ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-338/11 от 22.08.2011 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

22 августа 2011 года

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Гончарова Ю.С.,

При секретаре Митрофановой Н.А.

рассмотрев жалобу на постановление Управления ФАС по астраханской области от 28.06.2011 по делу об административном правонарушении

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, указав в жалобе, что постановлением Астраханского ФАС начальник астраханской таможни ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей. Управление исходило из того, что в Астраханской таможне имеются три платежных терминала, предназначены для приема микропроцессорных пластиковых карт ООО «Таможенная карта», переданных Астраханской таможне в 2003 году в рамках договора от 21.05.2001. Один из терминалов установлен в отделе таможенного оформления Астраханского таможенного поста, два терминала находятся в отделе таможенных платежей. Исходя из изложенных обстоятельств, в постановлении сделан вывод о том, что своим бездействием, выразившемся в том, что на таможенных постах не были установлены и подключены все имеющиеся в наличии платежи, с 11.11.2009 по 10.062011 нарушил п.2 ч.1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» в части бездействия, которое обусловило препятствование осуществлению деятельности указанным хозяйствующим субъектом. С данным выводом заявитель не согласен и указывает, что Договором между Астраханской таможней и ООО «Таможенная карта» не предусмотрена обязанность таможни установить терминалы, поскольку данная обязанность возложена на ООО «Таможенная карта». Координация действий всех участников платежной системы должна осуществляться координатором эмиссии таможенных карт, каковым является ООО «Таможенная карта». Однако за период с 11.11.2009 по 10.06.2011 каких-либо обращений от ООО «Таможенная карта» в Астраханскую таможню не поступало. Помимо этого, не было зафиксировано ни одного обращения участника ВЭД о намерении произвести оплату таможенных платежей с помощью микропроцессорных карт. Заявитель полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ. В протоколе не указано, в чем же выразилось бездействие начальника Астраханской таможни и не указано, где закреплена обязанность начальника по установке таможенных терминалов. Не установлена вина в совершении инкриминируемого деяния. В связи вышеизложенным заявитель просит постановление отменить, производство по делу в отношении ФИО1 прекратить.

В судебном заседании защитник ФИО1 Мавлютбердеева Л.П. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель Астраханского ФАС ФИО2 в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, просила оставить постановление без изменения.

Суд, выслушав явившиеся лица, исследовав материалы дела, материалы административного дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что в Астраханское УФАС поступило обращение от ООО «Таможенная карта» о необоснованном отказе таможенными органами участникам ВЭД в осуществлении таможенных платежей с использованием микропроцессорных карт.

В связи с поступлением указанных материалов Астраханской транспортной прокуратуры Управлением возбуждено дело № по признакам нарушения Астраханской таможней антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения указанного дела комиссией Управления 28.04.2011 вынесено решение о признании Астраханской таможни нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В полном объеме решение изготовлено 11.05.2011.

Указанное решение Астраханской таможней не обжаловалось.

Вступление решения комиссии Управления по делу в законную силу явилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении .

Как следует из материалов дела в Астраханской таможне имеются три платежных POS-терминала VerifoneOMNI 3350, предназначенных для приема микропроцессорных пластиковых карт ООО «Таможенная карта», согласно Договору от 21.05.2001

Один из терминалов, предназначенных для приема микропроцессорных карт ООО «Таможенная карта», установлен на таможенном посту «Астраханский», два терминалахранятсяв отделе таможенных платежей.

Установку большего количества терминалов, предназначенных для приема микропроцессорных карт, Астраханская таможня считает нецелесообразной.

В целях регламентации процедурных действий должностных лиц при приеме банковских карт Государственным таможенным комитетом Российской Федерации издан приказ от 03.08.2001 №757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей», которым утверждена Технология расчетов по таможенным платежам с применением таможенных карт.

Согласно пункту 1 Технологии расчетов таможенная карта является микропроцессорной банковской картой, эмитируется кредитными организациями и является инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте.

Пунктом 35 Технологии расчетов предусмотрено, что координацию эмиссии таможенных карт, а также координацию действий всех участников платежной системы, обеспечение их информационной поддержки осуществляет организация, определенная участниками проекта по согласованию с ГТК России - единый координатор эмиссии таможенных карт.

Согласно пункту 36 Технологии расчетов непосредственно эмиссию таможенных карт осуществляют кредитные организации (банки-эмитенты).

В качестве банка-эмитента может выступать любое кредитное учреждение, имеющее договор с координатором эмиссии таможенных карт об эмиссии таможенных карт.

Выпуск (эмиссия) таможенных карт осуществляется банками-эмитентами в соответствии с установленным порядком.

Стандарты и спецификации таможенной карты, включая параметры встроенного в нее микропроцессора, протоколы авторизационных сообщений, способы защиты таможенной карты от подделок, а также система защиты информации при ее передаче и хранении разрабатываются и устанавливаются координатором эмиссии таможенных карт.

В пункте 3 Технологии расчетов указано, что в целях обеспечения приема таможенных карт таможня заключает соответствующий договор с Координатором.

Приказом ГТК России от 03.08.2001 №758 «О координаторе эмиссии специализированных банковских карт» Координатором было определено ООО «Таможенная карта».

Приказом ФТС России от 21.07.2008 №888 «О координаторе эмиссии таможенных карт» Координатором также определено ООО «Таможенная платежная система».

Как следует из материалов дела на территории Астраханской области расположено 8 (восемь) таможенных постов: Аксарайский таможенный пост; Ахтубинский таможенный пост; Красноярский таможенный пост; Астраханский таможенный пост; Таможенный пост «Аэропорт Астрахань»; Таможенный пост ЖДПП «Аксарайский»; Таможенный пост «Морской порт Оля»; Таможенный пост МАП «Харабали».

В Астраханской таможнеимеются три платежных POS-терминала VerifoneOMNI 3350, предназначенных для приема микропроцессорных пластиковых карт ООО «Таможенная карта». Указанные терминалы переданы ООО «Таможенная карта» Астраханской таможне в рамках Договора от 21.05.2001.

Согласно пункту 1.1. Договора, настоящий Договор регулирует взаимоотношения сторон в процессе внедрения и эксплуатации электронной системы уплаты таможенных платежей, взимаемых таможенными органами, с использованием пластиковых таможенных карт.

Согласно пункту 2.2.1. Договора ООО «Таможенная карта» передает Астраханской таможне в безвозмездное временное пользование оборудование, необходимое для приема таможенных карт.

Согласно Актам приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Таможенная карта» передала Астраханской таможне исправное оборудование в составе:

  1. POS-терминал VerifoneOMNI 3350 с блоком питания - 3 штуки;
  2. PIN-pad «1000SE» с кабелем - 3 штуки;
  3. комплект кабелей: сетевых - 3 штуки; телефонных-3 штуки;
  4. Бумага термочувствительная для кассовых аппаратов - 3 упаковки (24 рулона).

Согласно данным актам Астраханская таможня обеспечивает оборудование

"> электропитанием 220 V и возможностью подсоединения оборудования к исправной телефонной линии связи.

№"> Кроме того, ООО «Таможенная карта» произвело обучение сотрудников таможни, ответственных за прием таможенных карт и работу с оборудованием.

№"> Таким образом, на 8 (восемь) таможенных постов Астраханской таможни в наличии имеется 3 (три) платежных терминала, из которых установлен только один.

Как следует из материалов дела один из трех платежных терминалов ООО «Таможенная карта» установлен в отделе таможенного оформления Астраханского таможенного поста, а два других терминала находятся на хранении в отделе таможенных платежей в исправном состоянии.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, между Астраханской таможней и ООО «Таможенная платежная система» 27.07.2009 заключен Договор №51Т-09 «Об организации уплаты таможенных и иных платежей с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)», который регулирует взаимоотношения сторон в процессе внедрения, использования и сопровождения электронной системы уплаты таможенных платежей посредством микропроцессорных пластиковых карт таможенной платежной системы «Зеленый коридор».

Договор от 27.07.2009 №51Т-09 «Об организации уплаты таможенных и иных платежей с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)» действует до 31.12.2018 года.

11 марта 2011 Астраханской таможней в адрес ООО «Таможенная платежная система» была направлена заявка на установку оборудования по приему таможенных карт на постах Астраханской таможни «Астраханский» (<адрес> «а») и «Аксарайский» (<адрес>, <адрес>

Однако, в материалах дела имеется позиция Астраханской таможни о том, что установка большего количества терминалов на таможенных постах, расположенных в зоне деятельности Астраханской таможни,является нецелесообразной.

Вместе с тем, как следует из анализа правовых норм нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия таможенных органов (часть 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 168 Федерального закона №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010), в компетенцию таможенных органов не входит определение целесообразности или нецелесообразности установки электронных или платежных терминалов, банкоматов для приема уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 14 статьи 116 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 уплата таможенных пошлин, налогов может осуществляться через электронные или платежные терминалы, банкоматы.

Согласно пункту 15 статьи 116 вышеназванного Федерального закона под операторами платежных систем понимаются юридические лица, осуществляющие информационный обмен между участниками расчетов при уплате таможенных пошлин, налогов с использованием электронных или платежных терминалов, банкоматов, ответственные за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных или платежных терминалов, банкоматов, и обеспечивающие надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет федерального казначейства. Требования к операторам платежных систем, порядок организации взаимодействия между оператором платежной системы, плательщиками таможенных пошлин, налогов и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 16 статьи 116 вышеназванного Федерального закона порядок и технологии совершения операций по уплате таможенных пошлин, налогов с использованием электронных или платежных терминалов, банкоматов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

На момент вынесения настоящего постановления, акты, предусмотренные частями 15 и 16 статьи 116 Закона о таможенном регулировании, не приняты.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в результате бездействия должностного лица - начальника Астраханской таможни ФИО1 в нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не были установлены и не были подключены 2 электронных терминала, предназначенных для приема микропроцессорных пластиковых карт ООО «Таможенная карта».

Как следует из материалов дела, в результате бездействия начальника Астраханской таможни ФИО1 на таможенных постах Астраханской таможни не были установлены и подключены все имеющиеся в наличии платежные терминалы ООО «Таможенная карта», чем нарушен п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В силу части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии сантимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Таким образом, своим бездействием, выразившимися в том, что на таможенных постах Астраханской таможни не были установлены и подключены все имеющиеся в наличии платежные терминалы ООО «Таможенная карта», Начальник Астраханской таможни ФИО1, который согласно пунктам 1, 32 должностной инструкции №938 от 27.05.2010, является должностным лицом таможенного органа и осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью подчиненных подразделений и должностных лиц таможни, с 11.11.2009 по 10.06.2011 не предприняв мер, направленных на установку всех имеющихся платежных терминалов ООО «Таможенная карта», нарушил п. 2 часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Таким образом, противоправным виновным бездействием начальника Астраханской таможни ФИО1 совершено административное правонарушение, состав которого определен частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе на постановление ФИО1 указывает, что договором от 21.05.2001 № обязанность по установке платежных терминалов на Астраханскую таможню не возложена.

С указанными доводами ФИО1 суд согласиться не может.

Приказом ГТК РФ от 03.08.2011 № 757 «О совершенствовании уплаты таможенных платежей» утверждена Технология расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт).

В соответствии с п. 1 Технологии она определяет порядок приема таможенными органами таможенных карт для уплаты таможенных и иных платежей, порядок учета поступающих на счет таможни денежных средств, уплаченных с применением таможенных карт. Таможенная карта является микропроцессорной банковской картой, эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте.

Согласно п. 3 Технологии в целях обеспечения приема таможенных карт таможня заключает соответствующий договор с координатором эмиссии таможенных карт.

В силу п. 4 Технологии прием таможенных карт осуществляется с использованием специализированного платежного электронного терминала либо на базе персонального компьютера с устройством чтения микропроцессора таможенной карты, устанавливаемых в таможенных органах.

В таможне, осуществляющей прием таможенных карт, на основании п. 6 Технологии, организовывается рабочее место инспектора, оборудованное терминалом.

21.05.2011 между Астраханской таможней и ООО «Таможенная карта» (координатор эмиссии таможенных карт) заключен договор № Т081/2011 на сопровождение системы расчетов с использованием таможенных карт.

В соответствии с п. 1.3 указанного договора ООО «Таможенная карта» передает Астраханской таможне в безвозмездное временное пользование оборудование, необходимое для обеспечения приема таможенных карт.

Согласно пп. 2.1.1, 2.1.4 договора ООО «Таможенная карта» передает Астраханской таможне в безвозмездное временное пользование оборудование, необходимое для приема таможенных карт, проводит обучение ответственных за прием таможенных карт и работу с оборудованием сотрудников таможни.

В силу п. 2.2.4 договора Астраханская таможня организует рабочее место для приема таможенных карт и установки оборудования.

Согласно актам приема-передачи оборудования от 23.10.2003 ООО «Таможенная карта» передало Астраханской таможне оборудование для приема таможенных карт - 3 терминала.

Кроме того, в соответствии с указанными актами Астраханская таможня обеспечивает оборудование электропитанием 220 V и возможность подсоединения оборудования к исправной телефонной линии связи.

Также указанные акты подтверждают проведение ООО «Таможенная карта» обучения сотрудников Астраханской таможни.

Таким образом, из материалов дела следует, что Астраханская таможня получила 3 терминала, а в нарушение договора, актов приема-передачи оборудования установила толькоодин.ООО «Таможенная карта» все свои обязательства выполнило.

№"> При этом ООО «Таможенная карта» передавало оборудование в Астраханскую таможню и обучало сотрудников Астраханской таможни не для хранения терминалов, а именно для приема таможенных карт.

ФИО1 в жалобе указывает на отсутствие фактов обращений участников ВЭДоб оплате таможенных платежей посредством таможенных карт.

Указанное не свидетельствует об отсутствии нарушения ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. В компетенцию таможенных органов не входит определение целесообразности или нецелесообразности установки электронных или платежных терминалов, банкоматов для приема уплаты таможенных пошлин, налогов.

В жалобе ФИО1 указывает, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении не указано, чем закреплена обязанность начальника Астраханской таможни по установке платежных терминалов.

Часть 1 ст. 14.9 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.

Таким образом, для квалификации действий (бездействий) указанных должностных лиц необходимо установить, что такие действия (бездействия) недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия),в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Астраханская таможня, не устанавливая терминалы, переданные ей ООО «Таможенная карта» в целях приема таможенных платежей, необоснованно препятствовала деятельности указанного общества, следовательно, нарушала п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, ФИО1, замещающий должность начальника Астраханской таможни, не совершив действий по обеспечению установки в Астраханской таможне терминалов ООО «Таможенная карта», совершил административное правонарушение, состав которого предусмотрен ч. 1 ст. 14.9 коАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь; 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р е ш и л :

Постановление Астраханского УВФАС России от 28 июня 2011 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: