ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/19 от 16.01.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу в первой инстанции судья Жгенти Л.А.

Идентификационный номер 75RS0016-01-2019-000479-61

Номер первой инстанции 12-33/2019

Номер второй инстанции 7-21-347/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 25 ноября 2019 года жалобу защитника юридического лица ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда ФИО2 от 22 июля 2019 года и решение судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Светлый Альянс+»,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда ФИО2 от 22 июля 2019 года ООО «Светлый Альянс+» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.

Решением судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, защитник юридического лица ФИО1 просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить.

Защитник юридического лица ФИО1 надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в период с 1 июля 2019 года по 2 июля 2019 года на основании Распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 11 июня 2019 года № 75/12-3448-19-И (л.д. 5-10), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Светлый Альянс+» должностным лицом Государственной инспекции труда в Забайкальском крае проведена плановая, документарно-выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Светлый Альянс+», являясь юридическим лицом, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, а именно в нарушении пунктов 67, 68, 485, 497 Приложения к Приказу Минтруда России от 01.11.2013 № 652н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» водителям, машинистам бульдозера, экскаватора не выданы в числе прочей сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по установленным нормам жилеты сигнальные 2 класса защиты. По результатам проверки составлен акт № 75/12-7964-19-И от 10 июля 2019 года (л.д. 11-16).

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении № 75/12-7966-19-И от 15 июля 2019 года (л.д. 16-20) и вынесения постановления № 75/12-8654-19-И о привлечении ООО «Светлый Альянс+» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, которое в последующем решением судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2019 года оставлено без изменения.

Считаю, что данные акты нельзя признать законными по следующим обстоятельствам.

В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Согласно части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.

В материалах дела имеется акт проверки от 10 июля 2019 года составленный по результатам проверки ООО «Светлый Альянс+». Данный акт явился основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Светлый Альянс+».

Заявителем жалобы указывается, что проверка в отношении ООО «Светлый Альянс+» проведена незаконно, с данными выводами полагаю возможным согласиться, по следующим основаниям.

Регулярность проведения плановой проверки, предусмотрена частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и должна проводиться не чаще одного раза в три года.

Согласно части 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 установлен порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Пункт 20 указанного Положения устанавливает, что проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью: для категории высокого риска - один раз в 2 года; для категории значительного риска - один раз в 3 года; для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет; для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

В соответствии пунктом 14 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного для вида федерального государственного контроля (надзора) положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а для вида регионального государственного контроля (надзора) - приложением к настоящим Правилам периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного законодательством Российской Федерации действия или события.

По делу установлено, что ООО «Светлый Альянс+» начало осуществлять свою деятельность с 25 января 2016 года (согласно сведениями из ЕГРЮЛ). Приказом главного государственного инспектора труда в Забайкальском крае от 07 июля 2018 № 88-о ООО «Светлый Альянс+» присвоена категория среднего риска.

Таким образом, проверка соблюдения трудового законодательства может быть проведена не ранее 5 лет после начала деятельности ООО «Светлый Альянс+», то есть после даты 25 января 2021 года.

Аналогичные выводы содержаться в представлении первого заместителя прокурора Забайкальского края от 27 августа 2019 года и в ответе руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае, в котором признается нарушение законодательства при проведении проверки в отношении ООО «Светлый Альянс+».

В силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки).

По настоящему делу проверка в нарушении указанных требований проведена ранее установленного законодательством срока, в связи с чем, результаты проверки отраженные в акте от 10 июля 2019 года нельзя признать законными.

Таким образом, собранные по делу доказательства (в том числе акт проверки и протокол об административном правонарушении от 15 июля 2019 составленный на основании этого акта) получены с нарушением установленной законом процедуры и в соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ являются недопустимыми, обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, не доказаны.

Применение части 9 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ которой предусмотрено, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года, невозможно.

Действительно основным видом деятельности ООО «Светлый Альянс+» является добыча руд и песков драгоценных металлов, однако в данной редакции часть 9 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ в которую включены юридические лица осуществляющие виды деятельности при обращении драгоценных металлов начала действовать с 18 июня 2019 года, то есть после утверждения плана проведения проверок Государственной трудовой инспекции на 2019 года и после вынесения распоряжения от 11 июня 2019 года о проведении проверки (л.д. 4), в связи с чем, к данным обстоятельствам это положение закона не применимо.

Исходя из изложенного постановление главного государственного инспектора труда ФИО2 от 22 июля 2019 года и решение судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2019 года вынесенные в отношении ООО «Светлый Альянс+» подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Светлый Альянс+» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

жалобу защитника юридического лица ФИО1 удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда ФИО2 от 22 июля 2019 года и решение судьи Могочинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Светлый Альянс+» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Светлый Альянс+» состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции порядке статей 30.12.-30.14 КоАП РФ.

Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков