Дело №
РЕШЕНИЕ
06 июня 2016 года г. Мурманск, <адрес>
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Плетешкова Александра Николаевича на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 16.07.2015 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее - ТУ Росфиннадзора в МО) №17/2015 от 16.07.2015 должностное лицо - замещавшее в период с 26.01.2012 по 10.01.2014 должность руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области – Плетешков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Не согласившись с данным постановлением, Плетешков А.Н. обратился в суд с жалобой. Плетешков А.Н. полагает, что расходным расписанием от 22.12.2012 № 43 до Мурманского УФАС России доведены лимиты включающие затраты по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и Экспертный совет по рыбохозяйственному комплексу в г.Мурманске проводился в соответствии с Положением об информационной политике ФАС России и ее территориальных органов, утвержденным приказом ФАС России от 11.07.2011 № 507, санкционирование расходов, связанных с организацией указанного мероприятия было произведено главным распорядителем бюджетных средств (ФАС России), кассовые расходы Мурманского УФАС России проведены по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», в которых подразумевается наличие такого вида расходов как предоставление услуг по организации и проведению торжественных мероприятий. Данный вид расходов проведен по подстатье КОСГУ 226 в соответствии с бюджетной сметой на 2013 год, их отражение по данной подстатье соответствует методологии применения КОСГУ, установленной приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события правонарушения, восстановив при этом процессуальный срок на обжалование.
В судебном заседании Плетешков А.Н. пояснил суду, что в октябре 2013 года в городе Мурманск, проходил экспертный совет по рыбохозяйственному комплексу, часть мероприятий проходила в ресторане «Айсберг», из бюджетных средств было оплачено аренда зала, микрофоны, раздаточный материал, кофе-брейки, тогда как вменяемое ему нецелевое расходование бюджетных средств на оплату банкета, ошибочное, так как банкет в ресторане «Айсберг» он оплатил из личных средств, а ООО «Витали» по неизвестной ему причине представили только счет на 38813 рублей 00 копеек по оплате банкета.
В судебном заседании защитник должностного лица Коптев А.С. поддержал доводы жалобы.
Представитель административного органа Тимошенкова И.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, считает, что постановление вынесено законно и обосновано, просит в удовлетворении жалобы отказать, представила письменный отзыв на жалобу.
Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, материалы административного дела № 03-36, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Процессуальный срок на обжалование Плетешкову А.Н. постановления по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению в соответствии с ч. 2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанные заявителем причины пропуска процессуального срока, признаются судом уважительными.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
В соответствии с ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии с пунктом 2 Положения, территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной антимонопольной службе, настоящим Положением, правовыми актами Федеральной антимонопольной службы.
Мурманское УФАС России как юридическое лицо действует в гражданском обороте со статусом казенного учреждения. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Главой 5 БК РФ утверждены принципы бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу отдельных положений статьи 162 БК Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями на составление и исполнение бюджетных смет; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; ведет бюджетный учет.
В соответствии с положениями статьи 6 БК Российской Федерации, лимиты бюджетных обязательств устанавливаются в соответствии с классификацией расходов бюджетов.
Пунктом 1 статьи 18 БК Российской федерации определено, что для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации определило на 2012 год порядок применения статей и подстатей указанной классификации. В частности, Министерством финансов Российской Федерации установлены перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации (приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 21.12.2011 № 180н).
В соответствии со статьей 289 БК Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии со статьей 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Одним из видов бюджетного нарушения, согласно статьи 306.4 БК РФ, является нецелевое использование бюджетных средств, т.е. направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической квалификации), определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расхода имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемых бюджетным законодательством.
По результатам ревизии использования средств федерального бюджета за 2013-2014 года, проведенной в Мурманском УФАС России на основании приказа Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 13.01.2015 № 1 и в соответствии с пунктом 43 Плана контрольной работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области на 2015 год, пунктом 32 Плана контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в финансово-бюджетной сфере на 2015 год и централизованным заданием от 30.12.2014 № ЭИ-14-25а/3370@-ТУ (акт от 06.02.2015), выявлено направление Мурманским УФАС России средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным бюджетной сметой и лимитами бюджетных обязательств, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств.
В ходе проведения ревизии использования средств федерального бюджета, установлено, что между Мурманским УФАС и Обществом с ограниченной ответственностью «Витали» 01.10.2013 заключен договор № 1 на предоставление услуги по организации и проведению мероприятия в зале ресторана «Айсберг» ООО «Витали» 03.10.2013.
Стоимость услуг по договору составила 38 813 рублей 00 копеек. Оплата стоимости услуг произведена с лицевого счета Мурманского УФАС России № 03491195250 за счет средств федерального бюджета по КБК 16104010011500244 КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» платежным поручением от 09.10.2013 № 5018369 на сумму <данные изъяты> на основании счета от 01.10.2013 № 000083 и акта о выполнении услуг от 03.10.2013 № 027 на сумму <данные изъяты> копеек, заказа-счета от 03.10.20113 № 117022.
Согласно пунктам договора 2.2.2 и 2.2.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ в обязанности исполнителя ООО «Витали» входило составление меню по желанию заказчика Мурманского УФАС России на оговоренную сумму и обеспечение высокого качества блюд, культурное и доброжелательное обслуживание.
Бюджетной сметой на 2013 год от 28.12.2012 и лимитами бюджетных обязательств от 28.12.2012, утвержденных Федеральной антимонопольной службой России по КБК 16104010011500 244 КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», предусмотрены расходы в сумме <данные изъяты>
Согласно указаниям Федеральной антимонопольной службы России от 16.01.2013 № АД/771/13 Мурманским УФАС России представлена бюджетная заявка на 2013 год, к которой приложены расчеты по КБК 161 0401 0011500 244 КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» на сумму <данные изъяты>., в том числе по следующим, указанным в приложении к бюджетной заявке на 2013 год, позициям:
охрана помещения;
охрана пожарная;
ОСАГО;
подписка на периодические издания.С учетом внесенных Федеральной антимонопольной службой России в течение 2013 года изменений в сумму бюджетных ассигнований в сторону уменьшения, бюджетной сметой от 26.12.2013 и лимитами бюджетных обязательств от 26.12.2013 по КБК 161 0401 0011500 244 КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» утверждены расходы в сумме <данные изъяты>.
Таким образом, бюджетной сметой и лимитами бюджетных обязательств от 28.12.2012, с учетом внесенных изменений от 26.12.2013, расходование средств федерального бюджета на позиции, не отраженные в бюджетной заявке на 2013 год, не предусматривалось.
Определением от 05.03.2015 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 5/2015, у ООО «Витали» истребованы документы об организации проведения мероприятия 03.10.2013 в зале ресторана «Айсберг», а именно документы по исполнению договора от 01.10.2013 №1 в частности заказ-счет от 03.10.2013 № 117022 на 12 (двенадцать) человек. В заказе-счете от 03.10.2013 № 117022 определена дата и часы обслуживания «03.10.2013 с 19.00», а также включены наименования готовых блюд, прохладительных и алкогольных напитков. Стоимость заказа-счета от 03.10.2013 № 117022 соответствует сумме договора от 01.10.2013 № 1 и составила <данные изъяты>.
В то же время письмом Мурманского УФАС от 08.08.2013 № 05-05-256, направленным заместителю руководителя ФАС России, был определен план мероприятий (Приложение №), связанный с проведением экспертного совета по рыбохозяйственному комплексу в г. Мурманске на 03-04 октября 2013 года, предусматривающий финансирование в размере <данные изъяты>. (на письме имеется резолюция «Прошу выделить <данные изъяты>.»).
Приложением № 1 к письму Мурманского УФАС от 08.08.2013 № 05-05-256 утверждена программа мероприятий в частности, предусматривавшая 03.10.2013 в 19.30 ужин в ресторанном комплексе M-Клуб конгресс - отеля «Меридиан».
В ходе проверки установлено что Мурманским УФАС России в результате нарушения принципов целевого характера бюджетных средств, установленных статьей 38 и абзацем 4 статьи 162 БК РФ, а также Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, разработанных в целях единства бюджетной политики в соответствии с положениями главы 4 и статьи 165 БК РФ и утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2012 № 171н, в 2013 году допущено нецелевое использование бюджетных средств по КБК 16104010011500 244 КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в сумме <данные изъяты>., которое заключается в направлении Мурманским УФАС России средств федерального бюджета и оплате денежных обязательств в указанной сумме в целях, не соответствующих полностью целям, определенным бюджетной сметой и лимитами бюджетных обязательств, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств.
Допрошенная в судебном заседании Солодова О.Н. сообщила суду, что бюджетной сметой и лимитами бюджетных обязательств от 28.12.2012, с учетом внесенных изменений от 26.12.2013, расходование средств федерального бюджета на позиции, не отраженные в бюджетной заявке на 2013 год, не предусматривалось. Кроме того, Определением от 05.03.2015 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении у ООО «Витали» истребованы документы об организации проведения мероприятия 03.10.2013 в зале ресторана «Айсберг», а именно документы по исполнению договора от 01.10.2013 №1.
Из представленных документов установлено, что стоимость услуг по договору составила 38 813 рублей 00 копеек, в услуги предоставленные ООО «Витали» вошел банкет на 12 человек, в заказе-счете указаны готовые блюда, спиртные напитки, прохладительные напитки, на что оплата из федерального бюджета не предусмотрена, однако оплата стоимости услуг произведена с лицевого счета Мурманского УФАС России № 03491195250 за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, территориальный орган ФАС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной антимонопольной службы России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 26.01.2012 № 93-к Плетешков Александр Николаевич назначен на должность руководителя Мурманского УФАС России.
Согласно пункту 7 Положения руководитель территориального органа осуществляет руководство территориальным органом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач, издает приказы, дает указания, обязательные для гражданских служащих территориального органа, организует проверку их исполнения.
Руководитель территориального органа действует от имени территориального органа без доверенности, представляет его интересы, распоряжается его имуществом и средствами, заключает договоры, выдает доверенности (пункт 8 Положения).
Следовательно, Плетешков А.Н., как руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, должен был обеспечить соответствие осуществляемых финансовых операций законодательству Российской Федерации.
Данные обстоятельства полностью подтверждаются материалами дела, а именно: копиями бюджетных смет от 28.12.2012, 26.12.2013, ЛБО от 28.12.2012, 26.12.2013, актом проверки от 06.02.2015, протоколом об административном правонарушении от 02.07.2015 № 17/2015, договором с ООО «Витали» от 01.10.2013 № 1 на предоставление услуги по организации и проведению мероприятия 03.10.2013 в зале ресторана «Айсберг» ООО «Витали», заказ-счетом от 03.10.2013 № 117022, платежным поручением от 09.10.2013 № 5018369 на сумму <данные изъяты><данные изъяты>, письмом ООО «Витали» от 17.03.2015 № 21 (с приложениями), копией приказа Федеральной антимонопольной службы России от 26.01.2012 № 93-к.
02.07.2015 в отсутствии должностного лица Плетешкова А.Н. извещенного надлежащим образом составлен протокол об административном правонарушении № 17/2015 о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив доказательства в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган пришёл к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица Плетешкова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и доказанности его вины.
16.07.2016 вынесено постановление № 17/2015 о привлечении должностного лица Плетешкова А.Н. к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Постановление о привлечении Плетешкова А.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в срок, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи. Процессуальных нарушений при производстве по делу не установлено.
С доводами Плетешкова А.Н., приведёнными в обоснование жалобы, нельзя согласиться, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 6 БК Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных учреждений по принципу адресности и целевого характера, т.е. с указанием цели их использования, и по принципу подведомственности расходов, т.е. учреждения вправе получать лимиты только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статьи 38, 38.1 БК РФ).
При этом, указанный объем прав в денежном выражении (т.е. лимиты бюджетных обязательств) устанавливаются в определенном БК РФ документе - бюджетной смете, и в соответствии с классификацией расходов (статья 6 БК РФ).
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое классификацией расходов бюджетов (статья 21 БК РФ). Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Следовательно, Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, как организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства не только в пределах выделенных лимитов, но и в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) классификации расходов бюджетов), определенных главными распорядителями в соответствующих сметах расходов.
Доводы Плетешкова А.Н. о том, что кассовые расходы Мурманского УФАС России проведены по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», в которых подразумевается наличие такого вида расходов как предоставление услуг по организации и проведению торжественных мероприятий и данный вид расходов проведен по подстатье КОСГУ 226 в соответствии с бюджетной сметой на 2013 год, их отражение по данной подстатье соответствует методологии применения КОСГУ, установленной приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», опровергаются материалами дела, так расходы на питание, алкогольные напитки по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» не предусмотрены.
Пояснения должностного лица данные в судебном заседании о том, что указанное мероприятие он оплачивал из личных средств не нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Поскольку состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и для наступления ответственности не требуется наступления вредных последствий, в рассматриваемом случае оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Довод заявителя о том, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области как юридическое лицо ответственно за указанное правонарушение и он как должностное лицо не имеет никакого отношения к указанному правонарушению не может быть принят судом как основание для освобождения от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, нахожу постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области № 17/2015 от 16.07.2016 о привлечении Плетешкова Александра Николаевича к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> оставить без изменения, жалобу Плетешкова А.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней.
Судья И.С. Макарова