№12-33/2020
64RS0043-01-2019-006551-89
решение
14 февраля 2020 г. г.Саратов
Судья Волжского районного суда г.Саратова Гончарова Н.О.,
при секретаре Жаренковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области
№-м от 06 декабря 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установила:
постановлением начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области №-м от 06.12.2019 председатель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выразившееся в утверждении документации об аукционе на проведение работ по ремонту автомобильных дорог с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 руб.
В жалобе на указанные постановление ФИО1 просит его отменить с прекращением производства по делу. Указал, что Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" является муниципальным заказчиком, который осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ). В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. В соблюдение требований п.11 ч.1 ст.64 и ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ заказчиком в документации об электронном аукционе (извещение №) были установлены дата начала срока предоставления участниками электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе – 13.04.2019 и дата окончания срока предоставления участниками электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе – 04.05.2019. Согласно ч.4 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в течение двух дней (календарных) с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе заказчик в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) разъяснения положений документации об электронном аукционе в соответствии с поступившем запросом о даче разъяснений при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Из приведенных положений Федерального закона следует, что потенциальный участник электронного аукциона вправе направить в адрес электронной площадки запрос о предоставлении разъяснений документации в любое время с момента размещения, но не позднее чем за три дня до окончания подачи заявок на участие. В этом случае у заказчика возникает обязанность ответить на запрос участника в течение 2-х дней с даты поступления, то есть второй календарный день будет являться последним днем для предоставления участнику разъяснений, но не в коем случае не на третий календарный день, что будет противоречить нормам закона. При этом в ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ законодатель четко устанавливает календарные дни, нет указания на рабочие дни. Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" как заказчик не ограничил потенциальных участников закупки во время подачи запроса на разъяснение документации, и действия заказчика не повлекли нарушение прав или законных интересов третьих лиц, а также не повлияли на результат определения подрядчика. При поступлении запроса на разъяснение оператор электронной площадки в течение часа направляет об этом информацию заказчику посредством направления уведомления в личном кабинете заказчика, а также по электронной почте. Электронная площадка работает круглосуточно и потенциальный участник закупки может воспользоваться своим правом на подачу запроса в любое удобное для него время. В Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" установлено ежедневное дежурство сотрудников, в том числе и в выходные дни и идет постоянный мониторинг электронной почты. Таким образом, у Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" есть возможность предоставить разъяснения, в том числе и в выходные дни. Кроме того, по данной закупке запросов не последовало. Полагает, что при применении в данном случае главы 11 ГК РФ возникает нарушение порядка разъяснения положений документации о проведении закупки, за что предусмотрена ответственность по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ. Вменяемый ему в вину состав административного правонарушения с формулировкой "заказчиком некорректно установлены сроки окончания предоставления участниками электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе" отсутствует.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности и осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки, заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч.1 и 2.1 ст.15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч.2 ст.67 настоящего Федерального закона; порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ст.107 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 №27-281 "О Положении о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов". В соответствии с положением Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов". Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета в соответствии с законодательством, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" выступает муниципальным заказчиком и осуществляет закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ заказчиком Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" на официальном сайте www.zakupkiv.gov.ru размещено извещение от 18.04.2019 № о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог с начальной (максимальной) ценой контракта 167241732 руб., а также документация об аукционе (редакция 2), утвержденная 18.04.2019 председателем Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" ФИО1
В пункте 2.12 части II документации об электронном аукционе заказчиком установлены дата и время окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, а именно: дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе – 13.04.2019, дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе – 04.05.2019.
В пункте 2.3 части II документации об электронном аукционе заказчиком установлены дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе: 06.05.2019 8-00 (по московскому времени).
Таким образом, учитывая установленный ч.4 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, а также учитывая установленные заказчиком дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дату окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе, срок направления участниками аукциона запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе истекает 02.05.2019.
Согласно ст.191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено начало. При этом в соответствии со ст.193 ГК РФ если последний день срока приходится на не рабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с постановлением Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2019 году" от 01.10.2018 №1163 в 2019 году перенесены следующие выходные дни: с субботы 5 января на четверг 2 мая; с воскресенья 6 января на пятницу 3 мая; с субботы 23 февраля на пятницу 10 мая.
Таким образом, 02.05.2019 являлось нерабочим выходным днем.
В соответствии с п.5.1.1 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.06.2014 №18, в Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье).
В связи с изложенным срок направления участником электронного аукциона запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе не мог истекать в нерабочий день 02.05.2019 г. и в соответствии со ст.193 ГК РФ днем окончания указанного срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 06.05.2019, а датой окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе не мог являться нерабочий день 04.05.2019 и в соответствии ст.193 ГК РФ надлежащей датой окончания указанного срока считается ближайший следующий рабочий день, то есть 06.05.2019.
Таким образом, установленные заказчиком в документации об электронном аукционе № дата и время окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе с учетом установленной заказчиком даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 06.05.2019 8-00 (по московскому времени) не позволяют заказчику надлежащим образом выполнить установленные п.11 ч.1 ст.64, ч.4 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ порядок и сроки предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе и не обеспечивают гарантированную ч.4 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ реализацию права участников Аукциона на своевременное получение разъяснений положений документации об аукционе.
Приказом Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ№-лс ФИО1 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ назначен на должность заместителя председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", начальника управления по экономике, финансированию, бюджетному учету и отчетности. В соответствии с должностной инструкцией заместителя председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" указанное должностное лицо обеспечивает работу по вопросам муниципального заказа, несет ответственность за неисполнении или ненадлежащее исполнении возложенных на него обязанностей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что документация об аукционе утверждена 18.04.2019 заместителем председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" ФИО1
В связи с изложенным должностное лицо пришло к обоснованному выводу об отсутствии у ФИО1 как заместителя председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" правовых оснований для утверждения документация об аукционе №, поскольку установленная дата и время окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.
Довод жалобы об установлении в Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" ежедневного дежурства, в том числе в выходные дни, а также тот факт, что никто из участников аукциона не обратился к заказчику за разъяснениями документации по аукциону, не может быть принят во внимание, поскольку своими действиями по утверждению документации об электронном аукционе, не соответствующей установленным законом требованиям, ФИО1 нарушил охраняемые общественные правоотношения в области порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, совершенное ФИО1 правонарушение нельзя признать малозначительным и не причинившим вреда обществу.
При таких обстоятельствах начальник отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области пришел к правомерным выводам о наличии в действия ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, и его виновности в его совершении.
Указанные выводы правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Должностным лицом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, оснований для их переоценки не имеется.
Оснований для переквалификации действий ФИО1 не имеется.
Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.4.1 Кодекса с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства, в качестве которого обосновано признано повторное совершение однородного административного правонарушения.
Оснований для снижения размера назначенного административного штрафа судья не усматривает.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области №-м от 06 декабря 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья