ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-338/20 от 12.02.2021 Коченевского районного суда (Новосибирская область)

Дело 12-70/2021

УИД 54RS0010-01-2020-010085-38

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

12 февраля 2021 года р.п. Коченево

Судья Коченевского районного суда Новосибирской области Мирончик Е.Ю., рассмотрев жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО по делу об административном правонарушении,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО вынесено постановление № о привлечении к административной ответственности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с привлечением к ответственности, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в обоснование жалобы указывает, что при рассмотрении дела в надзорном органе, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны не отрицало факт сброса сточных вод в бесхозяйственный коллектор, имеющий выпуск в <данные изъяты>, однако, считает, что при назначении наказания не было учтено следующее:

с 01.04.2017 года, на основании Приказа Министра обороны РФ № 155 от 02.03.2017 года, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет деятельность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах вооруженных сил РФ.

В соответствие с приказом Директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ № 1140 от 12.04.2017 г. объекты Водно-канализационного хозяйства военных городков на территории Новосибирской области переданы в оперативное управление ЖКС №4 (г. Новосибирск), в том числе коммунальные объекты военного городка № 13 р.п. Коченево Новосибирской области.

В целях исполнения Приказа Министра Обороны РФ № 155 и осуществления деятельности по предоставлению коммунальных услуг в интересах ВС РФ, ЖКС № 4 (г. Новосибирск) филиала ФГБУ «ЦЖГУ» Минобороны России в ДД.ММ.ГГГГ. обратилось в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области с заявкой о предоставлении водного объекта (<данные изъяты>) в пользование.

ДД.ММ.ГГГГ. (исх. № ) в адрес ЖКС №4 (г. Новосибирск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поступил мотивированный отказ о предоставлении водного объекта <данные изъяты>) в пользование. Основными причинами для отказа послужило превышение ПДК сточных вод и сброс сточных вод в водный объект, осуществляемый без очистки. Очистные сооружения в <адрес> отсутствуют.

В пояснительной записке к мотивированному отказу Министерство природных ресурсов и экологии по НСО предлагает ЖКО № 4 (г. Новосибирск) спланировать мероприятия по очистке сточных вод до нормативного качества на локальных сооружениях, проработать вопросы, связанные с финансированием строительства локальных очистных сооружений, а также включить в состав обосновывающих материалов к пакету документов для получения водного объекта в пользование документы, подтверждающие начало финансирования строительства очистных сооружений в <адрес>, стоимостью более одного миллиарда рублей. Следовательно, получение разрешения на пользование водным объектом ЖКС №4 (г. Новосибирск) возможно после вложения и постройки очистных сооружений. Копии протоколов, подтверждающих факт превышения ПДК стоков, в адрес ЖКС не поступало.

Согласно Устава Учреждения полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны РФ.

Пункт 6 Устава ограничивает деятельность Учреждения рамками государственного задания, сформированного и утвержденного Министерством обороны РФ, под которое выделяются финансовые средства из федерального бюджета (субсидии).

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Министерством обороны, осуществляет основные виды деятельности, не связанные со строительством зданий и сооружений производственного характера, либо реконструкцией существующих.

ДД.ММ.ГГГГ. Коченевским районным судом Новосибирской области вынесено решение: « обязать Администрацию р.п. Коченево осуществить строительство сооружения очистки и обезвреживания сточных вод (в соответствии с требованиями законодательства, в том числе СанПиН 2.1.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», СП 32.13330.2012 «Канализация». Наружные сети и сооружения»)», указан срок введения в эксплуатацию очистных сооружений ДД.ММ.ГГГГ года. В суде апелляционной инстанции жалоба Администрации р.п. Коченево оставлена без удовлетворения, а решение суда 1-ой инстанции - без изменения, (дело № от ДД.ММ.ГГГГ.) Кассационная жалоба не подавалась, Решение Коченевского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. вступило в законную силу.

В настоящее время коллектор не имеет конкретной принадлежности, но обслуживается собственной коммунальной службой Администрацией р.п. Коченево.

В настоящее время, Постановлением правительства Новосибирской области от 29 июля 2019 года № 287-п "Об утверждении Региональной программы по повышению качества водоснабжения на территории Новосибирской области на период с 2019 по 2024 год в рамках выполнения мероприятий Государственной Программы «Чистая вода» утвержден перечень объектов водоснабжения и водоотведения Новосибирской области за счет местных субсидий в 2018-2019г.г., где в п. 13 запланировано финансирование на проектирование очистных сооружений в <адрес>, стоимость которых составляет - <данные изъяты> руб.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация р.п. Коченево подтверждает, что на сегодняшний день Администрацией р.п. Коченево подготовлено и защищено техническое задание на проектирование очистных сооружений, заключено соглашение на финансирование проектных работ. В результате проектирования нового коллектора до очистных сооружений, Администрацией поселка будет рассмотрена возможность технологического присоединения сетей ЖКС к основному коллектору.

На момент вынесения постановления о назначении административного наказания Управление располагало ответом Администрации р.п. Коченево (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому «в настоящее время ведутся работы в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации строительства очистных сооружений канализации <адрес>, а также по прохождению государственной экспертизы проектно-сметной документации по вышеуказанному объекту. На сегодняшний день окончательный срок завершения строительства очистных сооружений установить невозможно ввиду отсутствия финансирования».

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России считает, что их вина в действиях (бездействии) в инкриминируемом правонарушении отсутствует, поскольку, все необходимые меры по соблюдению правил и норм природоохранного законодательства Учреждением были приняты, а, именно:

- Учреждение обращалось в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области с заявкой о предоставлении водного объекта (<данные изъяты>) в пользование ( на обращение получен отказ);

- процесс передачи в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества ВКХ Администрации Коченевского района не завершен по причинам, не зависящим от Учреждения;

- заключение договора и оплата сброса сточных вод не возможно, поскольку, в настоящее время коллектор не имеет конкретной принадлежности.

Утверждает, что выявленные в ходе проверки нарушения явились не следствием пренебрежительного отношения Учреждения к установленным нормам и правилам, а следствием отсутствия возможности соблюдения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установленных правил и норм природоохранного законодательства.

Ранее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было освобождено от административной ответственности по аналогичному правонарушению на основании п.9 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для её рассмотрения не имеется.

Представитель ФГБУ «ЦЖКО» Минобороны России в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе в полном объеме, кроме того, считает, что действия, за которые организация привлечена к административной ответственности, происходят в состоянии крайней необходимости, в противном случае, прекращение предоставление услуг по отведению, прекращение сброса сточных вод может привести к подрыву обороноспособности.

Должностное лицо, вынесшее постановление в судебное заседание не явилось, просит дело рассмотреть в его отсутствии. Предоставило отзыв на жалобу просило постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, возбужденного по ст. 7.6 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) в лице филиала Жилищно-коммунальная служба № 4 (г. Новосибирск) без удовлетворения в полном объёме, полагает, что у Учреждения имеются и имелись иные возможности для соблюдения природоохранного законодательства в отличии от совершаемого им пользования <данные изъяты> в <адрес> Новосибирской области в целях сброса сточных вод в отсутствии правоустанавливающих документов на право пользования водным объектом, что в свою очередь влечёт нарушения ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 11, п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ.

Выслушав представителя ФГБУ «ЦЖКУ», изучив материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьями 24.1, 26.11 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, при этом судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно оспариваемому постановлению уполномоченным должностным лицом на основании информации Верхне-Обского бассейнового водного управления (далее - Верхне-Обское БВУ) от ДД.ММ.ГГГГ, установлены факты несоблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны собственности, выразившиеся в следующем:

Согласно ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст. 11 главы 3 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу п.2 ч.3 ст. 11 главы 3 Водного кодекса РФ, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В адрес Управления из Верхне-Обского БВУ поступил «Перечень предприятий Новосибирской области, осуществляющих незаконное использование водных объектов в целях, установленных ч.2 и 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации по состоянию на 15.10.2020» (далее - Перечень, вх. от 15.10.2020 № 06/20640).

Согласно п.3 данного Перечня ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет пользование <данные изъяты> на 26 км от устья <данные изъяты> в <адрес> Коченевского района Новосибирской области (координаты места выпуска сточных вод: <данные изъяты>) в целях сброса сточных вод в отсутствии правоустанавливающих документов на право пользования водным объектом (решения о предоставлении водного объекта в пользование), что является нарушением ч.1 ст.9, ч.1 ст.11, п.2 ч.3 ст. 11 Водного кодекса РФ.

При вынесении постановления должностным лицом было принято во внимание, что ранее, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, предоставив пакет документов с пояснениями по административному делу, было освобождено от административной ответственности по аналогичному правонарушению на основании п.9 ч.1 ст.24.5. КоАП РФ - постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 19.03.2019 № В-034).

По состоянию на момент рассмотрения настоящего дела ФГБУ ЦЖКУ» Минобороны России продолжает осуществлять сброс неочищенных сточных вод от <адрес> в бесхозяйственный коллектор, имеющий выпуск в <данные изъяты>.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установленных правил и норм природоохранного законодательства, равно как и доказательств принятия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России необходимых и достаточных мер по получению Решения о предоставлении водного объекта в пользование - в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России во вмененном ему правонарушении.

ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Рос-сийской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Должностным лицом с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ дана оценка имеющихся в деле доказательствам. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судом не усматривается.

Событие, состав административного правонарушения, вина ФГБУ «ЦЖКУ» в его совершении нашли в суде свое полное подтверждение.

Выводы должностного лица являются мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах дела, соответствуют материальному закону и не опровергаются доводами жалобы.

Мера наказания ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России назначена в размерах санкции данной статьи

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, не установлено.

Доводы представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о том, что ранее, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по аналогичным обстоятельствам Учреждение было освобождено от административной ответственности, по мнению суда, не имеет правового значения.

Кроме того, на момент вынесения постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России продолжает осуществлять сброс неочищенных сточных вод от <адрес> в бесхозяйственный коллектор, имеющий выпуск в <данные изъяты>.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установленных правил и норм природоохранного законодательства, равно как и доказательств принятия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России необходимых достаточных мер по получению Решения о предоставлении водного объекта в пользование в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России во вмененном ему правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7КоАП РФ,

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись Е.Ю. Мирончик