КОПИЯ УИД 16RS0038-01-2021-004291-24
дело № 12-3391/2021
РЕШЕНИЕ
21 октября 2021 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Каримова С.Р.,
при секретаре судебного заседания Ильиной А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - заместителя генерального директора по государственным программам ...» А А.А. на постановление заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ... от ... должностное лицо - заместитель генерального директора по государственным программам ...») А А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Представитель А А.А. - В Л.А. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просила его отменить, производство по делу прекратить В обоснование жалобы указала, что проверка в отношении ... была проведена с существенными нарушениями Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ....... Кроме того, податель жалобы указала, что выводы должностного лица о нарушении А А.А. порядка ценообразования основаны на неверном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
В судебном заседании защитник А А.А. – В Л.А. жалобу поддержала в полном объёме, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам М Р.А. в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, обжалуемое постановление – без изменения.
Выслушав защитника заявителя и представителя административного органа, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Как следует из материалов дела, в ходе одушевления плановой выездной проверки за соблюдением ...» требований к установлению и применению регулируемых цен (тарифов) в действиях общества выявлены следующие нарушения:
На основании вышеизложенного, постановлением заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ... от ..., должностное лицо – заместитель генерального директора по государственным программам ...» А А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Суд с данными выводами должностного лица соглашается.
Факт совершения А А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в его совершении, подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: актом проверки от ......; письмами ...» от ......, от ......, от ......, от ......, от ......, от ......, от ......; приказом ...» от ......-КП и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений статьи. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Доводы жалобы о том, что проверка в отношении ...» была проведена с существенными нарушениями Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ......, суд признаёт несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 23.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 Кодекса. Частью 2 данной статьи установлено, что данные дела рассматривают от имени органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), в том числе, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), их заместители.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важно социальное значение.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности, иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Одним из условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Из материалов дела усматривается, что ...» является регулируемой организацией, осуществляющей на территории Республики Татарстан регулируемые виды деятельности в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Госкомитете, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ...... (далее - Положение), Госкомитет является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством.
Согласно пункта 2.4 Регламента Госкомитета по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) в части правильности применения подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок, наценок) на товары (работы, услуги) и обоснованности их величины, утвержденного приказом Госкомитета от ...... (далее - Регламент) плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с приказом председателя (заместителя председателя) Госкомитета на основании утвержденного Госкомитетом ежегодного Плана.
Ежегодный план проверок разрабатывается в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от ...... с применением риск-ориентированного подхода.
В целях применения при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к определенной категории риска на основании критериев, установленных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от .......
Плановая проверка на предмет соблюдения обязательных требований законодательства в сфере регулируемого ценообразования в отношении ...» проводилась в соответствии с приказами Госкомитета от ......, от .......
Проверка проведена на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Госкомитета от ...... и согласованного с прокуратурой Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ...... утвержден порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Пунктом 6.2 указанного Порядка установлены критерии отнесения деятельности субъектов контроля к определенной категории риска в соответствии с размером необходимой валовой выручки организации по всем регулируемым видам деятельности за предшествующий год.
Деятельность заявителя отнесена к категории чрезвычайно высокого риска на основании пункта 6.2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ...... с учетом размера валовой выручки общества по всем регулируемым видам деятельности за предшествующий год (более 500 млн.руб.) и наличия факта нарушения обязательных требований, установленных по результатам плановой выездной проверки, проведенной Госкомитетом в отношении ...
Постановлением правительства Российской Федерации от ...... «О применениириск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.
Пунктом 17 Правил ... предусмотрено право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора), отвечающее требованиям пункта 18 правил ....
К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель (пункт 19 Правил ...).
Орган государственного контроля (надзора) по результатам рассмотрения принимает решение об удовлетворении заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора) либо об отказе в удовлетворении заявления.
В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке (пункт 22 Правил ...).
Учитывая изложенное, действующим законодательством определен специальный порядок изменения присвоенной юридическому лицу категории риска.
При этом отнесение юридического лица к той или иной категории риска является юридически значимым фактом и не может быть пересмотрено в произвольном (нерегламентированном законодательством) порядке.
В рассматриваемом случае ...» отнесено к категории чрезвычайно высокого риска, изменение категории может быть реализовано только в порядке, установленном правилами ....
...» следовало (в случае несогласия с присвоенной категорией риска) обратиться в Госкомитет с заявлением об изменении присвоенной ранее категории риска в порядке, установленном Правилами ..., а уже в дальнейшем, в случае принятия Госкомитетом решения об отказе в удовлетворении заявления, обжаловать такое решение в судебном порядке в рамках соответствующих заявленных требований.
Пунктом 6.2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ...... также установлено, что деятельность субъекта контроля, отнесенная к определенной категории риска, подлежит отнесению к категории более высокого риска при наличии в течение четырех лет на день формирования проекта плана проверок факта нарушения обязательных требований.
По результатам проверки, проведенной Госкомитетом ... в отношении ...» установлен факт нарушения обязательных требований, а именно, при анализе фактических затрат на электрическую энергию, представленных обществом в рамках ... году по услугам водоснабжения (питьевая и техническая вода) и водоотведения, Госкомитетом выявлены отклонения данных между отчетными данными и первичной документацией (ведомостями электроснабжения) за ... год, что зафиксировано в акте проверки от .......
Таким образом, деятельность общества отнесена к категории чрезвычайно высокого риска на основании пункта 6.2 регионального порядка с учетом размера валовой выручки общества по всем регулируемым видам деятельности за предшествующий год (более 500 млн. руб.) и наличия факта нарушения обязательных требований.
Следовательно, плановая проверка в отношении ...» должна проводиться согласно пункту 6.3 регионального порядка один раз в год.
Иные доводы также не влекут отмены обжалуемого постановления в связи с ос следующим.
В ходе проведения плановой проверки административным органом установлено, что фактические расходы ...» за ... год по услуге «передача электрической энергии» выше установленных в тарифах по передаче электрической энергии.
Пункт 28 постановления Правительства Российской Федерации от 29декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») устанавливает исчерпывающий перечень расходов, относимых на прочие затраты.
Пункт 11 данного Постановления определяет иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от ...... «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В результате завышения доли выручки по виду деятельности по передаче электрической энергии, произошло завышение общехозяйственных расходов, отнесенных на данный вид деятельности.
В составе прочих расходов, отнесенных на вид деятельности по переда электрической энергии, учитываются общехозяйственные расходы общества, сформированные по данным бухгалтерского учета 26 «общехозяйственные расходы». Общая сумма затрат общества, отраженная на счете 26, составила 508750611,86 руб., в том числе: - ... год - 354264232,19руб.; - ... - 154486379,67 руб.
Согласно учетной политике общества, распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности производится пропорционально выручке по виду деятельности.
Согласно представленных в ходе проведения контрольного мероприятия обществом документов отчет о финансовых результата общества за ... форме 0710002, а также справкам-расчетам по видам деятельности) выручка по виду деятельности по передаче электрической энергии ... составила 298739028,45 руб., в ... - 152967050,06 руб.
Таким образом, доля выручки по виду деятельности «передача электрической энергии» ... составляла 19,699% и за ... года - 21,065%.
При этом заявителем размер доли выручки по виду деятельности «передача электрической энергии» рассчитан в ... году в размере 20,16% и за ... года в размере 21,39%.
Таким образом, в связи с завышением доли выручки по виду деятельности по передаче электрической энергии, произошло завышение общехозяйственных расходов, отнесенных на данный вид деятельности, в размере 2130,42 тыс. руб., в том числе:
- ... - 1626,53 тыс. руб. (71413,04 тыс. руб. - 354264,23 тыс.руб.*19,699%).
- ... - 503,89 тыс. руб. (33046,45 тыс. руб. - 154486,38 тыс.руб.*21,065 %).
При этом доводы жалобы о том, что факт завышения доли выручки отсутствует, в связи с тем, что согласно учетной политики общества, распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности производится ежемесячно пропорционально выручке ... года, не могут быть приняты во внимание, поскольку анализ учетной политики общества ... год показал, что ежемесячно при закрытии месяца расходы по счету 26 «Общехозяйственные расходы» списываются на счет 90 «Продажи» (субсчет 8 «Управленческие расходы»). При этом в учетной политике не указан порядок отнесения общехозяйственных расходов по видам деятельности.
В представленной заявителем таблице соотношения процента выручки и процента распределения общехозяйственных расходов по виду деятельности «транспортирование электрической энергии» за ... год указаны недостоверные сведения, а именно за декабрь 2019 года удельный вес общехозяйственных расходов составляет 12,527% (в таблице - 15,919%), соответственно доля общехозяйственных расходов по виду деятельности «транспортирование электрической энергии» за декабрь 2019 года составила - 6242457 руб. (в таблице - 7932682 руб.), за 2019 год - 69722812 руб. (втаблице - 71413036 руб.) и соответственно удельный вес составил 19,68% (в таблице - 20,16%).
Согласно учетной политики ... за ... год, управленческие расходы, учитываемые по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании отчетного периода не распределяются между объектами калькулирования и в качестве условно-постоянных списываются в полном объеме непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет 8 «Управленческие расходы»). Сведения о том, что распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности производится ежемесячно пропорционально выручке в ученой политике общества ... год отсутствует.
Следовательно, довод заявителя, о том, что процент распределения общехозяйственных расходов соответствует информации, представленной ...», является необоснованным.
В представленной ...» в Госкомитет калькуляции расходов по виду деятельности «теплоснабжение» ... год в формате шаблона ... Госкомитетом выявлены расхождения значений фактических расходов за ... год над учтенными в тарифах на тепловую энергию на ... год по ряду статей затрат, что подтверждается калькуляцией расходов по услуге «теплоснабжение» приведенных административным органом в таблицах.
В ходе плановой проверки установлено, что часть расходов по указанным статьям затрат не учтена в тарифе на тепловую ... год как экономически необоснованные. Следовательно такие затраты не могут быть отнесены к фактически понесенным затратам, в том числе в полном объеме, без отнесения в доле на регулируемый вид деятельности «теплоснабжение» в соответствии с учетной политикой предприятия.
Согласно статье 7 Федерального закона от ... № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся, в том числе принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, и принцип обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
В соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ...... (далее - Основы ценообразования), в состав необходимой валовой выручки включаются следующие группы расходов, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности:
Денежные средства, необходимые для возмещения ...» затрат на осуществление регулируемого вида деятельности «теплоснабжение», в соответствии с нормами Основ ценообразования были рассчитаны при установлении тарифа на тепловую энергию ... год в экономически обоснованном размере и включены в необходимую валовую выручку.
Необходимо отметить, что тарифы на теплоснабжение на ... год ...» согласованы.
При определении расходов по статьям затрат для включения в регулируемые тарифы в составе НВВ организации учитывается, в том числе фактический уровень расходов по статьям затрат, сложившийся за последний расчетный период регулирования.
Таким образом, отнесение экономически обоснованных расходов к фактическим затратам имеет непосредственное отношение к процессу тарифообразования на следующий период регулирования - в данном случае в рамках проводимой Госкомитетом ... году тарифной кампании ....
Необходимость и важность отнесения к фактическим затратам экономически обоснованных расходов при тарифном регулировании подтверждается также пунктом 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ......, согласно которому, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Принятие ...» решений по отнесению к фактически понесенным затратам экономически необоснованных расходов, которые идут в разрез с принятым тарифным решением, приводит к получению обществом отрицательного финансового результата по регулируемому виду деятельности.
Таким образом действия ...» по отнесению экономически необоснованных расходов к фактически понесенным затратам, непосредственным образом влияют на процесс установления тарифов и квалифицируются как «иное нарушение порядка ценообразования» по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В представленных ...» в Госкомитет калькуляциях расходов по виду деятельности «водоснабжение» за ... год в формате шаблона ..., Госкомитетом выявлены расхождения значений фактических расходов за ... над учтенными в тарифах на питьевую воду и техническую воду на ... год по ряду статей затрат.
Так по статьям затрат: заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих, амортизация основных средств производственного назначения, затраты на текущий ремонт оборудования, прочие прямые расходы, общеэксплуатационные расходы установлен перерасход по статьям затрат, установленных в тарифе на водоснабжение, что подтверждается калькуляцией расходов по услуге «водоснабжение» приведенных административным органом в таблицах.
В ходе плановой проверки установлено, что часть расходов по указанным статьям затрат не учтена в тарифе на водоснабжение на ... год как экономически необоснованная. Следовательно такие затраты не могут быть отнесены к фактически понесенным затратам, в том числе в полном объеме, без отнесения в доле на регулируемый вид деятельности «водоснабжение» в соответствии с Учетной политикой предприятия.
В представленных ...» в Госкомитет калькуляциях расходов по виду деятельности «водоотведение» ... год в формате шаблона ... Госкомитетом выявлены расхождения значений фактических расходов ... год над учтенными в тарифах на водоотведение, водоотведение поверхностно-сточных вод ... год по ряду статей.
Так по статьям затрат: покупная электрическая энергия, амортизация основных средств производственного назначения, затраты на текущий ремонт оборудования, капитальный ремонт, прочие прямые расходы, общеэксплуатационные расходы установлен перерасход по статьям затрат, установленных в тарифе на водоотведение, что подтверждается калькуляцией расходов по услуге «водоотведение» приведенных административным органом в таблицах.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к принципам регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения относятся, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Денежные средства, необходимые для возмещения ...» затрат на осуществление регулируемых видов деятельности «водоснабжение» и «водоотведение», в соответствии с нормами Основ ценообразования были рассчитаны при установлении тарифа на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, водоотведение сточных вод на ... год в экономически обоснованном размере и включены в необходимую валовую выручку.
При этом необходимо отметить, что ...» согласованы тарифы на питьевую и техническую воду на ..., а также на водоотведение, водоотведение сточных вод ... год.
При определении расходов по статьям затрат для включения в регулируемые тарифы в составе НВВ организации учитывается, в том числе фактический уровень расходов по статьям затрат, сложившийся за последний расчетный период регулирования.
Таким образом, отнесение экономически обоснованных расходов к фактическим затратам имеет непосредственное отношение к процессу тарифообразования на следующий период регулирования - в данном случае в рамках проводимой Госкомитетом в ... году тарифной кампании ....
Необходимость и важность отнесения к фактическим затратам экономически обоснованных расходов при тарифном регулировании подтверждается также пунктом 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ... год ..., согласно которому, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Принятие ...» решений по отнесению к фактически понесенным затратам экономически необоснованных расходов, которые идут в разрез с принятым тарифным решением, приводит к получению обществом отрицательного финансового результата по регулируемому виду деятельности.
Таким образом действия ...» по отнесению экономически необоснованных расходов к фактически понесенным затратам, непосредственным образом влияют на процесс установления тарифов и квалифицируются как «иное нарушение порядка ценообразования» по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в ходе контрольных мероприятий установлено, что в проверяемом периоде ...» произведены расходы, не включенные в состав прочих расходов в соответствии с действующим законодательством, в тарифах по передаче электрической энергии, на теплоснабжение, на водоснабжение, водоотведение.
Статьей 28 Постановления Правительства Российской Федерации от ...... «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»), приказом ФСТ России от ......-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», статьей 58 постановления Правительства Российской Федерации от ...... «Оценообразовании в сфере теплоснабжени», устанавливается исчерпывающий перечень расходов, относимых на прочие затраты.
Данные положения определяют иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией.
Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
- расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
- учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Согласно пункта 9 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, в случае, если регулируемая организация, кроме регулируемых видов деятельности, осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается. Органы регулирования в соответствии с методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций
Согласно пункту 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:
а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;
б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
...» предоставило сведения о распределении расходов ... год, в котором отражены расходы общехозяйственного характера, не включенные в прочие затраты, а именно в ... год обществом произведены расходы: на оплату вступительных и членских взносов, компенсация за разъездной характер работы, маркетинговые исследования, перспективный план развития, реклама и участие в выставках, семинары и тренинги, командировочные расходы, подбор персонала, представительские расходы, добровольное медицинское страхование сотрудников, расходы на питание сотрудников, представительские расходы, подбор персонала.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Таким образом, суд приходит к выводу, что включение данных расходов в затраты по регулируемым видам деятельности нарушает принцип сбалансированности экономических интересов регулируемой организации и потребителей. Данные расходы подлежат изъятию из НВВ и отнесению их к внереализационным расходам предприятия.
Следовательно, ...» по отнесению затрат на фактические расходы, не предусмотренные действующим законодательством, являются нарушением порядка ценообразования.
Кроме того, в составе общехозяйственных расходов общества, отнесенных на регулируемые виды деятельности по передаче электрической энергии и водоснабжения учтены следующие затраты: командировочные расходы, подбор персонала, представительские расходы.
Суд считает, что данные расходы общества не связаны с регулируемой деятельностью и в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от ...... «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», в соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от ...... «Огосударственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», не являются экономически обоснованными расходами общества.
Относительно довода заявителя о неправомерности признания Госкомитетом расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды экономически необоснованными.
Тарифы в регулируемых сферах деятельности устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов), утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от ...... «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», от ...... «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», от ...... «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
При установлении тарифов по регулируемым видам деятельности при расчете необходимой валовой выручки учитываются производственные и общехозяйственные расходы, в том числе расходы на оплату труда административно-управленческого персонала. Распределение и отнесение на регулируемые виды деятельности фонда оплаты труда административно-управленческого персонала производится в соответствии с Учетной политикой, утвержденной приказом общества.
В ходе проведения контрольного мероприятия запрошены штатные расписания общества, являющиеся основанием установления должностных окладов и формирования фонда оплаты труда. Штатное расписание запрошено с целью исключения из фонда оплаты труда заработной платы сотрудников административно-управленческого аппарат, деятельность которых не связана с регулируемыми видами деятельности.
Штатные расписания ...» в Госкомитет не представлены.
В связи с отсутствием первичных документов, подтверждающих расходы общества на фонд оплаты труда в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от ...... «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от ...... «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от ...... «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» расходы на фонд оплаты труда общехозяйственного персонала с начислениями, отнесенных на перечисленные виды деятельности, не являются экономически обоснованными.
Относительно довода заявителя, что Госкомитетом не были запрошены первичные бухгалтерские документы, служащие основанием признания и подтверждения фактически понесенных затрат обществом, необходимо отметить следующее.
В соответствии с законом от ... № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Первичные документы, служащие подтверждением проведения хозяйственных операций, находят отражение на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
В ходе проведения плановой проверки Госкомитетом запрошены оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, таким образом, у Госкомитета имелись достаточные основания признать, что хозяйственные операции являются обоснованными и подтвержденными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в действиях ...» по направлению денежных средств, утвержденных по конкретным статьям затрат, на иные цели, содержатся признаки нарушения порядка ценообразования, квалифицирующегося по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, судья считает, что заявитель правомерно привлечён к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вина должностного лица подтверждается материалами дела об административном правонарушении, достоверность которых не вызывает сомнений.
Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае назначенное А А.А. административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), отвечает положениям статьей 1.2, 3.5, 4.1, 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ... от ... о привлечении к административной ответственности должностного лица - заместителя генерального директора по государственным программам ...» А А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, жалоба заявителя подлежит оставлению без удовлетрения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя генерального директора по государственным программам ...» А А.А. , оставить без изменения, жалобу А А.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья Вахитовского
районного суда г. Казани /подпись/ С.Р. Каримов
Копия верна.
Судья С.Р. Каримов
Решение24.11.2021