ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-337/2022 от 05.08.2022 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 12-337/2022

РЕШЕНИЕ

город Ачинск Красноярского края,

улица Назарова, 28 Б 05 августа 2022 года

Судья Ачинского городского суда Красноярского края Насонов С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» (далее - АО «В-Сибпромтранс») Василянского О.В. на постановление заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства об охране труда по 4-й группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае ФИО1 от 21 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства об охране труда по 4-й группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае ФИО1 от 21 февраля 2022 года юридическое лицо – АО «В-Сибпромтранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей в связи со следующим.

На основании договора подряда № Д 2021/0139 от 07.06.2021, заключенного между АО «В-Сибпромтранс» и ООО «СК Стройсиб», работники ООО «СК Стройсиб» выполняли работы по модернизации вагоноопрокидывателя бокового стационарного № 2. 22.11.2021 произошел несчастный случай на производстве с исполняющим обязанности стропальщика ФИО2, работающим в ООО «СК Стройсиб», на участке строительно монтажных работ по модернизации вагоноопрокидывателя № 2, расположенного на железнодорожной станции Заводская «Ачинского ППЖТ» - филиала АО «В-Сибпромтранс» на охраняемой территории АО «РУСАЛ Ачинск» в здании приема руды, расположенном по адресу:, причинивший вред здоровью работника. По результатам расследования несчастного случая, проведенного в период с 30.11.2021 по 29.12.2021, выявлены нарушения при организации работ АО «В-Сибпромтранс», выразившиеся в непринятии мер по разработке мероприятий по безопасному выполнению погрузочно-разгрузочных работ мостовым краном регистрационный № 24615 КР, грузоподъемность 20/5т, заводской № 11664, в наряд-допуске № 140 от 15.11.2021 на работы повышенной опасности, что является нарушением ст. 212 Трудового кодекса РФ, п.п. 9, 10, 15, 47, 48 «Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 № 883н, должностной инструкции начальника участка погрузочно-разгрузочной работы, утвержденной директором Ачинского РРЖТ – филиала АО «В-Сибпромтранс», установленных государственных нормативных требований охраны труда, что влечет угрозу жизни и здоровья работников, которые в случае их не устранения в дальнейшем могут привести к наступлению негативных последствий и нарушению прав работников, гарантированных Конституцией РФ.

Защитник АО «В-Сибпромтранс» Василянского О.В., не согласившись с указанным постановлением, обратился в городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Свои требования мотивирует тем, что перечень работ, связанных с повышенной опасностью, производимых в местах действия вредных и опасных производственных факторов, которые должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском, определен в п. 22 «Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте», среди которых: работы с применением подъемных сооружений и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонефтепродуктопроводов, складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов; работы в колодцах, шурфах, замкнутых, заглубленных и труднодоступных пространствах; земляные работы на участках с патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники и другие), в охранных зонах подземных электрических сетей, газопровода, нефтепровода, нефтепродуктопровода и других опасных подземных коммуникаций; осуществление текущего ремонта, демонтажа оборудования, а также производство ремонтных или каких-либо строительно-монтажных работ при наличии опасных факторов действующего опасного производственного объекта; работы на высоте; работы на участках, на которых имеется или может возникнуть опасность, связанная с выполнением опасных работ на смежных участках; работы в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых автомобильных и железных дорог; газоопасные работы (присоединение вновь построенных газопроводов к действующей газовой сети, пуск газа в газопроводы и другие объекты систем газоснабжения при вводе в эксплуатацию, после их ремонта или расконсервации, виды ремонта, связанные с проведением огневых и сварочных работ на действующих внутренних и наружных газопроводах, газоиспользующих установках и другом газооборудовании); кровельные работы газопламенным способом; монтаж оборудования, трубопроводов и воздухопроводов в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газопроводов, а также складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов; монтажные работы в действующих теплосиловых и электрических цехах, ремонтные работы на электроустановках в открытых распределительных устройствах и в электрических сетях.

Согласно «Правилам по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ» наряд-допуск выдается только в двух случаях: для допуска работников на рельсовые пути и проходные галереи действующих мостовых кранов (п. 16); при установке и работе кранов стрелового типа в охранной зоне линии электропередачи или на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи (п. 30).

В «Правилах по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте» и «Правилах по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ» отсутствуют требования по выдаче наряда-допуска при подъеме, перемещении и опускании груза мостовым краном.

Наряд-допуск от ДД.ММ.ГГГГ выдан в связи с необходимостью выполнения мероприятий по обеспечению требований безопасности при проведении работ по модернизации вагоноопрокидывателя . В пунктах 4.1. – 4.9. и приложении к наряду-допуску от ДД.ММ.ГГГГ перечислены необходимые для этого мероприятия, с вязи с чем, АО «В-Сибпромтранс» выполнены требования п.п. 9, 10, 15, 22, 31, 47, 48 «Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте».

Законный представитель АО «В-Сибпромтранс», защитник юридического лица Василянский О.В., представитель Государственной инспекции труда в, будучи надлежащим образом уведомленными о судебном заседании, в суд не явились, ходатайств об отложении судебного заседания (и иных) не представили, в связи с чем, судья полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом;

единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целях содействия соблюдению правил по охране труда разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти национальные стандарты безопасности труда. Порядок разработки, утверждения и применения национальных стандартов безопасности труда определяется законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В соответствии с п.п. 9, 10, 15, 47, 48 «Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 № 883н, организация и проведение строительного производства на объектах капитального строительства должны осуществляться в соответствии с организационно-технологической документацией на строительное производство, которая предусматривает перечень мероприятий и решений по определению технических средств и методов работ для конкретных видов выполняемых процессов и работ, обеспечивающих выполнение требований законодательства Российской Федерации по охране труда.

Работодатель при организации строительного производства обязан учесть указанные в организационно-технологической документации на строительное производство опасные зоны, в которых возможно воздействие опасных производственных факторов, связанных или не связанных с технологией и характером выполняемых работ.

В организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

1) устройства, предназначенные для организации рабочих мест при производстве строительно-монтажных работ на высоте (далее - средства подмащивания), предназначенные для выполнения данного вида работ или отдельной операции;

2) пути и средства подъема работников на рабочие места при строительстве зданий и сооружений выше 5-и этажей с установкой пассажирских подъемников и (или) лифтов;

3) грузозахватные приспособления, позволяющие осуществлять дистанционную расстроповку длинномерных и крупногабаритных строительных конструкций.

На рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации, а условия труда должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

При организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться:

1) защитой работников от опасности, создаваемой движущимися частями технологического оборудования, изделиями, заготовками и материалами, отлетающими частицами обрабатываемого материала и брызгами смазочно-охлаждающих жидкостей;

2) соблюдением требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников с рабочими платформами, строительных подъемников, лифтов, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, установок газового оборудования;

3) рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их и обеспечением безопасного расстояния между оборудованием и стенами, колоннами, безопасной ширины проходов и проездов.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании договора подряда № Д 2021/0139 от 07.06.2021, заключенного между АО «В-Сибпромтранс» и ООО «СК Стройсиб», работники ООО «СК Стройсиб» выполняли работы по модернизации вагоноопрокидывателя бокового стационарного № 2, в том числе ФИО2 22.06.2021 оформлен акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории участка грузовой работы на ст. Заводская Ачинского ППЖТ – филиала АО «В-Сибпромтранс» сотрудниками ООО «СК Стройсиб». 15.11.2021 оформлен наряд-допуск № 140 для производства строительно-монтажных работ на территории участка грузовой работы на ст. Заводская Ачинского ППЖТ – филиала АО «В-Сибпромтранс» сотрудниками ООО «СК Стройсиб», предусматривающий перечень мероприятий для обеспечения безопасности работ. 22.11.2021 произошел несчастный случай на производстве с исполняющим обязанности стропальщика ААВ, работающим в ООО «СК Стройсиб», на участке строительно монтажных работ по модернизации вагоноопрокидывателя № 2, расположенного на железнодорожной станции Заводская «Ачинского ППЖТ» - филиала АО «В-Сибпромтранс» на охраняемой территории АО «РУСАЛ Ачинск» в здании приема руды, расположенном по адресу: , причинивший вред здоровью работника, при перемещении сегмента контргруза при помощи мостового крана. По результатам расследования несчастного случая, проведенного в период с 30.11.2021 по 29.12.2021, выявлены нарушения при организации работ АО «В-Сибпромтранс», выразившиеся в непринятии мер по разработке мероприятий по безопасному выполнению погрузочно-разгрузочных работ мостовым краном регистрационный № 24615 КР, грузоподъемность 20/5т, заводской № 11664, в наряд-допуске № 140 от 15.11.2021 на работы повышенной опасности, что является нарушением ст. 212 Трудового кодекса РФ, п.п. 9, 10, 15, 47, 48 «Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 № 883н, должностной инструкции начальника участка погрузочно-разгрузочной работы, утвержденной директором Ачинского РРЖТ – филиала АО «В-Сибпромтранс», установленных государственных нормативных требований охраны труда, что влечет угрозу жизни и здоровья работников, которые в случае их не устранения в дальнейшем могут привести к наступлению негативных последствий и нарушению прав работников, гарантированных Конституцией РФ.

Обстоятельства, изложенные в обжалуемом постановлении, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21.02.2022; актом расследования несчастного случая; актом о несчастном случае на производстве № 2; актом-допуском от 22.06.2021; нарядом-допуском от 15.11.2021 № 140 для производства строительно-монтажных работ на территории участка грузовой работы на ст. Заводская Ачинского ППЖТ – филиала АО «В-Сибпромтранс»; материалами расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 22.11.2021 с ААВ

Заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства об охране труда по 4-й группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае ФИО1 на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности пришел к обоснованному выводу о том, что на момент несчастного случая 22.11.2021 ААВ выполнял работы по наряду-допуску от 15.11.2021 № 140 на работы повышенной опасности, который не содержал мероприятий по безопасному выполнению погрузочно-разгрузочных работ используемым мостовым краном.

У судьи нет оснований не доверять данным, изложенным в процессуальных документах, которые составлены компетентными должностными лицами, при исполнении ими своих служебных обязанностей (данных о заинтересованности которых суду не представлено), а также оформлены в соответствии с требованиями закона.

Доводы защитника об отсутствии нормативных требований по разработке и проведению мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных работ с использованием мостового крана, не основаны на законе и не принимаются судьей.

Так, в соответствии с п.п. 5, 10, 12, 16 «Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 № 883н, работодатель, исходя из специфики своего строительного производства и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда провести оценку профессиональных рисков, связанных с используемыми им движущимися машинами и механизмами, подвижными частями технологического оборудования, передвигающимися заготовками и строительными материалами.

Работодатель при организации строительного производства обязан учесть указанные в организационно-технологической документации на строительное производство опасные зоны, в которых возможно воздействие опасных производственных факторов, связанных или не связанных с технологией и характером выполняемых работ.

К опасным зонам с возможным воздействием опасных производственных факторов относятся места, над которыми происходит перемещение грузов кранами.

В целях предупреждения падения с высоты перемещаемых краном строительных конструкций, изделий, материалов, а также потери их устойчивости в процессе монтажа или складирования в организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены: способы строповки, обеспечивающие подачу элементов конструкций при складировании и монтаже в соответствии с проектными решениями.

Таким образом, выводы заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства об охране труда по 4-й группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае ФИО1 о совершении юридическим лицом – АО «В-Сибпромтранс» административного правонарушения и его квалификация по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ являются верными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В ходе рассмотрения дела должностным лицом Государственной инспекции труда в Красноярском крае полностью и всесторонне с соблюдением всех требований Кодекса РФ об административных правонарушениях изучены обстоятельства происшедшего и представленные по делу доказательства. Постановление по делу об административном правонарушении достаточно мотивировано и вынесено в соответствии с требованиями ст.ст. 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде штрафа назначено с учетом данных о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, обстоятельств дела, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства об охране труда по 4-й группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае ФИО1 от 21 февраля 2022 года в отношении юридического лица - Акционерного общества «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу защитника Василянского О.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд Красноярского края.

Судья С.Г. Насонов