ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-337/19 от 23.05.2019 Наримановского районного суда (Астраханская область)

№12-337/2019

РЕШЕНИЕ

23 мая 2019 года г. Астрахань

Судья Наримановского районного суда Астраханской области Успанова Г.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 20 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 20 марта 2019 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 20 марта 2019 года отменить, производство по делу прекратить, указав, что допустимая масса пятиосного автопоезда седельного согласно приложению № 1 Привил перевозок грузов автомобильным транспортом составляет 40 000 кг., следовательно, субъектом допустившим правонарушение является грузоотправитель. Кроме того, при взвешивании должны определять нагрузку на ось либо согласно Приложению № 2 либо согласно дорожному знаку. При этом при применении данных, указанных в таблице, в акте взвешивания должна быть указана категория дороги и допустимая масса на осевую нагрузку.

В постановлении об административном правонарушении не указано, на основании каких доказательств административный орган пришел к выводу о совершенном правонарушении и каким образом была определена допустимая нагрузка на ось. В составе автопоезда помимо тягача между осями на указанном прицепе составляют 1320 см., что согласно Приложению № 2 подпадает под нагрузку на ось 7 тонн. Также при вынесении постановления не был принят во внимание Приказ МВД России от 18 ноября 2012 года № 1014 «Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним». Так как взвешивание автомобиля происходило в динамическом состоянии при скорости движения более 20 км/час следует применять положения, предусмотренные вышеуказанным Приказом. При взвешивании и вынесении постановления не была учтена предельно-допустимая погрешность прибора, что ставит под сомнения результаты взвешивания. Также просил учесть смягчающие административную ответственность обстоятельства, совершение правонарушение впервые, отсутствие вреда, назначенное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей является несоразмерным характеру и степени социальной опасности правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1

Должностное лицо ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, направил в суд возражение на жалобу, в котором с доводами жалобы ФИО1 не согласился, указав, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 законно и обоснованно, поскольку факт нарушения ФИО1 административного правонарушения подтвержден актом измерения весовых и габаритных параметров от 11 марта 2019 года.

Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, одним из условий которой является установление допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог.

Объективную сторону правонарушения образуют действия, состоящие в нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Автомобильные дороги общего пользования, будучи основными транспортными артериями страны, предназначены в том числе для перевозки грузов по всей территории России и за ее пределы, что предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за состояние дорог (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года N 14-П). Их сохранность обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на соблюдение требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами и пользователями автомобильных дорог.

В соответствии с п. 23.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090 масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

В силу пункта 5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.

В приложениях N 1 и 2 к указанным Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом определены предельно допустимые массы транспортных средств в зависимости от количества осей и осевые нагрузки транспортных средств в зависимости от расстояний между сближенными осями (в метрах), превышение которых позволяет отнести транспортное средство к тяжеловесным.

В силу п. 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090 перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.

Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Порядок выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам утвержден Приказом Минтранса России от 21 сентября 2016 № 272.

В соответствии со ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Материалами дела установлено, что 7 марта 2019 года в 16:00:15 на автодороге <адрес><адрес> водитель транспортного средства (в составе автопоезда) марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак , в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения РФ, ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, двигался без специального разрешения с осевой нагрузкой 7,11 тонны на ось № 4, при предельно допустимой осевой нагрузке 6 тонн (расхождение +18,50%)/ с осевой нагрузкой 6,99 тонны на ось № 3, при предельно допустимой осевой нагрузке 6 тонн (расхождение +16,50%).

Указанное правонарушение зафиксировано системой измерения параметров автомобильных транспортных средств в движении типа «ИВС ВИМ» сроком поверки до 14 января 2020 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения собственника транспортного средства ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в частности, показаниями специальных технических средств (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).

Доказательством, подтверждающих виновность ФИО1 в совершении инкриминированного деяния - движения тяжеловесного транспортного средства с превышением нагрузки на ось без специального разрешения, административным органом использованы данные специального технического средства.

Согласно ч.1 ст.26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

Материалами дела установлено, что во исполнение Концессионного соглашения № 1 от 28 декабря 2016 года, заключенного между министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Астраханским филиалом ПАО «Ростелеком», на участке <адрес> создана автоматизированная система видеоконтроля дорожной ситуации, контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.

Ввод в эксплуатацию комплекса автоматического весогабаритного контроля <данные изъяты> произведен 26 февраля 2018 года, что подтверждается соответствующим актом.

Проверка работоспособности подсистемы информирования водителей комплекса весогабаритного контроля ИБС ВИМ ИБС.0005.20072017 подтверждается актом от 18 сентября 2018 года и с 18 сентября 2018 года начато фиксирование правонарушений весогабаритных параметров транспортных средств с привлечением к административной ответственности владельцев транспортных средств сотрудниками ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД России по Астраханской области.

Движение транспортного средства, принадлежащего ФИО1 с превышением нагрузки на оси транспортного средства подтверждается актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 11 марта 2019 года.

Принимая во внимание, что результаты поверок и лабораторного контроля системы весогабаритного контроля указывают на корректность работы системы в момент правонарушения в части фиксации нагрузок на оси транспортных средств, суд принимает данные специального технического средства, как достоверные.

Доводы жалобы о том, что нарушений по нагрузке на оси не допущено, суд находит несостоятельными, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ Единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.

Частью 4 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрены параметры автомобильной дороги, которые вносятся в Реестр, в том числе, сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги.

Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области следует, что автомобильная дорога <адрес> является автодорогой регионального значения, введена в эксплуатацию 1 мая 1993 года, участок автодороги 0 км. - 5 км. имеет асфальтобетонное покрытие и соответствует третьей технической категории, в соответствии с п. 4.2 СНиП 2.05.02-85 «Автобильные дороги» спроектирована на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля для дорог 1-4 категории равной 10-тс.

Из Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 N 272 следует, что для автомобильных дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось для автомобилей имеющих трехосную группу осей с расстоянием между сближенными осями свыше 1,0 метров до 1,3 метров (включительно) нагрузка на данную группу осей не должна превышать 18 тонн, то есть не выше 6 тонн на каждую из осей (сближенных в составе трехосной группы). Данное требование указано в акте измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства № 29764 от 11 марта 2019 года.

Проанализировав представленные доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд пришел к выводу, что факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ нашел свое подтверждение в судебном заседании. Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о том, что субъектом, допустившим правонарушение является грузоотправитель, суд находит несостоятельными.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Процессуальных нарушений не допущено.

Административное наказание ФИО1 назначено в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18 января 2019 года № 5-П.

При разрешении ходатайства ФИО1 о несоразмерности назначенного наказания, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 2 и ч. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Принимая во внимание, что ФИО1 к административной ответственности привлекается впервые, учитывая характер совершенного им административного правонарушения, а также учитывая отсутствие негативных последствий административного правонарушения, суд приходит к выводу о снижении ФИО1 размера административного штрафа до 125 000 рублей.

В соответствии с ч.2 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 20 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежит изменению в части назначенного административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 -30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 20 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 изменить, снизить размер назначенного ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа до 125 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Судья Г.Т. Успанова