Дело №12-33/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
09 октября 2018 года
село Улёты Улётовского района Забайкальского края
Судья Улётовского районного суда Забайкальского края Крюкова О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2, на постановление заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере данные изъяты рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере данные изъяты рублей.
Не согласившись с постановлением заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении, защитник юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2, подал жалобу в Улётовский районный суд Забайкальского края, в которой просил постановление заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Поданную жалобу он мотивировал следующими доводами: ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра и обследования лесных участков обнаружен факт нарушения правил пожарной безопасности в лесах. ДД.ММ.ГГГГ по данному факту был оформлен протокол об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ в отношении заявителя вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей. Из обжалуемого постановления, что вменяемое заявителю правонарушение, было совершено ДД.ММ.ГГГГ. Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ. Просил постановление заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Защитник юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, причину неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Представитель государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» на основании доверенности ФИО3, надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии, а также представила отзыв на жалобу, согласно которому просила в удовлетворении жалобы защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2 отказать, ссылаясь на следующее. Заявленное ходатайство представителя учреждения о прекращении производства по административному делу за истечением срока давности привлечения, не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.4.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год. Административное правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ, учреждение привлечено к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока давности, установленного для данной категории дел. Также не имеется оснований для снижения назначенного административного штрафа, поскольку в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Однако минимальный размер административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц составляет пятьдесят тысяч рублей. Административное наказание назначено учреждению в минимальном размере, установленном санкцией ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, административным органом соблюдены, права заявителя не нарушены, все доводы заявителя направлены на избежание от административной ответственности.
Принимая во внимание положения, установленные ст.25.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2 и представителя ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» на основании доверенности ФИО3
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу, что постановление заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения, а жалоба защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2 подлежит оставлению без удовлетворения. Приходя к указанному выводу, исхожу из нижеследующего.
Согласно ч.1 ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Исходя из ч.3 ст.53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года №281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса Российской Федерации относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417 утверждена Правила пожарной безопасности в лесах, в соответствии с которыми установлены единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между Государственной лесной службой Забайкальского края и краевым государственным учреждением «Ингодинский лес», последнему был передан во временное пользование сроком на 25 лет для заготовки древесины лесной участок, площадью 18456 га, расположенный по адресу адрес муниципальный район «Улётовский район» Ингодинское лесничество, Верх-Ингодинское участковое лесничество, кварталы №№, 12, 19-24, 34-41, 55-63, 79, 80. адресвое государственное учреждение «Ингодинский лес» были возложены обязанности по осуществлению санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий, лесовосстановлению и уходу за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и плане санитарно-оздоровительных мероприятий.
ДД.ММ.ГГГГ между Государственной лесной службой Забайкальского края и Краевым государственным специализированным автономным учреждением «Забайкальское лесохозяйственное объединение» в связи с реорганизацией краевого государственного учреждения «Ингодинский лес» в форме присоединения к краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение» и переходом всех прав и обязанностей по договору № аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № о внесении изменений в договор № аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Из приложения № к договору № аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что арендатор обязан выполнить, в том числе: устройство и размещение запрещающих знаков – 4 шт.; установка аншлагов и панно – 1 шт.; установка и эксплуатация контрольно-пропускных пунктов – 1 шт.; устройство минерализованных полос – 10,5 км.; строительство дорог противопожарного назначения – 0,4 км.; благоустройство зон отдыха граждан – 1 шт.; организация и создание пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения – 1 шт.; уход за минерализованными полосами – 0,69 км.; ремонт и содержание дорог противопожарного назначения – 1,5 км.; проведение профилактических отжигов – 3 га.
Актом осмотра и соблюдения лесных участков за соблюдением лесопользователями договорных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на основании приказа ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» № от ДД.ММ.ГГГГ участковый лесничий, государственный лесной инспектор в лесничестве и лесопарке Верх-Ингодинского участкового лесничества, Ингодинского лесничества ФИО4 провел осмотр и обследование арендованного лесного участка КГСАУ «Забайкаллесхоз» на предмет выполнения договорных обязательств предусмотренных договором аренды по выполнению противопожарных, лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий за 2017 год. В ходе осмотра установлено, что КГСАУ «Забайкаллесхоз» не выполнило противопожарные мероприятия в Верх_ингодинском участковом лесничестве Ингодинского лесничества, а именно: устройство и размещение запрещающих знаков в квартале 12 выделе 6 – 1шт., квартале 11 выделе 15 – 1 шт., квартале 37 выделе 25 – 1шт., квартале 11 выделе 27 – 1 шт.; установка аншлагов и панно в квартале 12 выделе 6 – 1 шт.; установка и эксплуатация контрольно-пропускных пунктов – 1 шт.; устройство минерализованных полос в квартале 11 выделах 1, 5, 9, 15, 29, квартале 12 выделах 2, 4, 6, 7, 8, 15, 28, 29 – 10,5 км.; строительство дорог противопожарного назначения в квартале 62 выделах 5, 6, 9, 10, 15 – 0,4 км.; благоустройство зон отдыха граждан в квартале 38 выделе 22 – 1шт.; организация и создание пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения – 1 шт.; уход за минерализованными полосами в квартале 11 выделах 1, 5, 9, 15, 29, квартале 12 выделах 2, 4, 6, 7, 8, 15, 28, 29 – 0,69 км.; ремонт и содержание дорог противопожарного назначения в квартале 79 выделах 5, 8, 13, 15, 25, 26, 31, квартале 38 выделах 1, 5, 8, 11, 12, 15, 19, 22, 27, 25, квартале 80 выделах 7, 8, 11, 13 – 1,5 км.; проведение профилактических отжигов в квартале 11 выделе 31, квартале 19 выделе 1, квартале 21 выделе 3 – 3 га.
Указанные в ходе осмотра нарушения лесного законодательства послужили основанием для составления в отношении КГСАУ «Забайкаллесхоз» ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица к ответственности на основании постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Факт совершения КГСАУ «Забайкаллесхоз» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также другими материалами дела.
Объектом посягательства правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России. Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, действия юридического лица КГСАУ «Забайкаллесхоз» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Постановлением заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному штрафу в размере данные изъяты рублей.
Согласно ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу положений ст.26.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 24.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших исполнению КГСАУ «Забайкаллесхоз» требований пожарной безопасности в лесах, не представлено.
Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым, соответствует целям его назначения.
При указанных обстоятельствах, следует признать, что КГСАУ «Забайкаллесхоз» правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Доводы жалобы защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2 о том, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, нахожу несостоятельными. Приходя к указанному выводу, исхожу из нижеследующего.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится к административным правонарушениям, входящим в главу 8 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
В соответствии с ч.1 ст.4.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение, в том числе, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Административное правонарушение должностными лицами ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» выявлено в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица КГСАУ «Забайкаллесхоз» составлен ДД.ММ.ГГГГ, постановление о назначении административного наказания вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока давности, установленного ст.4.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящей жалобы не установлено наличие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, не имеется сомнений в установлении вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в совершении административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного наказания в виде штрафа в размере данные изъяты рублей, оставить без изменения.
Жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2 оставить без удовлетворения.
В соответствии с положением ст.30.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.Н.Крюкова