ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-338/16 от 14.11.2016 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 12-338/16

РЕШЕНИЕ

город Гатчина 14 ноября 2016 года

Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области Гиренко М. В., с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – защитника Музелиной В. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Гатчинский центр дополнительного образования детей» (далее - МБОУ ДОД «ГЦДОД») ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда Ленинградской области ФИО2 от 23 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

Постановлением главного государственного инспектора труда Ленинградской области ФИО2 от 23 марта 2016 года МБОУ ДОД «ГЦДОД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30271 рубля.

Согласно постановлению должностного лица в ходе проверки, проведенной 23 марта 2016 года, установлено, что в МБОУ ДОД «ГЦДОД», расположенном по адресу: <...>, в нарушение требований ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в штатное расписание не введена должность специалиста по охране труда.

Не согласившись с данным постановлением, директор МБОУ ДОД «ГЦДОД» ФИО1 обжаловала его в Гатчинский городской суд Ленинградской области, мотивируя жалобу тем, что согласно штатному расписанию МБОУ ДОД «ГЦДОД» должности специалиста по охране труда в данном учреждении нет. Вместе с тем, в МБОУ ДОД «ГЦДОЛ» приказом № 39 от 01.09.2015г. назначен ответственный за охрану труда по учреждению ФИО3 Приказом № 43-а от 27.04.2015г. в учреждении создана комиссия по охране труда в составе 4 человека, все члены комиссии прошли обучение по охране труда в ЧОУ ДПО «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства» и имеют соответствующие удостоверения. Приказом № 65 от 21.12.2014г. утвержден перечень документов по охране труда, также, разработано Положение об организации работы по охране труда и расследовании несчастных случаев, которым предусматривается распределение обязанностей в области охраны труда между работниками учреждения. В МБОУ ДОД «ГЦДОД» проводятся все инструктажи с регистрацией в соответствующих журналах. Податель жалобы просит признать постановление, протокол и предписание в части п. 2 незаконными и отменить, взыскать в их пользу расходы по оплате госпошлины в размере 2000 рублей.

В судебном заседании защитник юридического лица доводы жалобы полностью поддержала, дополнительно пояснив, что численность в штатном расписании составляет 39 единиц, а в тарификацию включены все совместители, а у них их много. Численность работников в МБОУ ДОД «ГЦДОД» если быть точными составляет 39,41 человек. В тарификации числится 65 единиц, однако, это совместители. Один человек занимает несколько должностей. У них создана комиссия по охране труда, разработано Положение об охране труда, функции специалиста по охране труда возложены на руководителя МБОУ ДОД «ГЦДОД», что не противоречит ст. 217 Трудового Кодекса РФ.

Суд, выслушав мнение представителя подателя жалобы, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

Частью первой статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в случаях, если ответственность за эти деяния не предусмотрена иными специальными нормами КоАП РФ (ч.ч. 2, 3 ст. 5.27 и ст. 5.27.1).

Статья 217 ТК РФ предусматривает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что проведенной главным государственным инспектором труда в Ленинградской области проверкой МБОУ ДОД «ГЦДОД», численность работников которого превышает 50 человек, установлено отсутствие в штатном расписании организации должности специалиста по охране труда.

Однако, суд полагает, что инспектором неверно установлена численность работников МБОУ ДОД «ГЦДОД», т. к. она не превышает 50 человек, а согласно штатному расписанию составляет 39,41 человек.

Согласно ст. 15 Трудового Кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Штатное расписание – документ, необходимый для формирования штатной структуры и численности организации в полном соответствии с Уставом предприятия. Этот документ содержит перечень структурных подразделений организации, список должностей, наименование специальностей и профессий с указанием квалификации, а также данные о необходимом количестве определенных штатных единиц. \

В силу ст. 143 Трудового Кодекса РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Таким образом, при определении численности работников должностному лицу необходимо было руководствоваться штатным расписанием, а не тарификацией, т. к. именно штатное расписание определяется количественный состав работника на данном предприятии.

Согласно ч. 4 ст. 217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Такие Рекомендации утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08 февраля 2000 года № 14. Из правил п. 15 указанного документа следует, что в организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Численность же работников МБОУ ДОД «ГЦДОД» 100 человек не превышает.

Материалами дела установлено, что согласно положений ч. 3 ст. 217 ТК РФ, ст. 218 ТК РФ в МБОУ ДОД «ГЦДОД» назначен ответственный за охрану труда по учреждению работник, создана комиссия по охране труда.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о необоснованности пункта 2 предписания № 8-ПП/2016-2/446/109/1/1-2 от 23.03.2016г., выданного инспектором труда Государственной инспекции труда в Ленинградской области ФИО2 МБОУ ДОД «ГЦДОД».

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из правил п. 2 ч. 1 с. 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Однако, суд отмечает, что требования, изложенные в настоящей жалобе о взыскании госпошлины с Государственной инспекции труда в Ленинградской области в размере 2000 рублей, удовлетворению не подлежат, т. к. обжалование постановлений в рамках КоАП РФ не облагается госпошлиной.

Руководствуясь ст.ст.30.6,30.7,30.8 КоАП РФ, суд

решил:

жалобу директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Гатчинский центр дополнительного образования детей» ФИО1 - удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Ленинградской области ФИО2 от 23 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении МБОУ ДОД «ГЦДОД» – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 по ст. 5.27 КоАП РФ в отношении МБОУ ДОД «ГЦДОД» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в виде госпошлины в размере 2000 рублей с Государственной инспекции труда Ленинградской области в пользу МБОУ ДОД «ГЦДОД», отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента его получения в Ленинградский областной суд.

Судья: