Дело №12-338/2017
РЕШЕНИЕ
г. Брянск 02 ноября 2017 года
Судья Бежицкого районного суда г.Брянска Дячук Е.В. (<...>), с участием представителя Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполнительного директора ООО «Р.Л. Брянск» ФИО3 на постановление советника отдела природопользования управления природопользования и охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ФИО1№-ПР от 14.07.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением советника отдела природопользования управления природопользования и охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (далее – Департамент) №-ПР от 14 июля 2017 года должностное лицо - директор ООО «Р.Л.Брянск» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в пользовании недрами без лицензии на право пользование недрами, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе ФИО3 просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить. Полагает, что добыча ООО «Р.Л.Брянск» общераспространенного полезного ископаемого, выходящего на поверхность, не требовала оформления лицензии. В настоящее время ООО «Р.Л.Брянск» является арендатором земельного участка, на котором производились работы, на основании договора аренды, заключенного между ООО «СузФармс» и ООО «Р.Л.Брянск». Вывоз песка был произведен исключительно для личных нужд, а именно для отсыпки территории ООО «Р.Л.Брянск», в связи с чем, состав административного правонарушения отсутствует.
В судебное заседание ФИО3 не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, представитель заявителя ФИО4 ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя.
Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ФИО2 в судебном заседании просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения. Пояснила, в предмет деятельности ООО «Р.Л.Брянск», согласно Уставу, входит производство земляных работ, строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений, производство прочих строительных работ, что никак нельзя отнести к личным нуждам.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1ст.7.3 КоАП РФпользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с положениями Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу пункта 1 статьи 23 закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охраны недр является соблюдение порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 49 закона о недрах).
Из материалов дела следует, что 10 июня 2017 года Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области был выявлен факт добычи и вывоза ООО «Р.Л.Брянск» общераспространенного полезного ископаемого (песка) на земельном участке с кадастровым номером № расположенном в 1000м. по направлению на запад от н.<адрес> без разрешительных документов (лицензии на право пользования недрами).
Данные работы производились при помощи грузового автомобиля марки КАМАЗ-45392, гос. номер № и двух погрузчиков марки MANITOU, рег. № и JCB, рег. №
Согласно путевому листу грузового автомобиля КАМАЗ-45392, гос. номер № от ДД.ММ.ГГГГ№ с территории участка с кадастровым номером № в указанную дату вывезено 60 тонн песка.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица ООО «Р.Л.Брянск» исполнительного директора ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №-ПО/П.
Постановлением советника отдела природопользования управления природопользования и охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Брянской области о назначении административного наказания №-ПР от 14 июля 2017 года ФИО3 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
На основании ст. 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (абзац 2 статьи 19 Закона "О недрах").
Законодательное определение предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Как указал заявитель, земельный участок, на котором проводилось изъятие песка, имеющегося в границах земельного участка, находится в аренде. Арендатор производит работы по выемке песка своей техникой исключительно для собственных нужд, а именно для отсыпки территории ООО «Р.Л.Брянск».
Вышеуказанный довод не может рассматриваться как использование для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Таким образом, исключение, предусмотренное ст. 19 Закона "О недрах" не может быть распространено на заявителя, поскольку в рассматриваемом случае земельный участок, а также использование полезного ископаемого (песка), имеющегося в границах земельного участка используется заявителем для нужд, возникающих в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
Отсутствие лицензии на пользование недрами и, соответственно, виновность должностного лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оснований не доверять которым не имеется, в том числе, постановлением о назначении административного наказания №-ПР от 14 июля 2017 года, протоколом об административном правонарушении №-ПО/П от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением №-П о допущенных нарушениях при недропользовании, необходимости явки для дачи пояснений, предоставления документов и составления протокола об административном правонарушении, объяснениями ФИО3, материалом проверки по факту незаконной добычи песка ООО «Р.Л.Брянск» на территории <адрес> (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ), а также иными доказательствами.
Анализ приведенных документов свидетельствует о том, что исполнительный директор ООО «Р.Л.Брянск» ФИО3 не имеет лицензии на пользование недрами и не является недропользователем, данный факт заявителем также не оспаривался.
Названные доказательства являются достаточными для установления вины должностного лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного освободить лицо от административной ответственности.
Из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным право нарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае необходимо учитывать, что совершенное правонарушение посягало на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий.
Отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения не имело значения для наступления ответственности за указанное правонарушение, поскольку, по своему правовому характеру состав правонарушения является формальным. Угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае связана с пренебрежением правонарушителя в течение определенного периода времени к требованиям публичного права. Пользование недрами без лицензии в течение длительного периода времени не может быть отнесено к действиям в состоянии крайней необходимости и не является малозначительным правонарушением.
Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения, в том числе, и с учетом степени опасности совершенного административного правонарушения.
Нарушений процессуальных норм и требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу административным органом допущено не было.
Принимая во внимание, что дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно, вина должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в ходе судебного разбирательства нашла свое подтверждение, наказание назначено с учетом всех обстоятельств по делу в пределах санкции указанной нормы административного законодательства, оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление советника отдела природопользования управления природопользования и охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ФИО1№-ПР от 14.07.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО3 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 десяти суток со дня получения копии решения.
Судья Е.В. Дячук