ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-339/2022 от 21.09.2022 Промышленного районного суда г. Курска (Курская область)

УИН 46RS0031-01-2022-003365-14

Дело № 12-339/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

21 сентября 2022 года г. Курск

Судья Промышленного районного суда г. Курска Дерий Т.В., рассмотрев жалобу комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области на постановление Врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 № 41 от 11.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 № 41 от 11.04.2022 комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора - вступившего в законную силу решения суда о возложении на комитет социального обеспечения Курской области обязанности предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Курского района Курской области.

Считая данное постановление по делу об административном правонарушении незаконным и необоснованным, комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обратился в суд с жалобой, мотивируя требования тем, что решением Промышленного районного суда г. Курска от 05.02.2019 комитет обязали предоставить ФИО5ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Курского района Курской области. На основании исполнительного листа, выданного Промышленным районным судом г. Курска, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Курской области 06.05.2019 возбуждено исполнительное производство.

Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Курской области комитету было выставлено требование в срок до 01.04.2022, включительно предоставить ФИО6 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Курского района Курской области.

Постановлением Врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 № 41 от 11.04.2022 комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Копия указанного постановления получена Комитетом 09.08.2022 года.

Вина Комитета в неисполнении требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении ФИО7 жилого помещения в срок до 01.04.2022 отсутствует ввиду того, что свободных жилых помещений комитет на территории Курского района Курской области не имеет. Жилые помещения приобретаются на основании государственных контрактов, срок исполнения которых составляет 6-9 месяцев. Такой срок устанавливается поставщику с целью предоставления ему необходимого времени на приобретение земельного участка и строительства на нем приобретаемых впоследствии комитетом жилых помещений. Минимальный срок, необходимый для исполнения всех процедур составляет от 9 до 12 месяцев. Процесс приобретения и предоставления жилья носит объективно длительный характер и занимает по продолжительности значительный период времени и зависит не только от действий комитета, но и от действий потенциальных поставщиков. Согласно постановлению администрации Курской области от 16.06.2021 №634-па осуществлены бюджетные инвестиции в строительство трех одноэтажных четырехквартирных жилых домов по адресу: Первоначальный срок ввода в эксплуатацию указанных домов – 2021 год. Ввиду независящих от комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области обстоятельств, срок вода в эксплуатацию жилых домов отложен на 2022 год. По информации комитета строительства Курской области завершение строительства и ввод в эксплуатацию жилых помещений планировалось до 30.05.2022. В настоящее время завершение строительства и ввод в эксплуатацию жилых помещений планируется до 01.09.2022. По окончании строительства потребуется время для оформления жилых домов в собственность Курской области, передачи в оперативное управление подведомственному комитету учреждению и отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду. Таким образом, Комитетом предпринимаются все меры для исполнения решения суда. Поскольку вины Комитета в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ нет, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель заявителя - Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области, Врио начальник отделения – старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, суд находит жалобу комитета социального обеспечения Курской области обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу.

Копия оспариваемого постановления получена комитетом социального обеспечения материнства и детства Курской области 09.08.2022, жалоба направлена Комитетом 18.08.2022, то есть в установленный законом срок.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ состоит в том, что виновный не исполняет (т.е. прямо отказывается исполнить или уклоняется от этого) требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом - исполнителем, после взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, решением Промышленного районного суда г. Курска от 05.02.2019 комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обязали предоставить ФИО8 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Курского района Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области. Данное решение обжаловано не было и вступило в законную силу 12.03.2019.

На основании исполнительного листа выданного Промышленным районным судом г. Курска, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России Курской области 06.05.2019 возбуждено исполнительное производство о возложении обязанности на комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области предоставить ФИО9 благоустроенное жилое помещение.

Судебным приставом МОСП по ОИП УФССП по Курской области комитету было предъявлено требование в срок до 23.06.2022 включительно, предоставить ФИО10 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Курского района Курской области. Указанное требование получено Комитетом 01.06.2022.

Постановлением Врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 № 41 от 11.04.2022 комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора - вступившего в законную силу решения суда о возложении на комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обязанности предоставить ФИО11 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Курского района Курской области.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Приобретение жилья осуществляется в соответствии с действующим законодательством, то есть с учетом норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Свободных жилых помещений комитет на территории Курского района Курской области не имеет. Жилые помещения приобретаются на основании государственных контрактов, срок исполнения которых составляет 6-9 месяцев. Такой срок устанавливается поставщику с целью предоставления ему необходимого времени на приобретение земельного участка и строительства на нем приобретаемых впоследствии комитетом жилых помещений.

Исходя из положений ст.ст. 48-49 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», минимальный срок, необходимый для исполнения всех процедур для проведения закупок составляет от 9 до 12 месяцев.

Постановлением Администрации Курской области от 16.06.2021 № 634-па осуществлены бюджетные инвестиции в строительство трех одноэтажных четырехквартирных жилых домов по адресу: Первоначальный срок ввода в эксплуатацию указанных домов – 2021 год, впоследствии срок вода в эксплуатацию жилых домов был продлен до 2022 года: вначале до 30.05.2022, затем до 01.09.2022.

При этом суд учитывает, что комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области контролируется вопрос о сроках ввода в эксплуатацию жилых домов на территории что подтверждается письменными сообщениями комитета строительства Курской области от 21.03.2022, от 08.07.2022.

Таким образом, для исполнения судебного решения комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области предпринимались все зависящие от него меры.

Процесс приобретения и предоставления жилья носит объективно длительный характер и занимает по продолжительности значительный период времени и зависит не только от действий Комитета, но и от действий исполнителей государственных контрактов по строительству жилых домов социального назначения.

Исходя из предписанной законом процедуры приобретения имущества для государственных нужд и предусмотренных для соблюдения этой процедуры сроков, установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения Комитетом решения суда о предоставлении ФИО12 жилого помещения явно недостаточен.

При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с выводом Врио начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1, что комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, являясь должником по исполнительному производству от 06.05.2019, не исполняет, то есть прямо отказывается исполнить или уклоняется от этого требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, при этом он нарушает срок исполнения, установленный судебным приставом – исполнителем.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, факт намеренного уклонения Комитета от исполнения требований исполнительного документа не установлен, поскольку его неисполнение обусловлено действиями подрядчика, ненадлежащим образом исполняющего свои обязательства относительно сроков исполнения по соответствующему государственному контракту.

Таким образом, Врио начальника отделения - старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 обстоятельства, свидетельствующие о виновности лица в совершении административного правонарушения, установлены не были, а выводы о наличии вины комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, основаны на предположениях, что в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ является недопустимым при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности в части установления и доказывания субъективной стороны правонарушения.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Принимая во внимание вышеизложенное, постановление Врио начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 № 41 от 11.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Комитета социального обеспечения, материнства детства Курской области прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Жалобу комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области - удовлетворить.

Постановление Врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 № 41 от 11.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня получения копии настоящего решения.

Судья Т.В. Дерий