязняющие вещества, подлежащие учету и нормированию в отношении конкретного хозяйствующего субъекта выявлены в ходе инвентаризации, в отношении них в установленном порядке разработаны предложения по установлению нормативов ПДВ, которые утверждены уполномоченным органом государственной власти в установленном порядке. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдано Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ (приложение 8). Основания для мотивированного отказа в соответствии с пунктом 12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, также отсутствовали. Объективной стороной административного правонарушения по данной статье при наличии действующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не выявленных в ходе инвентаризации, не учетных при разработке нормативов ПДВ и в разрешении на выброс в нарушение нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, действовавших в период их разработки, установления нормативов ПДВ и выдачи Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу разрешения на выбросы. Применение положений Инструкций по инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных в части определения перечня загрязняющих веществ, подлежащих учету и нормированию, принято Департаментом Росприроднадзора по Северо- Кавказскому федеральному округу при установлении нормативов ПДВ и выдаче разрешения на выбросы, в которых загрязняющее вещество бенз(а)пирен не учтено в качестве подлежащего учету и нормированию при выбросах от паровых котлов. Таким образом, не были нарушены условия ни одного из разрешительных документов, выданных (утвержденных, согласованных) филиалу «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» Департаментом Росприроднадзора по Северо- Кавказскому федеральному округу на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Заявитель – представитель ПАО «Энел Россия» по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КРФоАП, в отношении ПАО «Энел Россия», прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ПАО «Энел Россия» состава административного правонарушения

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) Северо-Кавказского межрегионального управления Роспироднадзора в судебное заседание не явились, предоставив заявление об отложении судебного разбирательства, со ссылкой на невозможность явки представителя.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) Северо-Кавказского межрегионального управления Роспироднадзора, так как представитель был надлежащим образом и заблаговременно уведомлен о дате и времени судебного заседания, неявка представителя вызвана не уважительными причинами.

Изучив дело об административном правонарушении, доводы рассматриваемой жалобы, прихожу к выводу об удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, а именно, протокола от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим государственным инспектором РФ в области окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 по результатам проведения плановой выездной проверки согласно распоряжению Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ обнаружено, что юридическим лицом ПАО «Энел Россия» допущено нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, а именно: нарушен п.1 Условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ - в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют выбросы бенз(а)пирена.

Данное загрязняющее вещество включено в «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.

Кроме того, в протоколе указано, что временем совершения административного правонарушения является время обнаружения - подписание акта проверки ДД.ММ.ГГГГ 16 часов 00 минут, однако в материалах дела об административном правонарушении данный акт отсутствует.

При расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от паровых котлов (источники выбросов 0001, 0002, 0003, 0004) филиалом «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» не учтены выбросы бенз(а)пирена.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», осуществляется на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ (выдано на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу). Срок действия с 03.03.2017 по 14.12.2021.

Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», условия действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указаны в приложениях к Разрешению, которые являются его неотъемлемой частью.

В перечне вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», Бенз(а)пирен отсутствует.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения административным органом юридического лица ПАО «Энел Россия» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа.

Согласно положениям ст. 22 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются в том числе нормативы допустимого воздействия на окружающую среду допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов и нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Согласно части 3 ст. 22 указанного Закона, за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (далее – Положение), в редакции, действовавшей в период установления нормативов ПДВ и получения разрешения от ДД.ММ.ГГГГ.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Росприроднадзора.

В соответствии с пунктом 8 Положения в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности разработка предельно допустимых веществ юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На основании пункта 11 Положения, источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц станавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 ФЗ № 96 юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с установленными требованиями.

Как следует из представленных материалов инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников проводилась ПАО «Энел Россия» в 2016 году и результаты ее утверждены 31.05.2016 года.

Инвентаризация выбросов паровых котлов и разработка нормативов осуществлялись в соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов в атмосферу загрязняющих веществ тепловых электростанций и котельных <данные изъяты> (далее - Инструкция по инвентаризации) (приложение 3) и Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных <данные изъяты>

В соответствии с Инструкцией по инвентаризации при инвентаризации, проводимой совместно с нормированием выбросов учету, подлежат загрязняющие вещества, установленные Инструкцией по нормированию, и источники выделения загрязняющих веществ, приведенные в табл.1 данной инструкции.

На основании п. 2.1 Инструкции по нормированию и таблицей 1 Инструкции по инвентаризации учету и нормированию подлежат выбросы бенз(а)пирена только для котлов паропроизводительностью менее 30 т/ч.

Характеристика паровых котлов ПАО «Энел Россия» на филиале «Невинномысская ГРЭС» в проекте ПДВ (приложение 6), все котельное оборудование имеет производительность более 30 т/ч.

А потому выбросы бенз(а)пирена не учтены при инвентаризации, разработке нормативов ПДВ и получении разрешения на выбросы, как не подлежащие учету и нормированию.

Применение положений Инструкций по инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу принято административным органом при установлении нормативов ПДВ и выдаче разрешения на выбросы, в которых загрязняющее вещество бенз(а)пирен не учтено в качестве подлежащего учету и нормированию при выбросах от паровых котлов.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7- ФЗ загрязняющее вещество - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.

Как следует из статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 года N 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.

Таким образом, для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КРФоАП необходимо доказать, помимо наличия на предприятии источника выбросов и нарушения условий разрешения, также то, что источник осуществляет выброс вредных веществ, то есть в превышающих допустимые нормы концентрациях. Последнее возможно доказать по результатам отборов проб и экспертизы выбросов.

По данному делу факт выброса вредных веществ, не установленных в разрешении - Бенз(а)пирена, в атмосферный воздух не доказан, так как отборы проб не проводились и момент выброса вредных веществ в атмосферный воздух не определен, а только лишь был составлен акт проверки ДД.ММ.ГГГГ (согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ), однако который в материалах дела отсутствует и административным органом не представлен в судебное заседание.

Из материалов дела также следует, что ПАО «Энел Россия» в период вменяемого ему правонарушения имело разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. К указанным разрешениям приложен перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При названных обстоятельствах оснований для привлечения ПАО «Энел Россия» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ не имелось в связи с отсутствием в действиях состава указанного административного правонарушения, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу Публичного акционерного общества ПАО «Энел Россия» в лице представителя по доверенности ФИО2 - удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Энел Россия» (ПАО «Энел Россия» за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества ПАО «Энел Россия», прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ПАО «Энел Россия» состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья М.В. Головко