ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/13 от 11.12.2013 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 12-33\13

РЕШЕНИЕ

Ульяновская область, р.п.Чердаклы 11 декабря 2013 года   

Судья Чердаклинского районного суда Ульяновской области Ватрушкина О.А., при секретаре Урусовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Ремдомсервис» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Ульяновского УФАС России ФИО2 №188 от 19.09.2013 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ

ФИО1, <...>, уроженки <...>, являющейся директором ООО «РемДомСервис», проживающей по адресу: <...>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Ульяновского УФАС России ФИО2 №188 от 19.09.2013 года директор ООО «РемДомСервис» ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, указав на то, что постановление в отношении нее вынесено необоснованно, поскольку недостатки системы горячего водоснабжения жилых домов в селе Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области носят длящийся характер, возникли по вине ИП ФИО3, который управлял указанными домами и не выполнял возложенные на него обязанности по содержанию общедомового имущества. Кроме того, Управлением не учтен и тот факт, что выход из строя системы горячего водоснабжения в указанных жилых домах произошел, и в том числе, по вине ООО «Тепломагистраль», которое в 2011 г. прекратило подачу горячей воды в с.Архангельское, результатом чего явилась «разморозка» системы горячего водоснабжения. Управление решением по делу 9813\04-2013 от 30.07.2013г. признало действия ООО «Тепломагистраль», выразившиеся в навязывании невыгодных условий ООО «РемДомСервис» по установке общедомовых приборов учета горячего водоснабжения в многоквартирных домах №№ 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области, нарушением п.3 ч.1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Управлением вся ответственность за состояние системы ГВС в жилых домах была возложена на Общество и его руководителя, которое предпринимало и предпринимает все возможные меры по восстановлению системы горячего водоснабжения.

Просит вынесенное в отношении нее постановление руководителя Ульяновского УФАС России ФИО2 №188 от 19.09.2013 года отменить, производство по делу в отношении нее прекратить.

ФИО1 в судебном заседании и ее представитель ФИО4 доводы жалобы поддержали.

Представитель Ульяновского УФАС России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на жалобу с ней не согласен, считает постановление законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав, участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения указанной жалобы в связи со следующими обстоятельствами.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В статье 2.4 КоАП РФ закреплено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций (статья 2.4 КоАП РФ).

Согласно пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ определено, что ответственность за нарушение антимонопольного законодательства несут должностные лица организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах проведен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 2200 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

В качестве источника исходной информации использовалась информация, полученная от администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение», а также хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению и эксплуатации жилого фонда на территории данного муниципального образования.

Временные границы обзора рынка услуг по управлению многоквартирными домами определен периодом с 01.01.2013 года по настоящее время.

Выбор временных границ обусловлен тем, что в период до 01.01.2013 на территории МО «Мирновское сельское поселение» на данном рынке осуществлял деятельность единственный хозяйствующий субъект ИП ФИО3 С 01.01.2013 ФИО3 заключил договор цессии и передал обязанности по управлению многоквартирными жилыми домами ООО «РемДомСервис».

Для исследуемого рынка продуктовыми границами рынка будут являться комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Состав указанных услуг регламентирован статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Объем жилищного фонда МО «Мирновское сельское поселение» составляет 54 многоквартирных дома.     Состав     хозяйствующих     субъектов,     оказывающих услуги     по     управлению многоквартирными домами, на исследуемом рынке 1 - ООО «РемДомСервис».

В МО «Мирновское сельское поселение» управление 34 многоквартирными домами или 62,9% от общего объема жилищного фонда осуществляется ООО «РемДомСервис». Выбор управляющей организации осуществлен собственниками помещений на общем собрании собственников многоквартирных домов. Не определились с выбором способа управления собственники жилых помещений, владеющие 37,1% от общего жилищного фонда МО «Мирновское сельское поселение». Сведения о проведении Администрацией МО «Мирновское сельское поселение» конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом отсутствуют. Информации об иных организациях, осуществляющих деятельность на данном рынке не имеется.

На территории МО «Мирновское сельское поселение» услуги по управлению многоквартирными домами оказывает ООО «РемДомСервис», имеющая долю на рынке 62,9%, конкуренция на данном рынке не развита в связи с наличием высоких барьеров входа на рынок. ООО «РемоДомСервис» избрано в качестве управляющей организации в домах №№ 25,29, 35 по ул. 50 лет Победы с. Архангельское. ЧС собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных домов №№ 25,29, 35 по ул. 50 лет Победы заключены договоры управления многоквартирным домом от 01.01.2013 года. Кроме того, с 23.01.2013 года ООО «РемДомСервис» является управляющей организацией в доме № 37 по ул. 50 лет Победы.

До 2011 года поставка горячей воды в дома 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы осуществлялась по открытой системе центрального отопления от ТЭЦ-2 ОАО «Волжская ТГК».

10.10.2011 ООО «Тепломагистраль» приобрело у ООО «НПО Саргаз» газовую котельную на основании договора от 02.03.2011 на поставку блочно-модульной котельной мощностью 1550 кВт и акта приема-передачи от 31.03.2011. Котельная была установлена 26.09.2011 согласно акту приемки законченного строительством объекта.

После реконструкции системы теплоснабжения в с.Архангельское подача горячей воды в указанные дома не возобновлялась.

30.09.2011 общим собранием собственников жилых помещений в домах N№ 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское была избрана форма управления - непосредственное управление.

С 01.10.2011 ООО «Тепломагистраль» заключило с жителями вышеназванных домов договоры на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения. Всего заключено 99 договоров согласно представленному перечню по состоянию на 01.01.2013. В п.l1. договоров на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения предусматривается, что ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту тепловую энергию на отопление в жилые помещение, расположенные по адресу: с.Архангельское, ул.50 лет Победы, 25, 29, 35, 37 в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, снабжать Абонента горячей водой. В п.2.1.2 указанных договоров ООО «Тепломагистраль» обязуется осуществлять подачу тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в необходимых Абоненту объемах в пределах технической возможности, технического состояния и готовности внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования для предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Договор подписан обеими сторонами.

В обязанности Абонента входит приведение в техническую готовность внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период (в том числе про водить промывку и опрессовку внутридомовых систем и внутриквартирного оборудования).

Граница эксплуатационной ответственности установлена по цоколю здания домов №25, 29, 35, 37. ООО «Тепломагистраль» несет ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей от газовой котельной до границы раздела, жильцы вышеназванных домов - от границы раздела.

С 01.11.2011 между жильцами домов №25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы и ИП ФИО3 начали действовать     договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме.

С 24.01.2013 ФИО3 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

С 01.01.2013 на территории МО «Мирновское сельское поселение» услуги по управлению общим имуществом в многоквартирном доме оказывает ООО «РемДомСервис» на основании договоров управления многоквартирными домами №25, 29, 35 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское, а также при отсутствии заключенных договоров оказывает услуги по управлению общим имуществом в многоквартирном доме №37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское и взимает за данные услуги плату.

Поскольку для осуществления соответствующей деятельности в ведение управляющей организации передается общедомовое имущество и, в частности, общедомовые сети, эта же организация, заключив договор управления, становится и единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан - собственников помещений в домах под управлением компании.

По отношению к жителям и нанимателям жилых помещений вышеуказанных многоквартирных домов ООО «РемДомСервис», с учётом выбора общего собрания собственников жилых помещений и заключенного договора управления, является единственным возможным продавцом такого товара, как управление жилым фондом, то есть доля данного хозяйствующего субъекта составляет 100%.

     Таким образом, на действия ООО «РемДомСервис»     распространяется запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Заключив договоры управления общим имуществом в многоквартирном доме ООО «РемДомСервис» взяло на себя обязанность оказывать услуги по содержанию и ремонту внутридомового имущества в соответствии с требованиями, установленными законом.

В соответствии с представленными оборотными ведомостями и пояснениями ООО «РИЦРегион» от 04.04.2013 плату за услугу «содержание и ремонт жилья» жильцам домов №№ 25,29,35, 37 по ул. 50 лет Победы с 01.01.2013 выставляло ООО «РемДомСервис». ООО «РемДомСервис» были предоставлены сведения о выручке от оказания услуг по управлению жилым фондом в МО «Мирновское сельское поселение» за 2013 год – <...> руб.

Согласно акту технического состояния системы горячего водоснабжения в жилых домах №№ 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское от 10.12.2012 не были устранены технические замечания (не выполнена опрессовка и промывка трубопроводов системы горячего водоснабжения, не выполнена тепловая изоляция системы ГВС, не выполнены монтажные работы по восстановлению систем ГВС и др.), в связи с чем поставка горячей воды в указанные дома не производилась.

Доказательств, что ООО «РемДомСервис» устранило замечания, выявленные ООО «Тепломагистраль» и препятствующие подаче горячей воды в указанные дома, Обществом не представлено.

Неисполнение данной обязанности надлежащим образом повлекло существенное нарушение права потребителей коммунальных услуг получать услуги горячего водоснабжения.

Решением единственного учредителя ООО «РемДомСервис» ФИО1 от 21.01.2013 директором Общества назначена ФИО1

Договоры управления многоквартирными домами №№ 25, 29, 35 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское подписаны ФИО1

Суд приходит к выводу о том, что ФИО1 была обоснованно привлечена Постановлением заместителя руководителя Ульяновского УФАС России ФИО2 №188 от 19.09.2013 года к административной ответственности по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ.

ООО «РемДомСервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории МО «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

При назначении административного наказания учтен характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения, финансовое положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют. Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену вынесенного постановления, судом не установлено. Постановление вынесено правомочным лицом. Наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения. Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Ульяновского УФАС России ФИО2 №188 от 19.09.2013 года, которым ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ с назначением с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <...> руб. оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения..

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:              О.А. Ватрушкина